На тему грядущего позорища с TLK и почему только его ремейк настоящее преступление против искусства.

Jul 14, 2019 19:16

То, что кинематограф сейчас в идейном кризисе должно быть понятно уже всем. Экраны завалены ремейками, перезагрузками и прочим трешем. Отдельная тема диснеевские ремейки мультфильмов с живыми актерами. Только что "Аладдин" вышел, делают "Русалочку" с чернокожей Ариэль, у людей от этого бомбит. Кстати, чернокожая русалка - это действительно глупость с точки зрения физики, в толще воды нет никакого смысла вырабатывать пигментацию, как у жителей тропиков. Ультрафиолет тот же задерживается даже стеклом из-за чего в комнате, в принципе, невозможно получить загар, как бы солнышко в окно не светило.

Но я оставлю в стороне вопрос жадности и творческой импотенции корпораций и посмотрю на диснеевские мультфильмы эпохи диснеевского Ренессанса (От "Русалочки" до "Тарзана") с позиции обоснованности их существования, как мультфильмов. Да можно даже и в глубь истории пойти, вплоть до "Белоснежки".

Итак, список за 10 лет: "Русалочка", "Красавица и чудовище", "Аладдин", "Король лев", "Покахонтас", "Горбун из Нотр-Дама", "Геркулес", "Мулан", "Тарзан".

Исключаю "Спасатели в Австралии", попадающий во временной интервал, как сиквел более старого мульта.

Все они за исключением "Короля льва":
1) Экранизации ранее созданных литературных произведений.
2) Они о людях в абсолютно буквальном смысле. Ну да, в "Русалочке" это люди и люди с рыбьим хвостом, в "Тарзане" человек среди обезьян, бывают животные или даже говорящие предметы сайд-кики, но в общем и целом, люди как люди.

Собственно уже сразу вопрос, что Disney нарушила, пересняв с живыми актерами контент, который изначально мультфильмами не был и уже экранизировался ранее в тех или иных формах? Более того, "Аладдин" сам по себе является упрощенной версией еще довоенной экранизации "Багдадского вора", причем мультфильм даже цветовую гамму игрового фильма воспроизводит.

А зачем вообще снимать мультфильм и какими качествами он обладает? Вообще-то мультяжностью, что подразумевает гротеск и гиперболизированность, очень часто переходящие в иносказание в т. ч. с использованием в качестве персонажей животных. Не животных, как в "101 Далматинце", который в виде игрового кино уже давно снят, или "Оливера и компании", где животные остаются животными. Разумными домашними животными. И даже не как в "Земле до начала времен", где динозавров можно было бы сделать любых, не поменялось бы ничего. А животных, играющих людей, причем не просто людей, а их типажи, легко с этими животными отождествляемые (чего в "Земле до начала времен" нет в принципе, т. к. с динозаврами нет ассоциаций).

И много этой самой мультяжности было в диснеевских полнометражных мультфильмах? Вот что мультяжного в "Русалочке"? Главные персонажи, срисованные с голливудских звезд? В них нет абсолютно ничего мультяжного. Ну да, есть говорящая живность, роль которой лишь в том, чтобы Ариэль было с кем общаться. Что там не может сыграть живой актер? Основных персонажей всех, Флаундера с Себастьяном отрендерят на компе с любым качеством. Или может в "Аладдине" что-то мультяжное? Собственно, всё, что есть в "Аладдине" - это мультяжный Джин, забирающий на себя всё внимание. И именно Джина вспоминают в первую очередь, когда вспоминают об "Аладдине", что делали другие персонажи, в чем сюжет, помимо штампованного нищего, получающего почему-то принцессу, без пересмотра мало кто вспомнит. Или может быть в "Красавице и чудовище" есть что-то мультяжное? Стаканы говорящие. Ни для Белль, ни для Гастона, ни даже для Чудовища нет никакого смысла быть нарисованными. Собственно в 80-ые напялили бы актеру меховую маску на голову, как Чубакке, вот и Чудовище. Ничем не хуже нарисованного. Зачем рисовать людей, которые изначально в самой истории просто люди, лишенные каких-либо мультяжных или гипертрофированных черт. "Покахонтас", "Горбун из Нотр-Дама"? Под микроскопом ничего мультяжного не найду. В лучшую сторону из этого странного ряда выделяется "Геркулес", который, как и "Книга Джунглей" диснеевская большой болт на оригинал ложил, и персонажи, которого по большей части не обычные люди, и допускают омультяшивание в куда большей степени, чем Белль или Аладдин. Даже Геркулес подвержен ему сильнее, чем Аладдин. Миф сам по себе относится к иносказанию. "Мулан" в отношении главное героини возможностей для мультяжности не оставляет, но в нем довольно много карикатурных архетипов, в частности потому, что армию он показывает с позиции главной героини, а для нее это абсолютно непонятный и очень странный мир мужчин, в который в обычной жизни она, в принципе, попасть не может. В общем, в случае "Мулан" мультяжность более-менее работает, но работала бы и игровая экранизация. "Тарзан"? Если бы животные в нем не говорили - это было бы скучно, но не изменилось бы с точки зрения содержания ни черта. Обезьяны там могли бы быть людьми, например, неграми, а Тарзана бы гнобили за то, что он белый, не поменялось бы ничего. В оригинале в "Тарзане" звери являются просто зверями, разве что обезьяны поумнее.

