... о горном походе 4 к.с. по Матче, чуть не обернувшимся пешим походом 5 к.с.
А начиналось всё вполне штатно. Утром 7 августа группа из 8 человек, наняв "Газель", выдвинулась из славного города Исфара в кишлак Ворух. Вот эти люди:
1. Кузанян Кирилл (руководитель).
2. Арсенина Лена (завхоз).
3. Беляева Татьяна (медик и фотограф, единственная участница из Питера).
4. Березницкий Сергей (реммастер + летописец).
5. Валуев Илья.
6. Грушина Александра (ещё фотограф).
7. Комаров Дима (снаряженец).
8. Штаненков Володя.
Ворух встретил нас дождичком, который вскоре прекратился. Наняв грузовик, мы двинулись вверх, в горы. Километров 25-30 мы преодолевали аж 4 часа! Зато по пути мы были угощены абрикосами, растущими в этой долине в больших количествах.
Дождь начался снова - не лучшее начало похода. Попрыгав из машины, мы натянули тент и просидели под ним часа два, устроив обед. Рядом был дом, из которого нам вынесли чай и угощения, а затем и вовсе пригласили на ночлег.
Маршрут наш представлял собой одно большое кольцо, что не давало возможности сделать сколь-нибудь значимую заброску. Но чтобы не тащить тяжёлые рюкзаки в первые два дня похода, мы наняли пару лошадей и осла, которые отвезли часть нашего барахла сразу на перевал Джиптык.
В первый ходовой день мы заночевали под перевалом, там где речка начинается неожиданно среди камней. Вечером к нам наведались чабаны и угостили мясом.
Первый перевал (Джиптык, 1А, 3700) был пройден нами в намеченный срок, только вот спускаться пришлось уже со всем барахлом. Ко мне добавилось 19 кг продуктов, шагал я с трудом. Пер. Джиптык - "скотопрогонный" (вверх тропа, вниз сыпуха), никакой технической сложности не представляет.
Спустились в долину реки Джиптык. Только поставились - ливанул дождь. Вообще, погода поначалу была достаточно стабильна: каждое утро хорошая погода, каждый вечер - дождь. Сформировали маленькую заброску на последние 2 дня похода (возвращаться планировали опять же через Джиптык).
На следующий день, 10 августа, предполагалось подойти под перевал Щуровского, но что-то здесь за последние 13 лет изменилось, тропу кое-где смыло селем, а кое-где мы и не знали как пройти, наткнувшись на скалы, да и шли мы не очень резво, поэтому под перевал за один день нам подойти не удалось. Кирилл был здесь 13 лет назад, но мало узнавал местность.
А 11 августа Володя никак не мог акклиматизироваться, шёл медленно, мы таскали его рюкзак, разгружали, и опять не подошли под перевал. Вернее, под перевал-то мы подошли, встав на моренном чехле ледника, но сам перевал пройти уже времени не было, да и у Володи, оказалось, повышена температура. Решили, что если завтра ему не станет лучше, придётся его спускать вниз. Вечером желающие прошлись наверх, к перевалу. Мы дошли почти до перевального взлёта, обнаружили, что дальше возможны трещины, и вернулись в лагерь.
Ночью шёл снег. Утром Володе лучше не стало, и пришлось нам с Ильёй его провожать вниз, шагая по заснеженной морене. Довели мы его до конца ледника, и оставили у бурных вод р. Джиптык. Внизу ему стало лучше, и дальше он уже мог нормально идти с рюкзаком. Попрощались, он пошёл дальше вдоль Джиптыка, а мы рванули наверх и к вечеру достигли лагеря. У нас планировалось 2 дня запаса, и теперь они уже оба были потеряны. Однако ещё оставалась днёвка.
12 августа прошли перевал Щуровского (1Б*, 4200, по условиям прохождения - 2А), ледник перед перевальным взлётом шли в связках, пару раз провалились (по задницу), но без последствий. Тур на перевале не нашли, сложили свой. Спуск сначала был по скалам, мы прошли на личной технике, верёвку не вешая, хотя времени явно не сэкономили. Затем был ледник (шли в связках, никто не провалился), затем опять по скалам, затем опять кусочек ледника (мы шли, забирая влево), выйдя на морену заночевали. На следующий день был запланирован проход перевала Кшемыш (2Б), на снежном взлёте которого виднелся нехилый берг. Ясно было, что завтра нам перевал не пройти, так как надо было сначала подойти под него, а затем ещё и провесить верёвки, а на следующий день уже идти. Так мы потеряли третий день запаса - днёвку.
