Минобрнауки России
решило изменить критерии ежегодного мониторинга эффективности вузов и предлагает подсчитывать количество выпускников университетов, оказавшихся на бирже труда, чтобы выявить учебные заведения, готовящие будущих безработных.
ИА REX: Вузы оценят по количеству безработных выпускников. Этого критерия достаточно?
Владимир Беляминов, политолог:
На мой взгляд, такое решение будет не совсем правильным. Зачастую, тот же экономист менее престижного ВУЗа имеет при определённых обстоятельствах более профессиональную подготовку, нежели выпускник высшего учебного заведения с раскрученным именем. Также исказить результаты мониторинга может тот факт, что не будет учитываться "преемственность" профессий, когда в элитные ВУЗы поступают по протекции родителей для продолжения семейного дела дети тех, для кого не составляет труда платить за обучение в дорогих университетах. Поступая в менее престижный ВУЗ, получив базовое образование, выходец из низших социальных слоев, чем студенты раскрученных вузов, имеет зачастую более качественное образование. Следует более чётко определить востребованность профессий, вернуться к планированию учебного плана и повышению конкурентоспособности образования, которое лишь позволяет расширить возможности будущего специалиста, но не является залогом успеха в вопроса будущей работы. Но тот факт, что "проредить" количество ВУЗов, а высшее образование сделать менее массовым. Это будет более верный шаг наряду с поднятием имиджа рабочих специальностей.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Это интересная идея. Но чтобы оценка неэффективных вузов выглядела ещё точнее, надо её дополнить следующими параметрами: стоимость костюмов на преподавателях вуза, наличие и марка автомобилей преподавателей и студентов, степень родства ректората с политической элитой.
Вероятность устроиться на хорошую работу сегодня никак не связана с наличием у соискателя диплома того или иного института, это абсолютно очевидно. Но если министерство образования ставит вопрос под таким необычным углом, тогда всё в новой России связано с проблемой выпускников плохих вузов, которые проникли везде - в «Оборонсервис», в Олимпстрой, в Сколково, в Росрыболовство. Падение международных экономических рейтингов России также напрямую зависит от этих вредителей. Продвижение НАТО к границам России - тоже.
Поэтому не только за безработицу, но также дороговизну еды и бензина в стране теперь должны ответить выпускники неэффективных вузов. Ливанов нашёл то универсальное зло, которое все давно искали, но никак не могли найти.
Хотелось бы усилить министерский аргумент, который уже ничем не будет биться: эффективным российским вузом теперь может считаться тот, который вошёл в Топ-10 мирового рейтинга высших учебных заведений. Это как у успешных менеджеров: если ты в списке Forbes - значит, ты успешен. Всё предельно просто.
Александр Пелин, философ и социолог, кандидат философских наук:
Трудоустройство выпускников всегда было критерием оценки работы вузов. Этот критерий имел место при лицензировании и аккредитации вузов, но успешно "улучшался" их руководством. Называть его новым никак нельзя. "Уточнение" критерия оценки вузов до "количество выпускников, оказавшихся на бирже труда" может дать искажённые результаты. Количество трудоустроившихся, безработных и выпускников вузов, зарегистрированных на бирже труда, по-разному связаны с качеством образования. Например, для выпускников низкооплачиваемых специальностей регистрация на бирже труда мало чем отличается от официального трудоустройства. Очень вероятно, например, что сильнее других пострадают вузы, выпускающие библиотекарей, учителей начальных классов и деятелей в сфере культуры. Кроме того, нельзя измерять эффективность работы только по критерию издержек. Эффективность - экономическое понятие, предполагающее измерение соотношения вклада и результата. По отношению к вузам и другим непроизводственным единицам лучше применять критерий оптимизации деятельности. Для этого нужна более сложная система минимаксов и оптимумов, неведомая чиновникам.
Источник