Как обычно, утро у меня раннее. В 7 утра завтракаю, недолгие сборы и отправляюсь в путь.
Баусский замок взять штурмом не удалось. Он попросту еще закрыт и бдительная охрана с метлами наперевес охраняет подходы.
Не беда, совершаю небольшую прогулку по городу, еще тихому и малолюдному.
Накануне вечером рассматривал карту Бауски, моё внимание привлек парк и усадьба Корфа.
Дом имения был построен в 1863 году.
Имение построил польский офицер Корф, который после подавления польского восстания в 1863 году был вынужден бежать в Бауску. Корф боялся, что преданные им товарищи отмстят ему, поэтому имение было построено как маленькая крепость.
Сейчас здание полностью отремонтировано и ничем крепость не напоминает. От старого имения сохранились только дом хозяина и парк. Здание жилое, с торца магазинчики.
Неспешно качу по старой части города.
Чем-то центр Бауски напоминает мне Кулдигу. Да и не только её.
Ратушная площадь с ратушей.
В 1609 году Бауске была присвоена своя печать, и этот год считается годом присвоения прав городу. В 1615 году Курземский герцог Фридрих предоставил Бауске привелегию строить ратушу. В центре рыночной площади находилась построенная в конце 16 века небольшая одноэтажная ратуша, которую теперь расширили и выстроили выше. Через год новое здание для городской ратуши было готово. Это было двухэтажное кирпичное здание с аркадой в удлиненном восточном конце и в фахверк - конструкции построенной башней с куполом и шпилем. Фасады были скромно украшены только волютами в нижней части треугольных фронтонов и рустованными углами. В 17 веке Баусская ратуша была самой большой в Курземе.
В подвале ратуши хранилось вино, на первом этаже находилась квартира служащего ратуши и городские весы, а на втором этаже - зал заседаний ратманов и рабочие помещения магистрата. Колокол башни оповещал город о важных событиях.
Во второй половине 19 века Баусской ратуше не хватало денег для ремонта, поэтому в 1852 году была снесена поврежденная башня, а в 1871 году был снесен второй этаж. Оставшуюся часть перестроили и сдали в аренду магазинам.
После грандиозной реконструкции в ратуше находится экспозиция «Взвешивай и измеряй в Бауске» и Tуристический информационный центр.
Сама площадь пока пуста, но по ВиаБалтика движение не стихает.
На этом прощаюсь с Бауской, двигаюсь вдоль Лиелупе вниз по течению.
Погода на редкость хороша. Безветрено, солнечно, не жарко. Да и дорога неплохая. Удобно облокачиваясь на новый руль, неспеша, но при неплохой скорости под тридцать начинаю наматывать километры нового дня.
В нескольких километраз за Бауской местечко Юмправа, там значится усадьба и парк, подъезжаю, парк вижу а подъезд к усадьбе перекрыт забором с воротами и табличкой"частная собственность" и "Никнс Сунс". Последнее обозначает злая собака. Собаку во дворе вижу, проверять насколько она злая нет ни малейшего желания. Не солоно хлебав, продолжаю свой путь.
Межотне, дворец (Schloss Mesothen).
В 1795 году Екатерина II пожаловала Межотненское имение (в время Мезоттене) светлейшей княгине Шарлоте фон Ливен (урождённой баронессе Гаугребен, 1743-1828) выполнявшей с начала 1780-х годов обязанности гувернантки многочисленных внуков и внучек российской императрицы.
Для придания величия скромной сельской усадьбы было решено построить дворец, достойный воспитательницы царских детей, и разбить у дворца парк в английском стиле. За исходную точку проекта был взят эскиз знаменитого итальянского зодчего Джакомо Кваренги. Его приспособление к пейзажу Межотне и нуждам имения поручили талантливому губернскому архитектору Иоганну Берлицу. Строительство дворца в стиле классицизма началось в 1797 году и завершилось в 1802 году, но ещё много лет ушло на обустройство парка.
Погруженная в придворные воспитательские заботы княгиня Шарлотта Карловна лишь однажды, 2 сентября 1818 года, посетила свой дворец, да и то, судя по всему, чтобы представить августейшее пожалование императрице Марии Фёдоровне. Приехали, перекусили, провели ночь, а поутру продолжали путь в Германию.
Надзором за строительством, а потом благоустройством поместья занимались дети и внуки царской гувернантки. Был создан комплекс административных и хозяйственных построек: конюшня, дом управителя, дом садовника.
Ливены владели Межотне вплоть до аграрной реформы 1920 года. Реквизированный Межотненский замок перешёл в собственность культурно-образовательного ведомства Латвии. С 1921-го по 1941-й год во дворце размещалась сельскохозяйственная школа.
Во время второй мировой войны дворец был сильно разрушен, в ходе отступления войсковых соединений вермахта через Курляндию.
Восстановление дворца началось в 1959 году. В обновлённом силами латвийских и ленинградских реставраторов дворце разместилась селекционная станция.
В 1971-1979 годы было произведена масштабная реставрация интерьеров дворца в Межотне; была восстановлена историческая роспись, воспроизведены лепные украшения главного купольного зала, спроектированного Кваренги. Работы по восстановлению убранства затронули столовую и помещение гостиной.
