СПБ

Aug 15, 2010 15:08

На день рождения подарили биографию Гюго и электронную книгу (спасибо!), так что пришлось тестировать девайс на "Соборе Парижской Богоматери" (СПБ). Вообще, прибор весьма зачетный, читать комфортно. Поскольку нет подсветки, на глаза не давит, на всё СПБ хватило одного заряда батарейки, сама штука лёгкая, как телефон, да ещё и, разумеется, размер шрифта можно менять по настроению. Помимо прочего, обнаружилась фича -- "заметки": можно выделять куски текста и "выписывать цитаты". По подсоединении этой штуки к компу, оказалось, что эти "цитаты" хранятся в графическом виде (bmp), просто куски скриншота!

Книжка, кстати, тоже зачетная. Вообще, у меня часто против классических произведений предубеждения, но не могу вспомнить, чтобы, единожды решившись таки прочитать что-то классическое, я потом жалел. Каждая книжка по-своему приятно удивляет.

Ну и пара цитат...

" Каждый город средневековья, каждый город Франции вплоть до царствования Людовика XII имел свои убежища. Эти убежища среди потопа карательных мер и варварских судебных установлении, наводнявших города, были своего рода островками за пределами досягаемости человеческого правосудия. Всякий причаливший к ним преступник был спасен. В ином предместье было столько же
убежищ, сколько и виселиц. Это было злоупотребление безнаказанностью рядом со злоупотреблением казнями -- два вида зла, стремившихся обезвредить друг друга. Королевские дворцы, княжеские особняки, а главным образом храмы имели право убежища. Чтобы населить город, его целиком превращали на время в место убежища. Так Людовик XI в 1467 году объявил убежищем Париж.
Вступив в него, преступник был священен, пока не покидал города. Но один шаг за пределы святилища -- и он снова падал в пучину. Колесо, виселица, дыба неусыпной стражей окружали место убежища и подстерегали свои жертвы, подобно акулам, снующим вокруг корабля. Бывали примеры, что приговоренные доживали до седых волос в монастыре, на лестнице дворца, в службах аббатства, под порталом храма; убежище было той же тюрьмой."


"В то время правосудие очень мало заботилось о ясности и четкости уголовного судопроизводства. Лишь бы обвиняемый был повешен -- это все, что требовалось суду. Кроме того, судьи имели достаточно улик против Эсмеральды. Они полагали, что Феб умер, и этого им было довольно."



"Утешительно думать, -- заметим мимоходом, -- что смертная казнь, которая еще триста лет назад своими железными колесами, каменными виселицами, всевозможными орудиями пыток загромождала Гревскую площадь, Рыночную площадь, площадь Дофина, перекресток Трауар, Свиной рынок, гнусный Монфокон, заставу Сержантов, Кошачий рынок, ворота Сен-Дени, Шампо, ворота Боде, ворота Сен-Жак, не считая бесчисленных виселиц, поставленных прево, епископами, капитулами, аббатами и приорами -- всеми, кому было предоставлено право судить, не считая потопления преступников в Сене по приговору суда, -- утешительно думать, что эта древняя владычица феодальных времен, утратив постепенно свои доспехи, свою пышность, замысловатые, фантастические карательные меры, свою пытку, для которой каждые пять лет переделывалась кожаная скамья в Гран-Шатле, ныне, перебрасываемая из уложения в уложение, гонимая с места на место, почти исчезла из наших законов и городов и владеет в нашем необъятном Париже лишь одним опозоренным уголком Гревской площади, лишь одной жалкой гильотиной, прячущейся, беспокойной, стыдящейся, которая, нанеся свой удар, так быстро исчезает, словно боится, что ее застигнут на месте преступления."



"Цыганка, идолопоклонница, язычница, она стала, рыдая, просить о помощи христианского бога и молиться пресвятой богородице, оказавшей ей гостеприимство. Бывают в жизни минуты, когда даже неверующий готов исповедовать религию того храма, близ которого он оказался."



"Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией. Этот закон последовательного перехода от единовластия к свободе запечатлен и в зодчестве. Ибо, -- мы на этом настаиваем, -- строительное искусство не ограничивается возведением храмов, изображением мифов и священных символов, оно не только записывает иероглифами на каменных своих страницах таинственные скрижали закона. Если бы это было так, то, поскольку для каждого человеческого общества наступает пора, когда священный символ под давлением свободной мысли изнашивается и стирается, когда человек ускользает от влияния священнослужителя, когда опухоль философских теорий и государственных систем разъедает лик религии, -- зодчество не могло бы воспроизвести это новое состояние человеческой души, его страницы, исписанные с одной стороны, были бы пусты на обороте, его творение было бы искалечено, его летопись была бы неполна. Между тем это не так."



"В те времена на все явления жизни смотрели так же, без метафизики, трезво, без увеличительного стекла, невооруженным глазом. Микроскоп в ту пору еще не был изобретен ни для явлений мира физического, ни для явлений мира духовного."


Виктор Гюго, Собор Парижской Богоматери, 1831

Edit 2010-08-26. Любопытное совпадение, Гюго целую главу рассуждает о том, как "Увы! Вот это убьет то", как печатный станок Гутенберга приведёт к "смерти церкви", как культура сменит наситель, как печатное слово потеснит архитектурное наследие и нарушит монополию церкви на знание и тд, и вот, эту книгу я читал уже в электронном виде, скачанную с сайта проекта Гутенберг.. а соборы, хоть и потеснённые с центрального места в умах, так и стоят, и строятся новые, и печатные книги, я уверен, ещё долго пробудут

Edit 2010-09-03. Цитаты из читалки; Лень было заливать цитаты вставлять картинки по одной, нашёл способ слить их все валом в одну картинку:

books, post, lytdybr, .fr, quote, кажется

Previous post Next post
Up