Как проводят репатриацию. Практика разных стран мира (6 Постсоц страны)

May 14, 2023 14:29

Hrant Mikaelian

В данном исследовании будут рассматриваться примеры ряда стран, в том числе Германии, Израиля, Казахстана, Венгрии, Греции, Китая, а также общие подходы к репатриации, применяемые в разных странах мира. Будут рассмотрены как законодательные, так и политические практики, применяемые в этих странах, эволюция их политики в отношении репатриации и способы решения ими тех или иных сложных вопросов. Также будут рассмотрены причины того, почему та или иная репатриация стала более или менее успешной.

Примеры репатриации в постсоциалистических странах

Венгрия
В результате исторических обстоятельств - эмиграции и изменения границ, множество венгров оказалось за рубежом страны. По оценкам венгерского правительства, в 2011 году за пределами Карпатского региона проживало 2.5 млн венгров, из которых 1.7 млн - в США и Канаде. В Европе значительные общины существуют в Германии, Австрии и Чехии (суммарно 230 тысяч); также в это число включены 200 тысяч евреев, репатриировавшихся в Израиль из Венгрии.
С 1996 года Венгрия учредила образование для представителей диаспоры и венгров из соседних стран, постепенно расширяя эту практику на новые университеты. Это сделало доступным образование на венгерском языке для представителей диаспоры.
Первый законный акт о венграх, живущих за рубежом, был принят в 2001 году. Согласно ему, зарубежные венгры могли получить «Сертификат венгерской национальности». Этот сертификат получило около миллиона человек.
Вопросы отношения с соотечественниками затронуты в Конституции Венгрии (редакция 2011 года). В 14 статье сказано, что ни один венгерский гражданин не может быть изгнан из территории Венгрии и любой венгерский гражданин может вернуться из-за границы в любое время. Статья D Конституции постулирует существование единой венгерской нации, а также ответственность Венгрии за судьбу венгров, живущих за ее границами; Венгрия должна поддерживать выживание и развитие венгерских общин, их усилия по сохранению их идентичности, их право на местное самоуправление и процветание на их родных землях, а также их сотрудничество с Венгрией . Однако в Конституции не говорится о праве зарубежных венгров на приезд в Венгрию или о такой необходимости.
Вопросом зарубежных венгров занимается Государственный секретариат венгерских зарубежных общин при офисе Премьер-министра Венгрии. С участием государства, учрежден также Исследовательский институт венгерских зарубежных общин. Секретариат и Институт совместно занимаются мониторингом ситуации в странах проживания венгерской диаспоры и издают еженедельный бюллетень о ситуации в венгерской диаспоре. Секретариат налаживает контакты с диаспорой и занимается планированием государственной политики в отношении диаспоры. В 2011 году был учрежден Совет венгерской диаспоры с участием примерно 50 диаспорских организаций. В ноябре 2011 года прошла первая встреча Совета; эти встречи стали ежегодными и каждый год число участников росло.
Венгрия реализует ряд программ в отношении своей диаспоры, в том числе, стипендию Kőrösi Csoma Sándor. Ее получателями являются граждане Венгрии, которые отбывают в страны проживания диаспоры и занимаются там участием в культурных мероприятиях, направленных на укрепление венгерской идентичности. Другой программой является Julianus - в рамках которой Венгрия создала регистр венгерского зарубежного культурного наследия. Программа Mikes Kelemen собирает информацию в виде газет, издаваемых в настоящем и прошлом в диаспоре, архивных документов, литературных произведений зарубежных венгров и др.
Поправки к Закону о гражданстве, которые регулировали правовой статус репатриантов и их право на разрешение двойного гражданства для этнических венгров был приняты в 2010 году после победы на венгерских выборах националистической партии «Фидес». Вопрос венгерского меньшинства остается достаточно чувствительным в соседних с Венгрией странах - Словакии, Украине, Сербии и в Румынии. Словакия заявила официальный протест против принятия Венгрией поправок к Закону о гражданстве . Правительство Венгрии рассматривает венгров, проживающих вблизи ее границ в качестве ресурса в территориальном вопросе, о чем говорят упоминания о том, что они живут на территории, бывшей частью Венгрии до Первой мировой войны.
С начала 2011 года Венгрия начала предоставление гражданства этническим венграм, которые утратили его в результате Первой и Второй мировых войн. Однако программа не ограничивает получение гражданства исключительно этническими венграми - соискатель должен быть рожден или быть потомком рожденных в Южной Словакии, Трансильвании, Воеводине или в Закарпатской области Украины до 1920 года или между 1938 и 1945 гг. Таким образом, венгерское гражданство могут получать и украинцы, хотя, как правило требуется пройти собеседование на венгерском языке.
Венгрия предоставляет двойное гражданство и не требует отказаться от своего предыдущего гражданства или даже переехать на постоянное место жительства в Венгрию. Деть и родственники получившего венгерское гражданство смогут также получить его по упрощенной схеме. Наиболее привлекательным выглядит такое предложение для жителей Закарпатской области Украины, которые получают гражданство Евросоюза вместе с получением гражданства Венгрии и, соответственно, право на работу в Венгрии и других странах ЕС. Вместе с тем, новый гражданин получает право на получение венгерской пенсии или социальной помощи.
Процедура подачи заявления на гражданство и его получения была серьезно упрощена. Рассмотрение заявки длится до полугода, после чего соискатель может получить гражданство. Помимо гражданства, заявители на программу репатриации могут получить заграничный паспорт, карту прописки и свидетельство о рождении. За 2011-2014 гг. программой воспользовались 710 тысяч, из которых 670 тысяч (94%) получили гражданство . С ноября 2012 года, новые граждане Венгрии получили право голоса на национальных выборах. В 2013 году политика репатриации была сформулирована в качестве концептуального рамочного программного документа .
***
Программа сотрудничества с венгерской диаспорой и ее репатриации начата не так давно. В общей сложности она действует около 5 лет, поэтому пока рано делать окончательные выводы об ее успешности. Однако предварительным выводом можно считать то, что интенсификация сотрудничества с диаспорой может внести важный вклад в сохранение ее культурного потенциала.
Тем не менее, с точки зрения привлечения человеческих ресурсов, никаких изменений эта программа принесла. Иммиграция в Венгрию на протяжении 1990-ых и 2000-ых составляла примерно 20 тысяч человек, преимущественно из соседних стран, где проживали крупные венгерские общины . В 2011-2014 гг. уровень иммиграции оставался примерно на том же уровне - порядка тысяч человек в год . Увеличился уровень натурализации в Венгрии - с 6-8 тысяч в 2007-2010 гг. до 18-20 тысяч в 2011-2012 годах. Однако это имело очень краткосрочный эффект и уже к 2014 году число натурализовавшихся снизилось до 8,745 человек .
При этом, не стоит забывать о негативных эффектах активизации политики в отношении диаспоры. Для многих с постсоветского пространства, возможность получения венгерского гражданства через программу репатриации, является возможностью иммигрировать в ЕС, что содержит в себе коррупционные риски. Выдача гражданства приграничным жителям других стран также плохо сказывается на отношениях Венгрии с этими странами.

