Довелось за компанию сходил на выборы президента RF (République Française), а потом -- на подсчёт посмотрел. С некоторым запозданием коротенечко записываю для информации.
Голосование тут проходит по несколько отличной от РФ процедуре.
Комиссия на каждом участке формируется из председателя (назначенного мэрией) и представителей кандидатов. В случае нехватки, пустоты заполняются по назначению мэрией. [Это я потом в википедии подсмотрел].
В этот раз было 10 кандидатов, на участке том участке, что я видел, работало человек 8. Это был один из трёх участков, устроенных в школе. Соседний участок был расположен в том же не очень большом помещении, и отгорожен пунктирно, партами.
Бюллетень, в отличие от российского, представляет из себя всего лишь газетно-папиросного типа бумажку А6, на которой написано имя одного кандидата. Опускается в урну в конвертике типа А7.
Конкретно, каждый избиратель сначала получает конвертик (голубая такая же газетная бумага; единственная "степень защиты" -- надпись "République Française"), при этом расписывается в соответствующем регистре (№1). На столе рядом лежат стопки бюллетеней с именами каждого из кандидатов, избиратель берёт один или несколько и идёт в кабинку, где складывает бюллетень со своим голосом в конвертик. Потом, с этим конвертиком избиратель идёт к урне (прозрачной), у которой его ждёт председатель и сотрудник с регистром №2. Найдя избирателя в списке, этот сотрудник произносит его имя вслух, председатель нажимает на кнопку, открывающую щель в урне, смотрит на падающий внутрь конверт и говорит "A voté" (т.е. "проголосовал(а)"). Всё.
Каждый избиратель имеет при себе удостоверение личности и карточку избирателя и предъявляет их при каждой записи. Вопрос о невозможности голосования на своём участке, во Франции решается с помощью не открепительного удостоверения, а доверенности, которую надо заблаговременно оформить на кого-нибудь со своего участка, отдавая таким образом ему, вместе с картой избирателя, право своего голоса. Соответствующая отметка стоит в регистрах, в остальном процесс -- как "за себя".
Подсчёт ведётся чисто на добровольных началах. Формирование группы считающих идёт "само собой" -- после голосования председатель периодически спрашивает: "не желаете ли поучаствовать в подсчёте?". Если "да", то оставляет у себя до окончания подсчёта и "до встречи в восемь".
В восемь вечера (мы вернулись в без пяти восемь) голосование прекращается, расставляются столы для подсчёта. Счётчики разбиваются на четвёрки, если есть неполная четвёрка, дополняют буквально кем угодно: одного не хватало, предложили мне, но когда узнали, что не француз, посадили сотрудника комиссии. Когда все готовы, сотрудники комиссии распечатывают урну, считают конверты, сверяют число с регистрами.
Потом раскладывают конверты в пакеты по сто и раздают четвёркам считающих.
1192 выданных конверта, 1190 в урне, с количеством подписей бились долго, раза с пятого получилось 1192, но мешкать не стали -- пересчитывали подписи, уже начав подсчёт голосов.
Подсчёт голосов происходит по сотням бюллетеней, выданных комиссией каждой из четвёрок. По получении пакета, четвёрка пересчитывает общее число, проверяет, что 100. Потом приступает непосредственно к счёту, по ролям: первая открывает конверт, смотрит, действителен ли голос (или один бюллетень, или несколько, но все за одного кандидата), передаёт второй. Вторая читает имя кандидата вслух. Третья и четвёртая делают пометку каждый в своём экземпляре бланка подсчёта. Досчитав сотню, берут следующий пакет. Обработав три пакета по сто бюллетеней, подписывают бланк и начинают следующий.
Женский род считающих не случаен: на семь столов-четвёрок в том помещении (2 участка) , из 28 человек было всего пятеро мужчин.
В десять досчитали и разошлись. На данном участке выиграл Саркози, что соответствует правой репутации пятнадцатого округа Парижа.