Накануне вечером, перед выездом проверил велик. Состояние вполне работоспособное, хоть и грязный. Заодно и прокатил немного по городу, дабы обкатать, проверить. Подъехал к морю. Таки и я и вел добрались до моря, самое время ( давно собирался) прокатив его по морской воде дать имя. Назвал я его "черным драккаром". Тяжелый, проходимый, всепогодный, ну а черный по цвету. Утро, хмурое и холодное. Моросит небольшой дождь. Плотно завтракаю и выезжаю. Город Пярну в пелене дождя. Срезаю дорогу по новым кварталам,чтобы потом выйти на Виа Балтия.
На какой-то улице стоит памятник эстонской кроне, принесенной в жертву евро. Похож на надгробный. Выбираюсь из города, на трассу, дождь усиливается, я уже в дождевике, вкручиваю. [вперед, по дождливым дорогам]
Такая вот дорога на тот момент. Останавливаюсь перед перекрестком, на котором мне сворачивать с трассы. Вдалеке светлая полоска на небе. Сижу, присматриваюсь, куда ветер, будет ли прояснение. Похоже, что распогодится, но чуть позже. Приняв решение, сворачиваю в сторону Килингу-Нымме. Дождь не прекращается совсем, но уже становится слабее, с перерывами. Зато ветер - сильный, но попутный. Направление на Валгу. Дорога отличная, метр справа после белой сплошной. После двухдневных пеших интенсивных прогулок по Пярну ощущается некая напряженность в ногах. Так что сильно не разгоняюсь, около 23 в час, делаю ставку на малое количество остановок. Около Килингу-Нымме останавливает полицейский патруль - видимо, им стало любопытно, кто ето в такую погоду по дорогам колесит. Показал документы ( блеснул новенькими правами), зацепиться не за что, сзади красный фонарь маргает, каска, светоотражающий яркий чехол-дождевик на рюкзаке, все в порядке, интересуются, куда держу путь, желают удачи и еду далее.
Лодья Почтовая станция, По-эстонски Lodja postijaam, вот откуда пошли ямщики, яма - так ранее называлось подобное заведение, тут и лошадей меняли и небольшой постоялый двор был. Здание примерно 1800-го года.
Здание усадьбы Волтвети в Тихеметса.
Первые упоминания об усадьбе Волтвети относятся к 1563 году. Господский дом в стиле позднего классицизма был построен в 1830 году, а его характерной особенностью можно назвать портик из четырех тосканских колонн с широкой лестницей. В 1925 году в здании начала работать Волтветиская лесоводческая школа, которая в настоящее время носит название Учебный корпус Тихеметса при Центре профессионально-технического образования Пярнуского уезда. К зданию был пристроен третий этаж и крыло. В результате существенно пострадала целостность облика и элегантность постройки. Усадьбу окружает парк, в котором насчитывается около 150 видов деревьев, среди которых имеется немало редких видов.
Гримасничающий лев у входа, золоченый!
Хорошие дороги не всегда ведут к нужным местам. Сворачиваю с шоссе к поселку Мойзакюла.
Сам по себе поселок малопримечателен, пара домиков постройки середины прошлого века, да деревянная кирха. А за поселком в километре - граница с Латвией.
Укладываю черного драккара на нейтральной полосе.
Именно тут установлен знак самая северная точка Латвии - "Белая ночь". Немного об авторе этого и еще многих других пямятных знаков.
«Скульптору Вилнису Титансу (1944-2006) нравились географические карты, на них он прямыми линиями соединял разные точки, на пересечениях линий отмечал центры и фиксировал их градусы широты. Так появились его мосты, соединявшие Колку, остров Роню и Айнажи. Карты способствовали его творческому мышлению, а Латвия вдохновляла скульптора. Если красными точками на карте Латвии отметить места, где находятся знаки, памятники и объекты, установленные Вилнисом Титансом, она походила бы на гроздь рябины осенью. Высеченные из гранита «Знаки Солнца» скульптор установил в дальних точках на востоке, западе, севере и юге Латвии, так как хотел, чтобы Латвия была государством, границу которого обрамляют произведения искусства, а не колючая проволока. Он видел Латвию в знаке Солнца и желал ей, как Солнцу, вечной жизни...»
В моих велопоходах это второй знак, вторая крайняя географическая точка Латвии.
Это "Подсолнух", или цветок Солнца, самая южная точка Латвии. Был там в 2012 году, от Даугавпилса она совсем рядом, километрах в 30.
Достигнута краяняя точка моего маршрута, и тут я уж чуть было не возгордился собой, но глотнув водички, умерил гордыню - забраться куда-то это одно, а ведь еще и выбраться надо! Разворачиваюсь и покидаю территорию Латвии, снова возвращаюсь в поселок Мойзакюла и сворачиваю на проселочную дорогу на Яарья - Тайли.
Ничем не примечательная, вполне ( пока ) сносная грунтовка. Вот только погода начала выписывать кренделя. К дождю я уже привык, да и тонкий плащ-дождевик слегка спасал. А вот снежная крупа пополам с градом были для меня сюрпризом. Резко налетала туча, сбрасывала этот холодный груз и так же резко скрывалась. Порой снег шел так густо, что мне приходилось прятаться в лесу у обочины. Хоть я оделся потеплее, но ощутимо мерз, особенно если останавливался. Не угадал с перчатками, стоило одеть полные, а не с обрезанными пальцами. Вот пальцы-то и мерзли. Холод старался компенсировать движением. Примечательная черта эстонских проселочных дорог - столбики с указанием километров от или до ближайшего населённого пункта и указатели на более-менее значимых перекрестках. От одного такого перекрестка дорожное покрытие резко поменялось - крупный щебень по всей ширине дороги, как ни виляй. Приходится резко снизить скорость и плестись 10-12 км/ч. Иначе трясет со страшной силой. И периодические снежные заряды, сменяющиеся проблесками солнца.
