Сегодня проверял как ремонтируются дороги в Кирове и области. Думаю, что большинство жителей заметили, что дорожные работы у нас сейчас идут очень активно. Во всяком случае по всем каналам связи мне каждый день приходят десятки сообщений с комментариями, вопросами, просто реакцией, в том числе, и с благодарностями. Некоторые СМИ тут же сделали вывод о том, что такой объем работ непременно должен быть связан с грядущим посещением региона VIP-гостями. Сообщаю: высокие гости Кировскую область посещали и будут посещать, но ремонт дорог с этим никак не связан.
Прекрасно понимаю, что дороги традиционно больная тема. И на любое позитивное сообщение всегда может найтись сотни желающих порассуждать на тему: «и вы это называете нормальными дорогами? и это вы считаете прогрессом?». Такие разговоры, конечно, можно вести - благо особой сообразительности для этого не требуется. Но я хочу, чтобы все понимали такую одну простую вещь. Для того, чтобы в течение одного сезона привести все дороги Кировской области в нормативное состояние нам требуется 60 миллиардов рублей. Это практически два бюджета Кировской области с учетом федеральных дотаций или 4-хлетние собственные доходы. Чтобы поддерживать всю сеть хотя бы в том состоянии, в котором она есть, требуется 5-6 миллиардов. Мы же можем себе позволить меньше 2 миллиардов. Видите разрывы? У нас очень большая область с большим количеством дорог и низкой плотностью населения. Я об этом уже
писал.
В такой ситуации мы действуем в трех направлениях. Первое - это четкое определение приоритетов. На всё денег все равно не хватит. Мы вкладываемся в наиболее важные и интенсивные с точки зрения движения автомобилей направления. Второе - повышение эффективности расходования средств. На это, например, направлена
передача части дорог с областного на муниципальный уровень с соответствующим объемом финансирования. И меня радует, когда, например, глава Унинского района Петр Полянцев, один из самых опытных и независимых глав муниципальных образований говорит
«Впервые за последние годы я начал ремонтировать ту дорогу, которую мне нужно. Дорогу, по которой, можно так выразиться, будут приходить инвестиции. За счет этого вырастут наши доходы». Это свидетельствует о том, что мы с муниципалитетами работаем в рамках одной идеологии. И третье - ищем новые механизмы финансирования дорожных работ. В этом году взяли кредит из федерального бюджета - 300 миллионов и впервые использовали схему государственно-частного партнерства (ГЧП). По ГЧП дороги ремонтируются уже сегодня за счет небюджетных средств (Вятавтодор взял банковский кредит), а бюджет будет оплачивать работу только в следующем году. В общем, схема - «утром стулья - вечером деньги».
Ну а первые результаты, я думаю, видны уже сейчас.