Война и мир

Aug 21, 2009 17:12

Дочитал-таки "Войну и Мир". Ах, Диана Александровна, как же банально я теперь сожалею о том, что к вашим урокам этот роман я, как и большую часть классики, не осилил! И не старался. Но я просто не знаю, что смогло бы заставить меня прочитать это в школе.

Пара цитат и впечатлений
____________________
О ничтожности действий личности и предвечной решённости истории... -Насморк Наполеона в истории
Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut été changée. Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека -- Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека -- Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26-го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.

-Возможные и невозможные приказания
Для того чтобы приказание было наверное исполнено, надо, чтобы человек выразил такое приказание, которое могло бы быть исполнено. Знать же то, что может и что не может быть исполнено, невозможно не только для наполеоновского похода на Россию, где принимают участие миллионы, но и для самого несложного события, ибо для исполнения того и другого всегда могут встретиться миллионы препятствий. Всякое исполненное приказание есть всегда одно из огромного количества неисполненных. Все невозможные приказания не связываются с событием и не бывают исполнены. Только те, которые возможны, связываются в последовательные ряды приказаний, соответствующие рядам событий, и бывают исполнены.

- "Руководитель"
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

Эти идеи, замусоленные почти до абсурда, лейтмотивом идут через всю книгу, но только в зубодробильнейшей второй части эпилога Толстой до конца раскрывает и подытоживает их...

____________________
О бюрократии
- Успех администратора
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю-администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.

- Другая субординация
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда-нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.

____________________
Наше время
Толстой, казалось бы, обличает претензию пустословов на понимание сути этого самого настоящего времени...
-- Да это правда, князь; в наше время, -- продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d'être courtisée [35] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l'avouer, y est très sensible. [36] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.

[(сноска 35)] удовольствие иметь поклонников
[(сноска 36)] И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.

... но и сам не гнушается его изучением :)
Только в наше самоуверенное время популяризации знаний, благодаря сильнейшему орудию невежества -- распространению книгопечатания, вопрос о свободе воли сведен на такую почву, на которой и не может быть самого вопроса. В наше время большинство так называемых передовых людей, то есть толпа невежд, приняла работы естествоиспытателей, занимающихся одной стороной вопроса, за разрешение всего вопроса.

____________________
Национальные особенности характера или самоуверенность по...
Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи -науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль.


____________________
Ну и, разумеется, язык маэстро
Во-первых, конечно, эти маленькие и по-толстовски простенькие предложения ;)...
Во вторых, впечатлили вечные художественно-беспорядочные произвольные перескоки с русского на французский и обратно -- то он приводит полностью 3-страничные письма русских друг другу на французском, то пишет, что разговор идёт на французском, а в тексте всё по-русски, то поясняет русские слова францускими (например, "отделение (secrétion)").
В третьих порадовало то, что Толстой периодически достаточно строго оперирует научными понятиями типа дискретных/непрерывных величин или параллелограмма сил.
И наконец, интересно, был у него там мат вместо этх многоточий или нет?! Говорят -- нет...

books, :), quote, нац

Previous post Next post
Up