Мы Ленинград не променяем ни на какие в мире города!

Mar 25, 2015 15:23

Обсуждаючи ленинградские слухи января 1990-ого о еврейских погромах, хочется вспомнить хорошую песню, на стихи Соломона Фогельсона, между прочим. Еще раз - никаких сомнений у меня не было, что слухи о погроме распускал Смольный. И сам же Смольный на первой странице "Ленинградской правды" опровергал необоснованные слухи о погроме. Коли так, то я принял вежливую просьбу Смольного паковать вещички и потопал в ОВИР на улицу Салтыкова-Щедрина. Но для начала позвонил к двоюродной тетке в Израиль, первый раз, с просьбой о вызове, что было равносильно визиту в ОВИР. Не хотел я покидать родной город, который самый-самый. Вот для таких несгибаемых тов. Зайков и устроил спектакль.

Появились нехорошие слухи о еврейском погроме в конкретный день конца января согласно поквартирным спискам. Парторги стройными колоннами выступали с призывами не допустить погрома и погромных настроений. От них народ и узнавал, что намечается. Потом уже сложился целый пласт городского еврейского фольклора, кто чем занимался накануне погрома. К одному русский сосед офицер снарядил на квартиру пару солдатиков с автоматами. Другой к ночи уселся у входной двери с топором, так и заснул, а утром обнаружил, что забыл закрыть ее на ключ.

И lsoroka пишет - в Киеве всё было аналогично, но в мае 1990-го; в издательских коридорах сочувственно спрашивали - вы, конечно, слышали, что погромы назначены на 29 мая?

Продолжаем перекличку городов. kiska-lariska вспоминает - в 1989-ом в Днепропетровске слухи были такие смачные, шо синагога организовала добровольческую группу молодёжи, где евГейских мальчиков обучили самообороне и отправляли на вызовы сарафанного радио. Я даже сама один раз за ними бегала, когда в наш двор на завалинку явились шумные антисемиты с самогонкой. Все дворовые девочки бились в тасках и чуть на гиюр не побежали ради таких защитников. А мой папа еще последние пол-года перед отъездом спал с ледорубом под кроватью (не как в "Основном Инстинкте", а с настоящим ледорубом, папа - альпинист). И с баррикадой перед дверью. И с дочерью у одноклассниц. Не знаю, как ему там, а мне было весело. Кстати, самым первейшим инсайдом насчёт погромов была моя соседка-ровесница. Из аидов. Тайно встречалась с мажором, у которого папа был гэбэшным полковником, а мама - подполковником (гыгыгы). Вот он и слил. Но обещал охранять и лелеять.

obertone - и в гор.Горьком в 1989-90 такое было. Точнее декабрь 89-го, январь-февраль 90-го. Некоторые борцы за справедливость позвонили в милицию, а им ответили, что эти слухи распускают сами отъезжающие евреи.

По свидетельству гомельских 1-й секретарь Гомельского обкома выступил накануне 23 февраля 1990 года и заявил, что власти вводят войска в город для недопущения еврейских погромов. Грузовики с солдатами действительно тут же ввели в центр, но причина была иная. Координационный центр чернобыльцев собирался провести 23 февраля массовое шествие, протестуя против замалчивания катастрофической ситуации с облучением Гомеля. Так что гомельские товарищи просто задействовали общесоюзную практику противодействия высосанным из пальца еврейским погромам того времени.