Под лучами солнца свежевспаханные поля начинали парить, придавая пейзажам некую мистичность. Преодолеваю каменистую грунтовку, выхожу на асфальт, двигаюсь в сторону трассы Виа Балтия. Тут возникает другой осложняющий фактор - встречный ветер, зато прекращается дождь или снег. На перекрестке с трассой уже знакомая мне заправка, там я устраиваю серьёзную обедню, беру даже маленькую бутылку колы, в качестве допинга. ( Шоколадку я уже сгрыз, остался только изюм). После сытной трапезы неторопясь вкручиваю по шоссе, понемногу разгоняясь, да и поменяв направление движения ветер дует справ и чуть сзади. Без каких-либо примечательных событий доезжаю до границы с Латвией, двигаюсь к месту ночлега. Ночевку, просчитав маршрут, забронировал заранее. До Риги так или иначе доехал бы либо поздно вечером, либо ночью, все равно домой ничем не добраться, потому останавливаюсь в кемпинге Рикари, что близ поселка Светциемс. У этого кемпинга рекламный знак - большой желтый стул у обочины.
Прибываю в кемпинг на пару часов позднее, чем рассчитывал, около восьми вечера. Горячий душ согревает снаружи и пара глотков перцовки изнутри. Ужинаю парой кусков еще эстонского хлеба и банкой тушенки из своего НЗ. За окном ясное небо и закат, золотящий верхушки деревьев.
Похоже, что в кемпинге пока не густо с посетителями. Оно и понятно, погода уж очень переменчивая. Откатав за день 167 км по дорогам двух стран отхожу ко сну, чтобы назавтра продолжить путь.
Утро у меня всегда раннее - привык, да и ночевка в незнакомых местах не способствует. Первым делом выбираюсь оглядеться по окрестностям - ведь рядом море!
Спугнул стаю больших белых птиц. Встали на крыло и отлетели подальше.
Возвращаюсь к кемпингу, точно, с посетителями не густо.
У въезда в кемпинг вот такая фигура велосипедиста. У них, кстати и прокат велосипедов есть. Неторопливо завтракаю, и в половине восьмого утра продолжаю свой путь. При езде я частенько оглядываюсь назад, посмотреть кто обгоняет, да и так, для разнообразия. Оглянувшись в очередной раз вижу сзади догоняющую меня мутную завесу. Укрываюсь на ближайшей автобусной остановке с крышей - и тут меня догоняет густой снегопад! На пару минут видимость пропадает почти напрочь, снежная крупа струится поземкой по асфальту. Так же резко все заканчивается и почти моментально снег тает, оставляя после себя мокрый асфальт.
И тут же выглядывает солнце. Все это погодное действо спустя полчаса после выезда из кемпинга. Денек явно задался. Ветер сильный и резкий не поменял направления со вчерашнего дня, подталкивает чуть сзади и сбоку.
Дорога в некоторых местах идет рядом с морем, на пути туда из-за дождя многое не заметил и проехал мимо.
Вижу коричневый указатель в сторону моря, прикидываю по времени, сворачиваю, по грунтовке несколько километров ( от моря дорога уже отдалилась) выезжаю на побережье.
Veczemju klintis, ( перевести буквально "скалы старой земли") каменистое побережье. Ветер буквально валит с ног!
Во всю чувствуется мощь моря, соленый ветер бескрайний простор! Этот заезд к морю был внеплановым, поскольку времени у меня хватало.
Усадьба Лиепупе. Её я проехал мимо на пути в Пярну, но посещение было запланировано.
Здание датировано 1751 годом. Возможный архитектор - Йоханн Андреасс Хаберланд. Хозяевами этой усадьбы были фон Меки и фон Зенгеры. С 2004 года у усадьбы новый хозяин, проведена реставрация, теперь здесь гостиница, ресторан.
Возвращаюсь на шоссе, еду в сторону Риги, вокруг - примечательные и памятные места. Дунте, именно здесь, если верить истории, знаменитый барон венчался со своей супругой Якобиной фон Дунтен, а потом прожил самые счастливые годы своей жизни. К дому музея барона я не сворачиваю, это требует отдельной поездки, а вот с дороги видны некоторые примечательные объекты.
Кружка с профилем барона и парк с тропами, видно что все это недавно построено, видимо место посещаемое и успешно развивается.
А вот и сам барон Мунхгаузен! Именно таким я его себе и представлял!
До железнодорожной станции Скулте, где я начал свою поездку несколькими днями ранее, остается несколько километров. Решаю устроить привал с обедом. Поскольку чуть ранее обнаружилась пропажа очень важного предмета - замка с тросиком для пристегивания велосипеда. Был он в боковом кармане сумки на багажнике, видимо от тряски молния расстегнулась и он выпал. Это значит велик не оставишь без присмотра, потому лучше перекусить сейчас, а то в Риге возможно, вариантов не будет. Таки пригодилось кухонное снаряжение. Доедаю оставшийся эстонских хлеб, каша, кофе. Откровенно неспеша проезжаю Скулте и немного петляя выезжаю по знакам на станцию Звейникциемс, где и дожидаюсь электрички до Риги.
От Риги дизелем домой, в Даугавпилс. Этот день по пробегу невелик, чуть более 60 км. Всего за эту поездку пройдено 396 км. Хоть и с погодой не очень везло, поездкой очень доволен! Все намеченные пункты маршрута посетил, даже один внеплановый заезд к морскому побережью был. Из мелких потерь - замок и задний брызговик ( небольшой кусок нетолстой резины на заклёпках к щитку, чтобы меньше грязью закидывало, видимо от тряски слетел).