Формация-стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
По Ленину;
• первобытно-общинная
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая (включая империализм как высшую стадию);
• коммунистическая
По Каутскому;
• первобытно-общинная
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• ультраимпериалистическая
• коммунистическая
ИМХО дело тут не в схоластическом споре о терминах - стадия, формация. Ленин ожидал скорой Мировой пролетарской революции. Ленин в политическом отчете Центрального Комитета 7 марта 1918 г. на седьмом экстренном съезде РКП(б) заявил::
" Если смотреть во всемирно-историческом масштабе, то не подлежит никакому сомнению, что конечная победа нашей революции, если бы она осталась одинокой, если бы не было революционного движения в других странах, была бы безнадежной
абсолютная истина, что без немецкой революции мы погибли... если немецкая революция не наступит - мы погибнем". Особенно старались большевики на протяжении всех 20-ых годов 20-го столетия устроить революцию в Германии. Не получилось.
Каутский считал, что наступает длительный период "ультраимпериализма". Видимо, прав был К.Каутский, в не В.Ленин. После формации капитализма в мире наступила формация глобализма ( ультраимпериализма по терминологии Каутского) под кураторством США. Свободная торговля, опекаемая национальными государствами, ушла в прошлое. Да и сами национальные государства превратились в никому не нужных опекунов межнациональных монополий. Но, национализм всё ещё является силой, поскольку малый бизнес поддерживает его. Для того, чтобы успокоить и подчинить себе всех недовольных, глобализм склонен скорее использовать "пряник", чем "кнут".
В качестве "пряника" используются различные средства - от найма крикунов, требующих материально и духовной удовлетворенности "нижних ", до подкупа лидеров "нижних ".
. Наследники Каутского, социал- демократы, отлично приспособились к этой формации. Главным средством, вроде бы, должно было стать так называемое "социа́льное госуда́рство" (нем. Sozialstaat) - модель государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ, доходов и богатства в соответствии с принципами социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного качества и уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Теория такого государства предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики и экономического вмешательства (прежде всего, крупного бизнеса), и налоговой политикой государства.
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию (при Кадаффи) и некоторые другие страны.
Руководства социальных государств пытались компенсировать низкую рождаемость и нежелание граждан заниматься неквалифицированным трудом иммиграцией из "развивающихся "стран. (Известен риторический вопрос канцлера Германии А. Меркель - А кто, если не иммигранты, будет ухаживать за мной в доме престарелых ?). Но иммигранты, в основном, предпочли сидеть на пособии. И не только они. Широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать.
Ценность индивида, его компетенций и личных навыков ставится выше ценности "индивида-винтика", следующего целям своего коллектива. Разрушение прежних коллективистских ценностей, концепции всеобщего равенства и блага, внесло существенный вклад в обесценивание самой концепции социального государства.
Кризис национального государства и института государства в целом при глобализме. Хотя социальное государство и удобно глобализму, но государство как основа политических процессов теряет свои прежние позиции, усиливается тенденция к децентрализации государств, что приводит не только к устареванию концепции национального государства, но и в принципе к невозможности эффективного выполнения государством своих социальных функций. В условиях, когда становится невозможным для ряда стран сохранять чёткие границы и обладать внешним суверенитетом, сохранение полноценного социального государства, одновременно способного контролировать и финансовую деятельность для поддержания социальной справедливости, не представляется осуществимым.
Социальное государство приводит к социальному иждивенчеству, когда широкие слои населения стремятся стать и всю жизнь оставаться получателями пособий вместо того, чтобы работать.
Ценность индивидуума, его компетенций и личных навыков ставится выше ценности "индивида-винтика", следующего целям своего коллектива. Разрушение прежних коллективистских ценностей, концепции всеобщего равенстваи блага, внесло существенный вклад в обесценивание концепции социального государства. Западные нации превратились в нации- классы. Надо приложить очень значительные усилия чтобы найти англичанина - дворника или немку - санитарку в доме престарелых
Евреям галута очень подходит глобализм. Согласно программной речи Макса Нордау на 3-ем Сионистском конгрессе в Базеле, главной причиной возникновения светского сионизма был ярый антисемитизм "свободного мира". В настоящее время, благодаря благополучию в экономике, антисемитизм там перешел в латентную форму. Евреи "свободного мира" могут без особого труда занять самые привлекательные ниши в обществах этого мира. Что им мешает, тек это наличие государства евреев.
Многие израильские евреи, облизываясь косят глазом на "свободный мир ". Они хотят, чтобы и Израиль стал частью этого мира, а если не получится - свалить туда. "Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше", но "лучше" каждый понимает по-своему. Если бы вырождающиеся галутные евреи не лезли в израильские дела, а желающие жить в "свободном мире " уже сейчас отвалили бы туда из Страны, то напряженность здесь существенно уменьшилась бы.
Хотя, принципиальные причины напряженности никуда не делись бы. С момента создания в 1948 году до 1967 года Израиль был, как бы, маленькой бедной осажденной крепостью. Осажденные в ней /wsеще помнили Катастрофу, а социалистическое руководство, прежде всего, думало о том, как бы выдержать осаду.
После Шестидневной войны 1967 года в Израиль хлынула дешевая неквалифицированная арабская рабочая сила, социалистическому руководству надоело быть социалистическим, а к 1977 году и, вообще, официальным руководством. Формально в 1977 году к власти пришел Бегин, сохранивший весь высший слой госаппарата. В 1992 году, при правительстве наследника Бегина, Шамира, неофициальное руководство подстраховалось - назначив надзирателя над правительством - БАГАЦ (сменив представительную демократию на автократию). Почему-то оно невзлюбило Нетаниягу, хотя он поблагодарил Переса, за свое избрание в 1996, и всегда действовал в русле "левой" политики. Настолько невзлюбило, что устроило цирк под названием "протест против судебной реформы"
.
Израиль может быть только национальным государством. Но глобализму не нужны национальные государства. Тем более еврейское национальное государство. Поэтому возможны варианты.
Погибает Государство Израиль.
Погибает глобализм. Государство Израиль становится столь крупным и сильным, что глобализм вынужден мириться с его существованием.
А всё-таки, какая идеология лучше (хуже): свободного рынка или отсутствия частной собственности на средства производства? Рав Йеуда Ашлаг писал: " И не от мудрости заключение, что в конце-концов какая-то единственно справедливая идея победит остальные. Ибо, принимая во внимание их временную форму, все они справедливы. "Нет для тебя человека, для которого нет места. И нет для тебя вещи, для которой нет времени" - по выражению древних. Потому что господствующие идеологии подобны вечному круговороту. Идеологии, отвергнутые в древности, возрождались в средневековье. После того, как были отвергнуты в средневековье возрождались в нашем поколении. Все это показывает, что все они справедливы. И не у одной из них права на вечное существование"
Кстати о птичках. Популярный до сих пор лозунг французской революции
Liberté, Égalité, Fraternité - Свобода, Равенство, Братство, по-моему, порочен. При свободе не может быть равенства, при равенстве не может быть свободы. Братство это, вообще, чёрный юмор. Достаточно, но не необходимо, вспомнить ТаНаХ - Хевель и Каин, Йицхак и Йишмаэль, Йааков и Эсав, Йосеф и его братья, Шломо и Адонийау, и др.