Утром вдобавок выяснилось, что забурились мы не туда, впереди - почти отвесная стена, пришлось отходить назад, где скалы более пологие. Поставив лагерь на леднике (нашли маленький моренный островок среди льда и множества ручьёв), пошли провешивать перевал, хотя бы насколько это было возможно. Издалека казалось, что перевал вообще не проходим, что стена 90 градусов, но подойдяя ближе выяснилось, что всё не так уж плохо. Решили что до берга дойдём без верёвок и с рюкзаками, и провесили всего одну верёвку через берг и выше (высота берга составляла метра 3-4). Дима повесил верёвку на ледорубах, т.к. склон был снежный.
На следующий день вышли с рассветом, и вскоре убедились, что через берг с рюкзаками не пролезть (там был чуть ли не ледовый карниз), поэтому рюкзаки вытаскивали параллельно отдельной верёвкой. Татьяну тоже пришлось вытаскивать - она лезла с трудом. Дима тем времеменем провешивал верёвки, коих получилось ещё 4 с половиной. Все крепились на ледорубах (по причине снежного склона) и лишьсамая верхняя - на бурах (там обнаружился лёд).
Там где закончился снег и лёд, начиналась вертикальная стенка скал. Я полез в обход, и с трудом всё же нашёл проход, иногда держась на "честном слове" - скалы были хрупкими. Мне удалось даже найти старую петлю, переброшенную через выступ скалы. Я продублировал точку и повесил верёвку. До вечера удалось пролезть всем участникам и вытащить пару рюкзаков. До перевальной седловины ещё непонятное количество верёвок, я сходил на разведку, но лучшей полочки для ночёвки не нашёл. Погода портилась, повалил снег. Пристраховавшись мы кое-как укрепили тент от палатки, залезли под него, подстелив палатку под себя и накрывшись спальниками. Кирилл, Дима и Александра ночевали под другим тентом.
Тент заваливало снегом, он проседал и протекал, однако мы кое-как спали. В проловине второго ночи к нам пожаловали Дима и Саша, ссылаясь, что мёрзнут. Нам пришлось их впустить, но в оставшуюся часть ночи в такой давке удавалось уснуть не всем. К утру снег стих, но ветер не прекращался. Нам вылезать не хотелось, и выползли мы только в 8.
Сначала повытаскивали рюкзаки, затем я пошёл провешивать следующую верёвку. Снега нападало сантиметров 25, идти было трудно, так как было не ясно, что за скалы под ногам. Вчера вечером я приметил точку со старой петлёй, но сегодня не мог найти её. Пришлось делать новую, как впоследствии выяснилось, в двух метрах от заснеженной старой.
Следующую верёвку провешивать было сложнее: под снегом кое-где скрывался лёд, поэтому не за что было ухватиться. Возвращаться и одевать кошки не хотелось. Пройдя траверсом левее, удалось найти проход в скалах, но дальше опять под снегом скрывался лёд, я и повесил верёвку на бурах. Первым по ней прижумарил Кирилл, он меня и выпустил в туалет на страховке (иначе было бы опасно).
Следующую верёвку я вешал крайне долго: три попытки идти в разных направлениях заканчивались непроходом. Дело уже шло к вечеру, что грозило обернуться очередной ночёвкой на полочке. Этого никому не хотелось. Решили перейти со скал на лёд (ледовый кулуар был правее по ходу). Пришлось повесить косые перила по скалам, маятник и трудные места были обеспечены. С рюкзаком пролезли не все. Параллельно, пока не стемнело, отправили Диму провешивать перила по льду. До верха опять не хватило, нарастили верёвку, но по перегиба опять недостали. На глаз оставалось метров 30.
К тому моменту, как сгустились сумерки, я вылез на последнюю точку. Встегнул свободный конец верёвки для подстраховки, но она закончилась раньше перегиба. Последние метров 20 аккуратно пролез без верёвки и очутился на залитой лунным светом седловине перевала. Время было 22 часа (по нашему времени, операжающему местное на 2 часа). Ещё в течение четырёх часов вылезали остальные участники, кто с рюкзаком, а кто и без. Последней прошла Лена - она боялась идти 20 м без перил, и специально для неё пришлось провешивать. На сей раз позаботились не оставить внизу палатку, благо что на перевале было под неё место.
Итак, наконец мы заночевали в палатке, на пер. Кшемыш (2Б, 4300), а не на полочке. Мы разместились всемером в одной палатке (5-местной), но, как говорится, "в тесноте, да не в обиде". Одиннадцать верёвок подъёма позади, хотя завтра нам ещё предстоит затащить 3 рюкзака и снять верёвки. Наскоро поужинали (первый раз за два дня) и спать. Записка говорила о том, что уже как 7 лет на перевале никого не было.
