104. Стадии адаптации. Механизм миграции и устойчивость психической адаптации.

Sep 25, 2011 01:22

«Даже чемоданы не распаковывал, не знал, не рвану ли завтра в Москву, - продолжил Сергей, - но не рванул, потому, что там тоже не хорошо»
«А дальше?» - спросил я.
Читать дальше ... )

Leave a comment

Comments 18

isnic September 25 2011, 06:05:57 UTC
Уважаемый Феликс Борисович! Вы пишете о конфликте "нежелаемое-нежелаемое" как о самом тяжёлом. Но ведь есть ещё конфликт "желаемое-нежелаемое", когда нежелаемое неизбежно, а желаемое неосуществимо (заключённые). При этом ведь тоже нужно как-то адаптироваться. Интересно, эта сфера как-то Вами исследовалась? Или кем-нибудь другим?

И ещё вопрос: Вы связываете быстрое завершение адаптации Осинина с Вашим общением с ним?

Reply

berezin_fb September 25 2011, 17:02:23 UTC
Уважаемый Сергей, Вы не правильно квалифицируете конфликт. Человек имеет дело с реальными возможностями, а в Вашем примере реальная возможность - это либо заключение в тюрьму, либо попытка побега. Обе эти возможности нежелательны и, следовательно, это конфликт нежелаемое-нежелаемое.
Мы не работали с заключёнными, но такого рода исследования проводил недавно умерший американский психиатр Маршалл, и мы с ним подробно обсуждали его исследования.
Адаптация Осинина не была быстрой, стадия резистентности наступила на самом краю возможности. Однако, любое общение испытуемого со мной ускоряет завершение первичной адаптации, поскольку общение носит психотерапевтический характер.

Reply

isnic September 25 2011, 18:33:26 UTC
Да, с конфликтом я что-то попутал, видно.
Спасибо за имя Маршалла. Нужно будет что-нибудь поискать на эту тему.
Про Осинина понятно.
Спасибо за ответ.

Reply


oleg_devyatkin September 25 2011, 09:25:45 UTC
Спасибо за статью.
Что-то смутно всколыхнуло воспоминание о Б.Ф.Поршневе. (О продвинутости Запада и отсталости России: На Западе бежать было некуда, а Россия прирастала Сибирью и далее)

Отдельное спасибо за фото Ленинграда. "И в многлюдстве я потерян, Сам не свой" - Чацкий.

Reply

berezin_fb September 25 2011, 16:56:34 UTC
Меня радует Ваша благодарность. Что касается Б.Ф. Поршнева, то ассоциация здесь только косвенная. Однако, Россия действительно всё время сдвигается на Восток. Если Вы помните, Ярославна плакала на Дунае, Днепр был центром страны. Теперь же, особенно после распада СССР, когда Россия оказалась в границах времён Ивана Грозного, ситуация ещё более осложнилась. Наши наблюдения миграции на Крайний Северо-Восток - это движение на Восток, ставшая почти массовой эмиграция научных кадров - это движение на Запад, но, к сожалению, не страны, а только наиболее квалифицированной части её населения.

Reply

oleg_devyatkin September 25 2011, 19:21:00 UTC
Феликс Борисович!
Конечно, ассоциация у меня очень косвенная. Идея Поршнева в том, что на Западе было бежать некуда (отплыть в Америку не так-то просто, а до 16 века не было и этой возможности), поэтому любые противоречия в обществе дорастали до своего кризиса и разрешались. Это двигало западное общество. А в России всегда имелась возможность уйти в леса, в скиты, в казаки, на север, на восток. Это сглаживало противоречия внутри общества, в обществе не было стимула к развитию.
В описываемых Вами изолированных группах в тяжёлых окружающих условиях тоже не психанёшь и не убежишь (куда? К тому, отчего убежал раньше?). М.б. поэтому там такое продвинутое отношение между начальством и подчинёнными, социализм с человеческим лицом.
Впрочем, это тоже вопрос, на котором не стоит зацикливаться.

Reply


kseniatr September 25 2011, 12:42:42 UTC
Феликс Борисович, ведь эти факторы характерны для адаптации и в случае любых других перемещений, в том числе социальных, например, при смене религии?

Reply

berezin_fb September 25 2011, 16:51:28 UTC
Если речь идёт об экспульсивных (выталкивающих)и аттрактивных (привлекающих) факторов, то они действуют только при территориальных перемещениях, обуславливая миграцию или эмиграцию.
При смене религии может иметь место повышение суммарного уровня фрустрации, появление более тяжёлых элементов тревожного ряда и интрапсихический конфликт любого из рассмотренных типов. Что касается тревоги и интрапсихического конфликта, это действительно общая закономерность

Reply

kseniatr September 25 2011, 17:02:09 UTC
Спасибо за исчерпывающий ответ!

Reply


loqva September 25 2011, 17:50:43 UTC
Спасибо за интересный, как всегда, рассказ!
Феликс Борисович, а Вы не боитесь, что Вадим Сергеевич Осинин прочитает что-то плохое про свою мать в Интернете?

Reply


add_diem September 25 2011, 19:51:20 UTC
Cпасибо, Феликс Борисович! Мне лично было интересно посмотреть на мою семейную историю через призму аттрактивных/экспульсивных факторов. Когда я только-только приехала в Англию, моя свекровь, чудесная, изумительная женщина, взяла меня под свое крыло, стараясь облегчить мне период адаптации в новой стране, новой семье. Она мне сказала тогда, что видит много общего в моей ситуации с ее собственной - ее родителям, которые до Kristallnacht были очень состоятельными людьми, на последние деньги удалось выслать ее из Берлина перед самой войной в Лондон. Конечно, кроме факта что нам обеим Англия была не родной страной, ничего общего между причинами нашего переселения туда не было, потому что ее миграция была обусловлена исключительно экспульсивным фактором(оставшись в Берлине, она, как еврейка, скорее всего погибла), в то время как я приехала туда исключительно по доброй воле, к ожидающему меня с нетерпением мужу, новым надеждам и перспективам(аттрактивный фактор).
Kindest regards,
Женя

Reply


Leave a comment

Up