Feb 14, 2012 13:09
Вспомнилась школа.
Были у нас два особенных преподавателя. Один - учитель по физике - Изидор Францевич Баранецкий. Это был поистине человек высокого интеллекта, очень преданный своему призванию физика и имевший за плечами два высших образования. Везде у него был абсолютный порядок, в лабораторию физкабинета разрешалось заходить только избранным, надёжным и проверенным ученикам. Человек добродушный и мягкосердечный. Но, как педагог, он был просто бессильным, и ученики, быстро «раскусив» эту его слабость, начинали наглеть, безобразно вести себя и даже срывать уроки. Напрасно он призывал к дисциплине, взывая к совести желторотых героев:
- Ребята, успокойтесь! Это же вам в жизни очень пригодится. Пожалейте своих же одноклассников, тех, кто хочет учиться!
Однако эффект от этих нравоучений был равен нулю. Не помогали и вызовы к завучу и к директору. Бедный Изидор Францевич, мне всегда было его так жаль!
И это передавалось из поколения в поколение: старшие безобразники рассказывали о своих похождениях младшим, и последние начинали изощряться уже с первых же уроков физики.
Другой преподаватель - это учительница алгебры и геометрии - Моисеева Эмма Робертовна. Человек, тоже очень преданный своему делу, но могущий очень быстро и просто расставлять точки над «i».
- Дорогие мои, вы можете галдеть и заниматься на моих уроках чем вздумается, - говорила она спокойным тоном, - нО... если я вдруг спрошу вас и вы не знаете о чём идёт речь, то двойка вам обеспечена. И не бегайте за мной потом, в конце четверти.
И этот способ воспитания имел колоссальный успех: на уроках стояла полнейшая тишина и буквально весь класс «был в работе».
Этот эффективный способ воспитания напомнил мне слова Екклесиаста:
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11,9).
И никто не знает, будет ли ещё «в конце четверти» возможность побегать за Преподавателем, чтобы исправить двойку, или нет...
школа жизни,
прошлое-настоящее