16 августа. Страшно отстаём от графика. Да ещё и примус плохо работает - удалось лишь разогреть воду, но карпюр заварился. Спустились в долину р. Ак-Терек, вечером повалил снег, а мы подумывали над изменением маршрута. Решили заменить перевалы Айланыш и Дарапиоз перевалом Матча, что позволяло сократить маршрут и восстановить график.
17 августа по цветущей долине подходим под пер. Матча-1. Описанию, составленному лет 20 назад, мало что соответствует (это относится и к другим перевалам). Характер ледников и моренных чехлов изменился, берги увеличились. Оптимальный путь не был ясен. А вечером, вдобавок, сломался второй примус, и мы остались лишь с одним. Однако, новая технология готовки тут же была успешно налажена, и нам хватало одного примуса.
Утром, 18 августа, идём по леднику в связках до начала взлёта, закрытых трещин не замечаем. Далее были варианты идти по скалам или по льду, выбираем второй вариант, я для подстраховки вешаю верёвку там, где снежный мост через трещину, он оказался прочным и всех выдержал. Перекусив на полочке, дальше пошли в лоб - более крутым и коротким путём. Здесь мы с Димой поразвлекались с инструментами: первую верёвку вешал он, а мне досталась вторая, где крутизна до 70 градусов. Инструмент Grivel был хорош, держал надёжно, а Зеленцовский был похуже - зачастую его приходилось загонять по нескольку раз. И всё же 2 верёвки - это не 11, и к вечеру все были на перевали. Опять часть рюкзаков пришлось вытаскивать, а у Ильи вдобавок сломалась кошка, он зачем-то пошёл траверсом к скалам, натянул верёвку, чем напугал Кузаняна.
На перевале обнаружили три тура, а записки в двух из них: одна от 97-го года, другая - 98-го. Ещё на перевале нашли массу оборудованных площадок под палатки, оставшихся с советских времён, когда туристов через этот перевал гоняли толпами.
19 августа спускаемся по Зеравшанскому леднику (длиной 26 км) до впадения ледника Толстого (где-то километров 10). Лена приболела, так что идём не быстро. На леднике Толстого (мы заходили по его левому борту - так нам было короче), долго искали место для постановки палаток. Вооружившись ледорубами, разравнивали площадки.
У нас были все шансы пройти перевал Королёва, и вернуться в долину Джиптыка, к заброске, но не тут-то было. На следующий день, 20 августа, погода испортилась, мы встали на каком-то снежнике, не совсем понимая своего местоположения - видимости почти не было. Да ещё и Кирилл приболел. Два дня мы просидели в палатках, заметаемые снегом. Пришлось перейти на экономный режим потребления продуктов. Шансы попасть в долину Джиптыка таяли, а наши палатки всё заносило и заносило...
На третий день утром погода улучшилась, но была всё равно неустойчивой, грозя обернуться очередным снегопадом. Возможность прохождения перевала Королёва (а он 2Б и 4900 м) в ближайшее время казалась сомнительной. Мы повернули вниз, намереваясь пройти обратно ледник Толстого, затем до конца Зеравшанский ледник, и выйти через долину Зеравшана, что грозило обернуться 100-километровой пешкой - цивилизация, дороги и машины в этой долине ожидались совсем не скоро. Теперь, пройдя лишь 4 перевала (что на горную "четвёрку" недостаточно), мы думали, что километраж-то уж точно намотаем. На пешую "пятёрку" хватит.
По Зеравшанскому леднику (10 км) мы шли целый день: в нижнем течении ледник представляет из себя гигантские валы и ледовые стенки возвышающиеся иногда на десятки метров. Получилось так, что мы разделились: Кирилл и Илья шли по левому борту, остальные по правому. ночевали в разных местах, а наутро встретились в том месте, где из под обрывающихся ледяных стен вырывается бурный Зеравшан. Как мы были рады, когда началась "зелёнка"! По ней мы топали ещё полтора дня, экономя еду, пока, наконец, не вышли к мазару, от которого начиналась дорога. Несмотря на то, что мазар был на противоположном берегу, к нему был переброшен подвесной мост, вернее, канатная дорога, сооружённая местным умельцем. По ней мы и переправились. Изначально, мы на это не рассчитывали, предполагая, что нам ещё топать 30 км до кишлака Рог, где мы надеялись получить всякие блага. Однако и здесь нам повезло, и не только с едой (нас накормили и в маленьком кишлаке, что напротив мазара, и в доме при мазаре), но повезло и с машиной, доставившей нас в кишлак Самджон, что находился напротив кишлака Рог. Правда стоило нам это немалых денег - 1000 р.
Ночевать нас пригласили в дом, где хорошо накормили. Полночи разбирали снаряжение, так как нам предстояло разделиться: четверо спешили на самолёт в Худжант, двое (Илья и Лена) уже опоздали на свой самолёт и торопились в Ташкент, тобы улететь ближайшим рейсом, я же возвращался в Исфару на попутках.
