303. Экспедиция в Подмосковье. 14. Технологи.

Apr 12, 2012 22:08

Юрий Борисович попросил меня зайти на следующий день после начала исследования технологов.
- Что-нибудь посмотрели?
- Ну, естественно - целый день работали, - ответил я.
- Я не это имел в виду, - сказал Юрий Борисович, - есть ли что-то, что бы отличало технологов от тех наших сотрудников, которых вы исследовали раньше?
- Их отличает многое, но сегодня я могу с уверенностью сказать только о том, что в этой группе интеллект самый низкий среди ваших сотрудников, включая руководителей подразделений.


- Я предполагал, что вы обнаружите такое различие, но здесь, вероятно, ничего нельзя сделать. Люди с высоким интеллектом стремятся к творческой работе. Технологи в этом случае явно проигрывают другим группам, которые вы обследовали. Если у вас будет ещё что-нибудь интересное о технологах, позвоните - договоримся о встрече.
Вероятно, технологам и не требовался высокий интеллект. Тип труда человек-техника, к которым относились технологи, довольно хорошо характеризовал их положение в иерархии НПК. По усреднённым данным их нельзя было назвать интровертами. Показатели социальной экстра-интроверсии, если судить о них по усреднённым данным, были на среднем уровне, также, как и показатели экстра-интроверсии эмоций. Но при анализе индивидуальных данных ни одного экстраверта по этим характеристикам среди технологов не было, тогда как интроверты встречались, причём интроверсия углублялась в сложных ситуациях. Интроверсия мышления по усреднённым данным была несколько выше среднего уровня и обнаруживала такую же динамику в сложных ситуациях.



«По усреднённым данным их нельзя было назвать интровертами»
Фото: S.Lansky
Профессию технологов можно было назвать работой исполнительского класса. Конструкторы говорили, что когда-то в НПК работал один технолог, удивлявший их наличием творческой жилки. Но то, что это был один человек, о котором благодаря его отличиям от среднего технолога сохранилась память, хотя он не работал в организации уже два года, только подчёркивало малую выраженность творческих качеств у тех технологов, которые работали в настоящее время. Отсутствие стремления к решению творческих задач проявлялось и в том, что технологи, которых мы обследовали, при выборе оборудования, на котором следовало осуществлять технологический процесс, ограничивались поиском подходящего оборудования в других подразделениях или в смежных организациях, и не пытались разработать такое оборудование. То же самое было с методами контроля качества, (контроль качества тоже был обязанностью технологов). И когда заходила речь об оптимальных режимах работы, большинство из технологов считало оптимальными те режимы работы, с которыми обычно сталкивались, и которые чаще всего осуществлялись. Хотя при разработке различных производственных процессов технологи включались в группы, осуществляющие экспериментальные исследования, они никогда не стремились к ведущим ролям в этих группах, а их предложения в основном сводились к поговорке «Вот так раньше делали, и хорошо получалось, а от добра добра не ищут». Конструкторы и разработчики, которые тоже входили в эти группы, спрашивали их: «А зачем тогда вообще экспериментальные работы, если то, что было - добро, а от добра добра не ищут?». Технологи стандартно отвечали: «Экспериментальные работы полагаются по регламенту». Техническую документацию, которая отражала уже осуществлявшиеся технологические процессы, технологи тщательно изучали, хотя создавалось впечатление, что они это делают, чтобы аргументировано возражать против нововведений.
Инструкция министерства предполагала, что выполнение обязанностей технологов требует от специалиста интеллектуальных затрат, затрат психологических и физических, и что чем выше квалификация технолога, тем больше роль интеллектуальных затрат.



Технологи на автоматической станции управления процессами.
Фото: Junglist
Может быть, среди людей, которые проходили у нас обследование, высококвалифицированных технологов не было, но мы не обнаружили интеллектуальных затрат при работе технолога, если только не считать интеллектуальными затратами детальное изучение уже производившихся технологических процессов. Изучив эти процессы, они превращались в людей-контролёров, которые любому сотруднику могли показать, что «раньше это делалось не так». И разработчики и конструкторы видели в технологах людей, обслуживающих производственный процесс, тем более, что обслуживание имеющихся производственных линий, перенастройка их при смене вида продукции и устранение возможных при перенастройке сбоев были типичными процессами обслуживания. Однако, сами технологи полагали, что они являются становым хребтом производства, что без них невозможно было бы добиться высокого качества изделий при наименьших затратах на их выпуск.
Не отличаясь высоким интеллектом, и будучи людьми исполнительными, они при этом имели широкие права, поскольку только они выбирали оборудование, на котором следует осуществлять технологический процесс, выбирали методы контроля качества, вели технологическую документацию. И если выбор оборудования, режимов его работы и методов контроля качества, несомненно, были инженерными задачами, то монтаж, наладка и эксплуатация оборудования не требовали инженерной квалификации и могли с успехом осуществляться техниками, имеющими практический опыт.
Разработчики и конструкторы, которые создавали станки со встроенным автоматическим управлением, те самые, которых прозвали «роботами», узнав, что мы обследуем технологов, говорили, что технологи были главной трудностью их работы. «Роботов» раньше не изготавливали, соответственно, и не было отработанного технологического процесса, про который можно было сказать «от добра добра не ищут», и конструкторы сами пытались разработать технологические процессы. Они стремились к сотрудничеству с технологами, но в ответ слышали: «Так никогда не делали и так ничего не получится». И каждое значимое решение при создании «роботов» Юрий Борисович принимал лично, поскольку на более низком уровне с технологами невозможно было договориться.



Технологическое обслуживание вентилей безопасности.
Фото: Smit Smitty
У технологов в конфликтных ситуациях было два козыря: «не вы нас контролируете, а мы вас контролируем, это вменяется нам в обязанность», а во вторых, в уже упомянутой инструкции министерства, было указано, что технологи выполняют конкретные работы с применением специальных навыков труда. Эти специальные навыки не описывались, и в острых ситуациях технологи, не принимавшие действенного участия в процессе работы ни разработчиков, ни конструкторов, заявляли: «Мы и не должны в вашей работе участвовать, мы должны свою делать. Вы нам даже помочь не можете, потому что наша работа требует специальных навыков, а у вас таких навыков нет». «Да что за навыки такие?», - спрашивали у них. «А вот, спросите у тех, кто эти инструкции в министерстве писал, а мы разъяснять это не уполномочены».
Технологи чаще, чем любые другие сотрудники НПК, при возникновении противоборства утверждали, что они выполняют свой долг, и что люди с таким высоким чувством долга, как у них, в других профессиях редкость. Разница в социальном поведении технологов и сотрудников ранее обследованных групп бросалась в глаза, и, отбросив исследование всех других показателей, я занялся решением вопроса о том, насколько интериоризирована у технологов социальная норма, да и есть ли вообще у них такая интериоризация.

Продолжение следует.

научно-производственный комплекс

Previous post Next post
Up