jacobgg - В Москве усиленно распространялись слухи о предстоящем погроме. Я даже описал эту ситуацию: «Много лет спустя, в девяностом году, я участвовал в самой крупной в Москве демонстрации под лозунгом: «Фашизм не пройдет!» на Крымском валу, это когда нагнетали слухи о еврейском погроме, а начальник милиции, я сам видел по телевизору, на прямой вопрос ведущего: «Скажите, будет погром или нет?», ответил, что подобной информацией не располагает. «Память» тогда раскручивали, чтоб интеллигенцию запугать. Власти во время демонстрации струсили капитально, по всему периметру Кремля - конная милиция, бронетранспортеры, военные»... Это было весной 1990 года. Цитата: "Мне как-то сотрудник КГБ, который меня допрашивал о театре, на полном серьезе пытался доказать, что советская власть, руками КГБ сдерживая демократическое движение в стране, на самом деле сдерживает погромы, которые вот-вот должны начаться во главе с русской патриотической организацией «Память», то есть при свободе выбора, отказе от силового режима сдерживания евреев сразу перебьют."

eldad12 - В Москве тоже распространялись слухи о погромах, это совершенно точно. Слухи шли из райкомов партии, с закрытых партийных собраний на предприятиях, о них говорилось на собраниях Памяти. Листовки тоже были, не помню за чьей подписью. Опровержений властей не помню. Конкретные дни были одинаковы по всей стране. Основной день был 23 февраля, было еще 24 и 28, но 24 попадалось реже. Собрания с осуждениями практически перестали проводить примерно с лета 89 года. Кое-где еще пытались по старой памяти, но сверху не было указаний об их проведении.

major-p - Алма-Ата. Не припомню ничего похожего. А ведь я тогда служил в милиции и, вряд ли мимо меня это прошло бы. Впрочем мы тогда, каждый год в декабре ждали погромов на почве "казахского национализма", как следствие 1986-го.

image Click to view



UPD. С конца 1989-го по начало 1990-го партия и КГБ распускали слухи о неведомых антисемитам еврейских погромах в конкретные дни. Слухи эти зафиксированы в крупных промышленных центрах распадающегося Советского Союза - в Москве, Ленинграде, Горьком, Киеве и Днепропетровске, - где власти старались довести озабоченность недопустимостью погрома до каждого еврея.

Мое прежнее предположение, что скорее всего хотели отстранить евреев с известными предпринимательскими талантами накануне глобальной приватизации, опровергают москвичи. eldad12 полагает, что слухами о погромах власти рассчитывали их спровоцировать, погромы нужны были для того, чтобы ввести военное положение или что-то в этом роде; этот сценарий они провели в Средней Азии, на Кавказе и в Прибалтике; сложилось тогда впечатление, что там у них внутри шла какая-то борьба; часть хотели погромы, а часть - это дело саботировали; вернее наверху хотели погромы и спускали указания вниз, а низы это дело саботировали помаленьку; так было во многих городах; Сохнут тогда к происходящему в СССР не имел ни малейшего отношения, Сохнут позже влез, они только к концу 90 года начали какое-то шевеление.

Свидетельствую, что с августа 1989-го я находился на военных сборах, 45 суток, в Колпино под Лениграде в резерве Внутренних Войск при боевой готовности участвовать в разгоне демонстраций с помощью пожарных водометов.

Прибавьте к этому предельную вежливость абсолютно всех чиновников ОВИРа, отделов кадров, военкоматов, таможни и бесчисленных выдавателей справок в Ленинграде 1990 года, ту вежливость, которую никак не объяснишь подготовкой властей к введению военного положения по сценарию Средней Азии. Власти расставались с евреями. Никаких собраний рабочих коллективов с осуждением выезжантов. Партия и КГБ строго следили за вежливостью подконтрольных им чиновников, чего в Ленинграде не было никогда. Эта лакейская вежливость чиновничьего аппарата к эшелонам выезжающих евреев демострировала государственный подход властей к державной кампании расставания с евреями. Не видеть этого государственного подхода мог только слепой.

И продолжаем перекличку городов.

This entry was originally posted at http://benegenetriivir.dreamwidth.org/876228.html. Please comment there using OpenID.

comments were counted up on the original DW post including not automatically imported from LJ.

слово о партии, история, хворобьевское горе, пикейножилетская аналитика, еврейское

Previous post Next post
Up