Казахстан
Казахстан является постсоветской страной, чем отличается от всех вышеприведенных примеров. При этом, программа репатриации Казахстана может считаться наиболее успешной в бывшем СССР.
Казахская диаспора образовалась в 1920-1930-х гг., в период сталинских репрессий, коллективизации и голода. В этот период многие казахи уехали в другие республики бывшего СССР, а также откочевали за его пределы, включая Китай, Монголию, Иран, Афганистан, Турцию, Пакистан.
Программа репатриации имеет одновременно несколько назначений. Официально, Казахстан путем организации репатриации зарубежных казахов, восстанавливает историческую справедливость, поскольку они были вынуждены покинуть страну фактически под страхом смерти . Численность казахов, живущих в Казахстане между 1926 и 1939 гг. сократилась на 1.3 млн, а их доля в населении сократилась с 58% до 38% за тот же период. Полуофициально, Казахстан решает демографическую проблему - в 1990-ых вследствие эмиграции и низкой рождаемости, численность населения Казахстана сокращалась. Существует и еще один фактор - конкуренция между казахами и русскими, составляющими большинство населения в северных областях. Репатриация казахов позволяет изменить этнический баланс в стране с тем, чтобы обеспечить рост доли казахов в населении.
С обретения независимости, Казахстан ведет активную политику по репатриации казахов из этих стран. Репатриантов называют «оралманами» (возвращенцами).
Оралманам предоставляется ряд льгот и программ поддержки в социальной и экономической жизни. Эти программы включают в себя оказание помощи в трудоустройстве, повышение квалификации или переквалификацию; помощь в изучении казахского языка, предоставление мест в ВУЗах, ПТУ, школах и детских садах. Оралманы не платят консульские сборы за выдачу виз на въезд в Казахстан и имеют возможность восстановления гражданства по упрощенной схеме. Оралманы также получают все виды социальной помощи, предоставляемой гражданам Казахстана. Им оказывается содействие в приобретении жилья на льготной основе, а также выплачивается единовременной пособие по приезду в страну. В стране существует 14 центров временного размещения оралманов, в которых они могут оставаться до того, как будут решены жилищные, бюрократические и социальные вопросы. Кроме того, оралманы освобождаются от службы в Вооруженных силах Казахстана.
Стоит отметить, что незнание русского языка становится проблемой для многих оралманов, поскольку русский язык востребован на рынке труда, а адаптация не включает в себя изучение русского языка. Репатрианты извне бывшего СССР, а также из сельских регионов Узбекистана, не могут получить квалифицированное рабочее место. Коррупция также становится проблемой при получении тех или иных льгот, однако наибольшие трудности испытывают оралманы, прибывшие вне системы квот.
Финансовую помощь получают только те оралманы, которые въезжают в Казахстан в рамках ежегодной квоты, которая составляла 15,000 семей, начиная с 2005 года, а с 2009 года была увеличена до 20,000 семей. Квоты существуют и на регион заселения; с 2014 года прием репатриантов осуществляется в любой регион, за исключением двух крупнейших городов - Астаны и Алматы. Квота определяется президентом ежегодно, но чаще всего сохраняется прошлогодняя квота.
Кроме того, многие в Казахстане безразлично или плохо относятся к репатриантам. В целом, хорошо относятся к репатриантам 34%, терпимо - 25%, безразлично - 22.5%, и 10.1% - плохо. Однако среди этнических казахов более выражено положительное отношение, тогда как среди русских - безразличное .
Несмотря на перечисленные проблемы, большие доходы Казахстана, получаемые им от продажи нефти, позволяют стране реализовывать программу репатриации достаточно успешно. Увеличивают успешность программы переселения также бедность стран проживания оралманов, перенаселение и межэтнические трения, возникающие в этих странах.
В общей сложности, начиная с 1991 года, в Казахстан репатриировалось около 1 миллиона человек , что для страны с населением в 16.5 млн чел. (на 1991 год) можно считать огромным успехом.

