Вологда авиационная

Feb 03, 2013 17:05

    Хотя Вологду трудно назвать городом, тесно связанным с авиацией, кое-чем ей стоит гордиться. Вологодская область - малая Родина одного из талантливых авиаконструкторов СССР Сергея Владимировича Ильюшина. 
    Сергей Владимирович родился в 1894 году в деревне Дилялево на Вологодчине в семье простого крестьянина. За свою долгую жизнь он создал дал путевку в небо многим самолетам, некоторые из которых трудятся в небе до сих пор. Вклад Сергея Владимировича был по заслугам оценен, он был удостоен семи Сталинских премий и является рекордсменом по их числу.

В Вологде не забывают о земляке. В его родной деревне сохранился дом, где авиаконструктор жил в период летних отпусков. В селе Можайском под Вологдой в усадьбе другого известного пиаонера авиации - А.Ф. Можайского открыта экспозиция, которая посвящена жизни и деятельности Ильюшина. 
    Кроме того в Вологде установлены несколько памятников-самолетов КБ Ильюшина. О них и пойдет речь.

Ил-28У. Установлен на улице Ильюшина, на пересечении с Окружным шоссе.




 Ил-28 стал первым реактивным тактическим бомбардировщиком в СССР. Разработка его началась в 1948 году и уже в 1950 году началось серийное производство. Всего было изготовлено порядка 6000 самолетов различных модификаций. Он мог быть разведчиком, штурмовиком, торпедоносцем, учебным самолетом, противолодочным. Неплохо зарекомендовал себя в условиях горной местности. По отзывам авиаторов, был легким и приятным в управлении.



Но к сожалению, была и довольно мрачная страница в его биографии. В начале 60-х годов стало господствовать мнение о превосходстве ракетных сил над авиацией. В ВВС начались сокращения, имевшиеся сотни Ил-28 стали ненужными. Их начали массово разделывать. Под нож шли самолеты с налетом менее 100 часов. Однако, все 28-е уничтожить не удалось. Часть из них просто законсервировали, часть отдали в училища. Более повезло самолетам в модификации буксировщиков мишеней и учебным - они прожили дольше всех. И именно учебный Ил-28 установлен в Вологде.



Самолет был установлен в на этом месте в 1984 году. До Вологодчины он добрался своим ходом. Сел на военном аэродроме Федотово, откуда за одну ночь был перевезен в Вологду.
     Т.к у памятника низкий фундамент, детям (и не только) не составляет труда забраться на самолет. Поэтому на фюзеляже не сохранилось мелких деталей. Остекления тоже нет. Тем не менее, он не заброшен, периодически подкрашивается.



Следующий памятник  - Ил-18В в аэропорту Вологды. СССР-75518.



Ил-18 - самолет-долгожитель. Его эксплуатация началась в 1959 году и он до сих пор в строю. За годы производства изготовлено чуть менее 700 самолетов, часть из которых до сих пор трудится в небе. 
     Именно этот самолет был изготовлен почти 50 лет назад - в 1964 году. Летал до 1984, после чего был списан в связи с истекшим ресурсом. 1 сентября 1986 года он занял свое место на постаменте у аэропорта. Приурочено это было к 55-летию аэропорта Вологды.



К сожалению, деревья мешают сфотографировать его полностью. 



Флаг СССР. Отрадно, что борт сохранил оригинальную окраску Аэрофлота тех лет.



Также когда-то в Можайском стоял еще один Ил. Ил-14. Стоял он в парке несколько лет, но потом разобрали на металлолом. Даже фото не осталось.
       На этом, пожалуй, и завершу свой первый пост.

самолет, Вологда

Next post
Up