В 1996 году дворец перешёл в собственность государства. В 2000 году на станцию пришла новый директор Дзидра Лаце. Ей удалось уговорить руководство государства на выделение денег на ремонт. Искусствовед-профессионал, сотрудник Рундальского музея Дайнис Бругис разработал уникальные интерьеры для каждого гостиничного номера. Конкурс на преобразование обветшавшего шедевра в блестящий музейно-гостиничный комплекс выиграла фирма KUBS, и работа началась.
Официальное открытие обновлённого дворца состоялось осенью 2001 года, но в полную силу комплекс заработал с января 2002 года.
Во дворце размещаются 37 номера (причём каждый номер имеет своё название, например „Доротея”, „Элегия”, „Комната роз”, „Шуберт”, „Югенд” и так далее), концертный зал на 100 мест и 7 помещений для работы групп.
Очередное удивление - вроде бы глушь, а такой дворец. Среди всего мной виданного, в разряде дворцов Межотне займет второе место, после Рундальского.
Одна из двух симметрично располоденных хозпостроек в тени деревьев.
Обхожу дворец вокруг, вид со стороны парка.
Вид на межотненское городище, место древнего поселения земгалов, от дворцового парка. (городище справа)
В XIII веке Межотненский край покорили немецкие войска под предводительством магистра Ливонского ордена Вольтера фон Нордеке. В 1321г. на городище был построен деревянный замок намецкого ордена, уже в 1346г. разоренный литовскими войсками.
Через Лиелупе перекинут понтонный мостик, легкий но меня выдерживал.
Дворец, вид сбоку в слепящих солнечных лучах.
Теперь мне снова предстояло выбраться на большую дорогу, но вначале несколько километров грунтовки. После вчерашнего дождя дорога плотная, не пыльная.
У перекрестка с ВиаБалтика ждет меня неожиданное местечко - мини городок.
Кролики - жители этого городка.
Более 60 пород кроликов живет в этом городке. Его мэр Оярс Нарвилс - профессиональный столяр и сам изготавливает домики для пушистиков.
Цоде, лютеранская кирха. Строилась с 1680 года, во аремя хозяйствования Кристиана фон Шредера.
Усадебный комплекс Цоде строился начиная с 40-х годов 18 века, во время вледения Ульриха фон Бека.
Здание, выстроенное из тесаных бревен до наших дней дошло практически без изменений.
Выкатываю на шоссе, магистраль связывающая Прагу и Хельсинки, идущая через многие страны Европы. В прошлом мае я
по этой дороге ездил до Пярну. Сейчас отрезок пути до Риги. Асфальт неплохой, но дорога местами могла бы быть и пошире. Особенно та её часть, что справа, за белой сплошной. Местами она сантиков 20, позже стала около метра. Траффик весьма приличный, потому временами пробую свой приёмчик, что опробовал еще в прошлом году в Вентспилсе - как меня нагоняет фура, готовлюсь поднажать. Какой-то момент в воздушной струе позволяеи быстро и без особых усилий подбросить скорости. Да и ветер попутный почти все время. Так что иду по трассе довольно-таки споро.
Как-то незаметно подкался к Иецаве.
По совету Ренаты Римши
renatar в Иецаве подъехал к бывшему имению графа
Палена. Обширный парк и несколько хозпостроек - время безжалостно и к людям и к
строениям.
Бывшая сторожка, ныне ресторан и баня.
Скромное здание конюшни.
Клеть. А небольшое пространство у конюшни и клети - Графская площадь! Единственное такое название в Латвии.
Больше ничего графского в названиях в Латвии нет.
Идиллия на берегу реки Иецавы.
Иецава. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм еще строится.
Погода начинает меняться. Точнее - портиться. Эта хмурость пошла в сторону Юрмалы, говорят там пролилась и просыпалась градом и ливнем.
Меня пока что застали лишь редкие капли. Но памятую вчерашний опыт, заранее зачехляю сумку с фотиком и рюкзак на спине.
Вот они превратности балтийской погоды - уже светит солнце и все блестит, омытое дождем.
Кекава, костел у дороги. Но недолко солнышко светило. Дождь следующей тучей меня догнал. Самый сильный ливень пришлось переждать на автобусной остановке, стихло - начинаешь движение и дождь следом. Так незаметно оказалось, что еду уже по Риге.
Итут наталкиваюсь на полицейские кордоны - дороги перекрыты. И рядом большущая колонна велосипедистов - Рижский марафон! Вливаюсь в группу. Все мокрые и малость хмурые. Видать, к погоде непривычные. Мой темп движения явно быстрее, постепенно обгоняю марафонцев. И встречаю сына - он участвует. Это первый круг, всего 2, по 15 км каждый. Перед стартом ливанул дождь, все промокли, потому и энтузиазм незаметен. Мне немного проще - у меня-то хоть щитки есть и они неплохо справляются со своей задачей. Была мысть катануть еще кружек, но у меня лимит времени - поезд до дома, еще и подкрепиться неплохо бы. На набережной отделяюсь.
Место старта и финиша, участники разбрелись по дистанции - каждый едет в меру своих сил.
Заезд "профи" позже, у них 4 круга. Я же выдвигаюсь к вокзалу, обедаю и отправляюсь домой.
Маршрут второго дня пути, 112 км, всего за два дня 265.
Спасибо Ренате Римша за консультации по маршруту и информационную поддержку!