Заключение

Политика по репатриации этнически родственных людей, соотечественников, покинувших страну в прошлом - или изначально жившим за пределами ее нынешней территории, проводится в том или ином виде большинством стран мира. Она базируется на принципах права на возвращение и «права крови» (Jus sanguinis). Репатриация составляет значительную часть мировых миграционных потоков и используется как средство демографического и культурного возрождения странами, которые ее осуществляют.
Рассмотренные практики репатриации, применяемые в одной стране, не всегда можно перенести в другую, ожидая такой же реализации политики репатриации. Однако при разработке любого типа политики репатриации следует учитывать, что репатриация, как показывают все без исключения приведенные примеры, не может быть исключительно идеологически мотивированной, за исключением особых случаев.
Часто репатриация бывает экономически мотивированной, в особенности, если принимающее государство предпринимает усилия для того, чтобы сделать приезд на историческую родину привлекательным для соотечественников. В других случаях репатриация бывает вынужденной - в особенности, если у беженцев нет никаких возможностей бежать в другую страну. Однако и в том, и в другом случае разрабатывается политика, направленная на закрепление репатрианта на родине, что в себя включает частичное решение жилищных вопросов и помощь с трудоустройством. В противном случае может произойти реэмиграция и репатриант вновь уедет - в более привлекательную с экономической точки зрения страну.
Приведенные примеры также показывают, что организовать репатриацию из более богатой в более бедную страну очень затруднительно. Так, Израиль, несмотря на все предпринимаемые усилия и колоссальный размер американской еврейской общины, привлекает не более 3,000 евреев в год из США, тогда как всего лишь за один 1990 год, предшествовавший распаду СССР, Израиль смог привлечь больше репатриантов, чем за почти 70 лет из США.
Репатриации часто осуществляются волнами, в случае политических и экономических кризисов в странах проживания диаспоры. Однако эти волны имеют краткосрочный характер - и если к ним не быть готовым заранее, то осуществить успешную репатриацию не представится возможным, в особенности, если представители диаспоры уедут в экономически более развитую страну.
Данное исследование не ставит целью выработку каких-либо конкретных рекомендаций для государственной политики Армении, но может представлять интерес в том случае, если решение о проведении подобной политики будет принято.
Previous post Next post
Up