Банкиры просят переработать закон о первичном финмониторинге

Dec 08, 2009 19:29

Банки Украины: законодательство

Ассоциация украинских банков обратилась к Президенту Украины, предоставив ему свои обоснования, с просьбой наложить президентское вето на принятые депутатами Верховной Рады поправки к закону о предотвращении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.


В начале ноября нынешнего года Верховная Рада Украины приняла закон, согласно которому первичным финансовым мониторингом обязала заниматься не только в банках, но в связанных с финансовыми операциями учреждениях, а также нотариусов, риэлтеров, почтальонов, таможенников, аудиторов. Одним словом, депутаты расширял рамки закона. Я уже об этом писал 06.11.2009 г. Нововведение вызвало целый ряд вопросов со стороны практиков, а не теоретиков, разрабатывавших новые положения о противодействии отмыванию нечестных доходов.

Помимо наступления на банкиров по фронту финмониторинга, постановлением №654 «О внесении изменений в Положение о валютном контроле», вступившим в силу с 05.12.2009 г. и внесшим изменения в положения о валютном контроле, которое закреплено постановлением правления НБУ №49 от 08.02.2000 г., Нацбанк начал наступление по «валютному» флангу, повысив штрафы за нарушение валютного контроля, которые проводятся в комплексе первичного финансового мониторинга.

В частности, изменялся пункт 2.5 части 2. - «неосуществление уполномоченными банками, другими финансовыми учреждениями и национальным оператором почтовой связи функций агента валютного контроля в части информирования в случаях и в порядке, установленных законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка, соответствующих государственных органов о нарушениях резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проведением ими валютных операций, влечет за собой такую ответственность».

Отныне, за нарушение порядка информирования на банкиров налагается штраф в размере 120 необлагаемых минимумов доходов граждан (в старой редакции 40). При нарушении сроков информирования, которое не превышает 10 дней накладывается штраф в размере 3 необлагаемых минимумов доходов граждан (в старой редакции 1).

Если сроки информирования будут нарушены на 11-30 дней, то накладывается взыскание в 60 необлагаемых минимумов доходов граждан (в старой редакции было 20).

В случае, когда сроки информирования превышают 30 дней, размер штрафа повышается до 3% (в старой редакции был 1%) от суммы валютной операции, о котором должен был сообщить банк в соответствующем порядке. Однако, «вилка» штрафа в данном случае устанавливается по новой редакции не менее 60, но не более 120 необлагаемых налогом минимумов (в старой редакции было от 40 до 60).

Изменения в п. 2.8. Несвоевременное выявление либо сокрытие, искажение отчетности, подаваемой в НБУ по контролю валютных операций будет накладываться штраф до 100 (в строй редакции до 20) необлагаемых минимумов доходов.

Так, в Ассоциации украинских банков считают, что закон о первичном финансовом мониторинге не только не решает поставленных задач по контролю, но и усложняет проведение повседневных операций, которые могут реально быть связаны с отмыванием нечестных доходов. Банкиры, столкнувшиеся на практике с законодательными изменениями, оценили влияние нововведений на работу системы по отслеживанию легализации преступных доходов в действии. Работать надо, правила стали жестче, а неясности проявились на практике при работе по новому законодательству.

финансовый мониторинг, валюта, валютный контроль

Previous post Next post
Up