Потихоньку разгребаю фотографии, сделанные во время недавней поездки в Стамбул. Сегодня несколько слов о стамбульском трамвае.
Первый трамвай появился в Стамбуле в 1871 году. Это была примитивная конка с парком из нескольких десятков вагонов, но уже в первый год этот транспорт перевёз около 4 миллионов пассажиров. В 1912 году всех лошадей реквизировали для нужд армии (шла война на Балканах) и стамбульские власти были вынуждены вводить электрический трамвай.
В 1913 году трамвай начал ходить в европейской части города, в 1928 году - в азиатской. Расцвет стамбульского трамвая пришёлся на 1950-е, когда общая протяжённость линий достигла 130 километров. Но уже в 1960-е, подвергнувшись тлетворному европейскому влиянию, Стамбул полностью ликвидировал трамвай - в ноябре 1966 года была закрыта последняя ветка.
Осознание ошибки пришло в 1980-е. В 1990 году на бульваре Истиклал, превращённым в пешеходную улицу, был торжественно перезапущен восстановленный стамбульский трамвай. Маршрут Таксим-Тюнель стали обслуживать стилизованные под старину вагоны с шириной колеи 1 м.
Посмотрите, какая прелесть. Уютная пешеходная улица, старинные дома, плиточка-брусчатка и посреди этого великолепия красивые красные вагончики.
Проезд в ретро-трамвае стоит 1 турецкую лиру (примерно 17 российских рублей), ежедневно он перевозит около 6 тысяч пассажиров.
Помимо исторического трамвая, который всё же больше рассчитан на туристов, в Стамбуле имеется трамвай современный - именно в том виде, о котором нам прожужжали все уши господа Варламов и Кац. Он был открыт в 1992 году и модернизирован в 2004. Модернизация заключалась в полном переходе на низкопольные модели канадской фирмы Bombardier.
Сейчас в Стамбуле две линии современного трамвая общей протяжённостью около 20 километров. Проезд стоит 2 лиры (примерно 34 рубля). Оплата - жетонами.
Вот улица рядом с
Айя-Софией - обратите внимание на идеально ровные рельсы, на отделённое от проезжей части и тротуара полотно, на бесшовную плитку.
Совершенно бесшумно из-за угла появляется многовагонный состав.
Трамвай сбрасывает скорость, так как толпы диких европейских туристов прутся прямо по путям.
И проходит мимо.
В Стамбуле работают несколько моделей трамваев, различающихся как дизайном, так и "начинкой".
Все составы разноцветные - площади активно сдаются под рекламу. Интересно, что никакого отторжения данная реклама на транспорте не вызывает. Всё смотрится стильно и красиво.
Вообще стамбульский трамвай производит очень сильное впечатление. Особенно на жителей российских провинций, в которых трамвай застрял на уровне 1960-1970-х годов.
Чего уж говорить - в моём родном Омске трамвай выглядит так:
Так:
И вот так:
Эти грохочущие монстры производства Усть-Катавского вагоностроительного завода очень медленны, шумны, неудобны. Летом в них жарко, зимой холодно. Низкий пол, кондиционер, электронное табло - понятия, неизвестные нашим трамвайщикам. Неудивительно, что в Омске до сих популярны идеи о полной ликвидации этого вида транспорта за его ненадобностью.
А вот "отсталая" Турция почему-то активно строит трамвайные сети, закупает современный подвижной состав у лучших западных производителей, широко использует опыт европейских стран при прокладке и функционировании путей. Почему? "Так-то Турция - там тепло", - так, помнится, говорил герой Евгения Леонова в фильме "Джентльмены удачи" относительно невозможности использования турецкого опыта в России.
Закончить пост, наверно, стоит небольшим видеороликом, который я снял рядом со входом в
Цистерну Базилика. Если кто-то будет говорить вам, что трамвай - это устаревший, бесперспективный и неэффективный вид транспорта, то просто покажите им эту запись.
Click to view
P.S. За качество видео извиняюсь - кино снимать не умею, да ещё и Youtube как-то странно файлы сжимает.