Все думали, что Триер посвятил свой фильм Тарковскому, а нет, - он его указал в компромисс. Жутко интересно наблюдать за тем, кого же все-таки Фон Триер назовет в своем фильме антихристом. Право, надежда умерла последней. Нет не женщину, не мужчину и даже не природу, а самого Бога, фон Триер назвал Антихристом, который создал все жизненные противоречия.
Сделать это на показ смог бы только настоящий безумец и Фон Триер это сделал. Если бы он не был бы в тот момент болен, ему пришлось бы сказаться безумно больным, чтобы у него появилась возможность публично всем признаться, что Бога он назвал Антихристом.
Немного типологии. Не буду говорить о кадрах, о цвете и свете в этом фильме, просто немного расчлененки:
В роли Соляриса - Природа во всех ее проявлениях;
В роли Кельвина - Он;
В роли Хари - Она;
Герои Тарковского ищут спасения и ответов от неминуемого разума природы и естества, у Фон Триера они режут себе половые органы. Символично, но не поэтично, хотя для кого как. В целом, сильно вдаваться в подробности не хочется, потому что «Антихрист» фон Триера - это пересказ фильма Тарковского «Солярис». Ну, как говориться, каков лексикон так и пересказал. Только вот принципиальная разница - Тарковский своих героев не оправдывает в их слабостях присущих им природой, наоборот он им показывает истинных Божественный смысл срытый в них, а у фон Триера герои во всех своих грехах обвинили Природу, - видим природу, а подразумеваем Бог.
Совершенно понятно, что и первое произведение и второе очень символичны и всего лишь мысли высказанные образным мышлением авторов. Другое дело уровень. Фон Триер, безусловно, один из лучших режиссеров и мыслителей современностей, но ему никогда не дотянуться своим гением до Тарковского с его гуманизмом «a la russe».
Фон Триер видит в сексуальном влечении полов смертельную зависимость, а Тарковский Божественное проведение и глубокий смысл, который разрешить невозможно, отрезав конечности. Да, тут же фон Триер прошел мимо, что без влечения не будет творчества - это две составляющие одного природного бытия.
У фон Триера на героя наступают женщины - провокаторы его плоти, а у Тарковского Божий промысел, где женщина всего лишь маленькая часть сущего - намного меньше чем совесть самого человека.
История Адама и Евы, рассказанная фон Триером безупречна, только фон Триер не учел, что Адам на такие жертвы пошел сознательно, так как понимал, что иначе ничего не получится - исход будет не полным.
Фон Триер - автор, но косноязычен, потому только что слишком субъективен.