Теперь можно подвести итоги похода. Маршрут мы полностью не прошли из-за:
1. Болезни и недостаточной подготовкой неоторых участников (верёвки мы провешивали лишь вдвоём с Димой).
2. Погодных условий.
3. Плохому соответствию описаний действительности.
После отъезда шестерых участников из кишлака Самджон (где мы ночевали), я ещё час прособирался, после чего тоже покинул гостеприимный дом, получив в подарок пакет с булочками. Ввиду отсутствия машин пошёл пешком. Так и дошёл до следующего кишлака под названием Ярм. Рюкзак был легкий, и шлось хорошо. Первый привал сделал лишь через 2 часа. Ещё через час ходьбы показалась первая попутная машина. Остановилась и подвезла до следующео кишлака Сабах. Здесь росли яблони в большом количестве, и я стал собирать яблоки. Тут проехала машина, я даже не успел проголосовать. Но водитель заметил меня, остановился, и предложил подвезти. Сначала он сказал, что едет в Худжант (я даже удивился), но в Мадрушкенте (районном центре Матчи) у него появилось какое-то дело, и он дальше не поехал. Было 4 часа дня, я пошёл пешком, поедая абрикосы. Здесь они валяются под ногами в безграничных количествах! Я пробовал разные сорта с различных деревьев и выбирал повкуснее. Вокруг народ повально сушит абрикосы, раскладывая их на земле в виде огромных жёлтых пятен. Через час появилась очредная попутная "Нива", водитель которой сказал, что видел меня в Ярме и удивился моему быстрому перемещению. Пригласил меня ехать завтра с ним в Худжант - он был таксистом и собирался утром везти клиентов. Переночевал в кишлаке н. Эсиз, ночью пришлось совершить марш-бросок в туалет - видимо, объелся абрикосами. Утром 30 августа разбудили в 5.30, после недолгого чая, в 6.00 отправились. В 7.45 начали вскарабкиваться на перевал Оббурдон, где оказались ровно в 9.00. На перевале уже лежал снег! Через час спустились в тёплую долину, а ещё через 2 часа, в 12.00, остановились на обед, уже не так далеко от Худжанта. Началась 6-я пищевая категория сложности. Но пока я об этом не подозревал: вся еда в меня вместилась нормально. После обеда проехали лишь минут 10, и машина свернула в сторону Бустона (туда, как оказалось, ехал водитель). Следующая машина подбросила меня лишь на несколько километров, до поворота на Нау. Там я простоял целый час, и даже решил поесть булочек, что в последствии оказалось ошибкой, т.к. очередная машина провезла меня 15 минут, после чего водитель зазвал на обед. Я отнекивался, понимая, что мне уже ничего не съесть, и согласился лишь на чай. Но водитель не внял моим словам и заказал по порции шурпы для себя и меня. Пришлось есть, после чего я уже передвигался с трудом.
Следующая машина подбросила меня до поворота на Гафуров. Повсюду вдоль дороги стояли менты, а все водители, подвозившие меня, говорили, что в Худжант пожаловал президент. Некоторые менты, однако, спокойно спали под деревцом в тенёчке.
Возле поворота на Гафуров, под мостом обнаружилась ж.д., по которой поехал пассажирский поезд. Я не смог разглядеть на вагонах таблички - в этот момент остановилась машина. Зато водитель рассказал, что этот поезд идёт в Россию (вероятно, сообщением Худжант-Саратов). Старенькая, но хорошо сохранившаяся "Волга", была под завязку набита арбузами и дынями, которые он закупил на границе в Бекабаде, так что ехали мы не быстро. Оптовая цена дыни составляла 1,5 сомони (а в разгар сезона была 1,10 - примерно 10 р.). Ехал водитель почти в Исфару, а точнее в пос. Ким (15-20 км не доезжая Исфары). Этот водитель сообщил, что видел вчера, в ночь с 29-го на 30-е, в Худжанте группу туристов из 4 человек, по описанию я понял, кто это был. Значит, на самолёт они успели.
В 18.37 на неторопливом ЗИЛе, в котором меня угощали арбузом, я прибыл на базар Исфары. Когда я пришёл в офис МЛТ, оказалось, что Фирдавс (у которого я жил в гостях) уже уехал домой в кишлак. Я заночевал в офисе, и ночью меня постигли последствия переедания. Никакой иммодиум не помогал. Следующий день я ничего не ел и отлёживался. Утром Фирдавс рассказал, что, получив звонок Кирилла, ездил 29-го в Худжант и отвозил шмотки (заброску, что мы оставляли в Исфаре). Он мне поведал историю остальных участников.