Когда речь идёт о склонности к аварийности, мне представляются наиболее важными личностные характеристики. Почти 90% лиц, у которых были аварии, принадлежали к трём личностным типам: лицам с диссоциальным поведением, лицам, у которых в сложных ситуациях легко возникала выраженная реакция тревоги и лиц, которые ориентировались преимущественно на внутренние критерии, а не на внешнюю ситуацию, и, погружаясь в оценку этих критериев, не могли вовремя адекватно отреагировать на текущие обстоятельства. Наибольшее количество аварий (59,6%) падало на долю лиц с диссоциальным поведением.
Сопоставление этих данных с данными аварий по популяционной выборке показало, что это обстоятельство не исключительное явление для комбината «Апатит». В одном из исследований, проведенном в Институте МВД, где я был консультантом, было показано, что даже в усреднённых данных диссоциальное поведение лиц, совершивших аварию по неосторожности, определяло характер картины. Реже преступления по неосторожности встречалось у тревожных личностей, которые в сложных ситуациях в связи с тревогой не смогли справиться с управлением автомобилем.
Вывоз руды по серпантину с рудника открытой добычи.
Фотограф
Allan Rostron После снегопада Мельников решил проверить ситуацию с безопасностью на центральном руднике. Мы ехали вместе с заступающей сменой в сумерках наступающей полярной ночи на «Магирусах» - могучих автобусах, смонтированных на немецких платформах. Это были единственные машины, которые были в состоянии взять этот подъём. Желание Мельникова проверить состояние безопасности было вызвано тем, что ночью шёл снег и нужно было обеспечить расчистку всех путей, по которым должны были двигаться многотонные машины.
С первой аварией мы столкнулись почти сразу, как въехали на территорию рудника. Водитель, считавший, что правило, запрещающее после снегопада ехать по серпантину до его расчистки, не является обязательным (что позволяет говорить о его диссоциальном поведении), двинулся по серпантину со скоростью не меньшей, а большей, чем обычно, для того чтобы оторваться от грейдеров, расчищающих серпантин. Он успел доехать до пункта погрузки и выехать на выездную идущую круто вверх дорогу, когда сцепление колёс с нерасчищенной поверхностью серпантина стало недостаточным. Попытки водителя исправить ситуацию путём использования слежавшегося рядом с серпантином снега оказались неудачными, машину развернуло, ударило о находящуюся рядом с серпантином скалу, через которую прокладывалась дорога, и в результате возникло повреждение соединения осей дизеля и генератора, машина встала. Неповреждённые колёса перестали вращаться, возможно, из-за короткого замыкания в системе, но первое предположение касалось возможного короткого замыкания в проводке. Мы с Мельниковым и ремонтниками и передвижной электростанцией через несколько минут после аварии уже были возле повреждённой машины.
Мельников, электротехник по специальности, сказал ремонтникам:
- Проверьте проводку.
При проверке сразу стало ясно, что в результате удара вышла из строя система «генератор-двигатель», хотя блоки управления двигателями каждого колеса были исправны.
- Такие штуки мы уже видели, - сказал Мельников. - Мы запитаем выходные клеммы генератора от передвижной электростанции и дадим ток блокам управления двигателем каждого колеса.
Работали в лихорадочной спешке - крутая, идущая вверх дорога была скользкой, и машина могла начать скользить вниз. Но успели вовремя. От передвижной электростанции заработали двигатели колёс, и тяжёлый самосвал отправился в ремонтный цех, вытаскивая с собой передвижную электростанцию.
Авария большегрузного самосвала.
Фотограф
v8media - Ты что, - сказал Мельников рабочему, - не знаешь, что до очистки серпантина пользоваться им нельзя?
- Николай, - сказал водитель, - мне казалось, что не очень засыпало, что можно проскочить.
- А что под снегом скользко, ты думал?
Водитель молчал.
- Я пока отстраняю тебя от работы, окончательное решение будет принимать начальник автомобильного парка.
Машина уже въезжала в широкие двери ремонтного цеха. Ремонтники открывали защитный кожух дизель-генератора и готовились к смене муфты, соединявший валы.
- Тяжёлый сегодня будет день, - сказал Мельников, - сейчас они этой аварией напуганы, потом захотят работать и зарабатывать.
По рации он остановил начавшееся движение по всему серпантину и запретил открывать его до детальной проверки качества очистки. К середине дня эта проверка была окончена, снег не шёл, и работы возобновились.
Вторая авария произошла тогда, когда в ремонтном цехе был обеденный перерыв. Одному из водителей поручили взять на себя управление грейдером и расчистить всю верхнюю площадку рудника. Я знал этого водителя, это был спокойный, даже несколько сонный человек, склонный подолгу задумываться над вещами, которые ему предстояли после завершения ближайшего этапа, и когда решил, каким образом можно будет достичь состояния постоянной чистоты верхней площадки, он с ужасом увидел, что он подъезжает к ремонтному цеху, и тормозного пути ему не хватит. Он лихорадочно тормозил (хотя в машинах этого типа имеются ограничения уровня торможения) и дал задний ход, но, несмотря на всё это, огромная инерция гигантской машины позволила только замедлить её движение, но не остановить его.
- Господи, - сказал Мельников, - хорошо хоть, что у ремонтников обеденный перерыв.
Так выглядит начало работ на новом открытом руднике.
Фотограф
matt.hintsa Грейдер опрокинул панели с центральной стороны ремонтного цеха, сбил с постамента ряд стоящих возле панелей станков, потом также сбил станки, стоящие у противоположной стены, и, уже почти полностью остановившись, выехал с другой стороны цеха. Особенности личности этого водителя не позволяли ему достичь целостной оценки ситуации, сопоставить скорость, время и расстояния. Это был третий из типов водителей, склонных к аварийности. Я хочу напомнить, что второй такой тип составляли тревожные личности, которые не могли из-за высокого уровня тревоги найти оптимальный выход из ситуации в сложных условиях.
- А где ваш дискриминантный анализ? - спросил меня Мельников.
- В папке, - ответил я и спросил: - А что?
- Папка с собой?
- Да.
- А достаньте её.
По алфавитному указателю он выяснил расположение обоих водителей в схеме дискриминантного анализа и сказал:
- Да, ваша методика и математический аппарат работают.
Оба водителя, допустившие в тот день аварии, были при дискриминантом анализе отнесены в группу склонных к авариям с вероятностью, превышающей 95%. Для того, чтобы аварии реализовывались с такой вероятностью, по-видимому, необходим значительный промежуток времени, в течение которого вероятность, характеризующая возможность события, превратится в его реализацию.
Продолжение следует.