По сути, в подавляющем большинстве случаев существование этих мультфильмов именно как мультфильмов может быть обосновано только техническими ограничениями в 80-90-ые годы, когда отдельные элементы, вроде, говорящих рыбок, или сверхбыстрых действий Джина реализовать можно было только анимацией. Настоящие рыбы немы, но рисованные говорящие рыбки могут быть симпатичны. И запомнились из мультфильмов именно эти анимационные фрагменты, тем более что весь юмор завязан именно на них, сами же истории странных девок, со странными формами сексуального влечения, или пацана с района, которому досталась принцесса, или упаси-господи лубоффь Тарзана и Джейн, никому не сдались на фиг. Они просто не выражают для зрителя ничего и сильно противоречат его жизненному опыту.

Ну вот пересняли это все с живыми актерами, и оказалось, что всем пофиг, разве что заставляет задуматься, а так ли хороши были оригинальные мультфильмы, как о них принято думать, или они всего-лишь приятные воспоминания из детства неизбалованного таким количеством анимации, которое есть сейчас.

И каким-то непостижимым образом в эту компанию попадает Его Величество "Король лев". Мультфильм, который является иносказанием целиком и полностью, и воспроизводит один из древнейших мифов с поразительной чистотой. Древние греки с Орест с Электрой (Нала - это именно Электра) плачут от зависти. Людей в "Короле льве" нет, а животные бывают 3-х видов: реалистичная массовка, карикатурные абсолютно нереалистичные животные в "I Just Can't Wait To Be King", как собственно и детские представления Симбы о перспективах собственного правления. И животные-персонажи, все они иносказательны в своей видовой принадлежности и очень хорошо выдерживают баланс между реализмом и мультяжностью, в первую очередь не вызывает вопросов их способность говорить и выражать эмоции. Животного в них ничего нет, все они иносказательно показанные люди. Этим они принципиально отличаются от животных из того же "Бэмби", в котором олень всегда остается оленем, и живет по-оленьи, или целой кучи мультфильмов про собачек с кошечками, вроде "Леди и Бродяги". Самое главное, что все эти слои в "Короле льве" существуют отдельно друг от друга, там есть шикарнейшие реалистичные  панорамы Африки во всем ее величии, но они заменяются более подходящим фэнтезийным окружением, когда в кадре персонажи, и Симба, в принципе, не может заговорить с сурикатами из "Circle of Life".

Раз нарисованных с уклоном на реализм людей, которых можно было бы заменить живыми актерами, нет, а денег хочется, то что будем делать? Правильно, превратим иносказательных говорящих животных в обычных реалистичных животных, которые ни с того ни с сего рассуждают о справедливости, долге и т. п. Собственно трейлеры уже во всю крутят по ТВ, подсовывают на ю-тубе, но показывают в них что угодно, но только не как персонажи говорят, или выражают эмоции...

Through despair and hope
Through faith and love




Собственно это интуитивно понятная проблема, и над ней уже издеваются в Сети. Самое занятное, что попытка снимать реалистичных львов, да еще живущих реалистичной львиной жизнью уже была, кажется в 2003-ем вышел "Pride". Выглядело это не просто странно, а порой жутковато.

Что же касается съемки реальных животных вообще... Я не знаю, когда это попробовали впервые, вот, что пишет Сергей Образцов руководитель Центрального театра кукол в Москве (ныне носит его имя) в своей книге "Моя профессия", последний вариант которой датируется 1981-ым годом:

Вот этим-то и отличаются литературные образы волков, созданные Сетон-Томпсоном, от созданных Киплингом. Лобо - это портрет данного волка. Он не символ и не иносказание. Играть его не может ни человек, ни кукла. Предводитель волчьей стаи, киплинговский Акела - это совсем не портрет. Это прежде всего иносказание. Басенное иносказание. Он вождь, предводитель, в его характере угадывается характер человека. Его может, его должна играть кукла.
Проверьте все образы зверей в «Книге джунглей» (в нашем театре это спектакль «Маугли»). Тигр Шерхан - эгоцентрик, расист в полном смысле слова, его кредо: Маугли - не волк, не зверь, а человек - значит, его надо съесть; это закон крови. А вот ответ Ракши, приемной матери Маугли: «Он сосал мое молоко, я стала его матерью, а он моим сыном и братом моих волчат» (это антирасистский закон члена коллектива). Проверьте дальше: Балу - это не просто медведь, это учитель и хранитель законов, а Багира - это не просто черная пантера, это смелый друг, носительница справедливости («Ради маленького человека, освободившего меня из клетки, я предлагаю выкуп за этого детеныша»). Шакал Табаки - это предатель.
Это рассказ не про зверей, а с помощью зверей, басенно, то есть иносказательно, про людей.
Вот почему и не получилась «Книга джунглей» у такого талантливого английского кинорежиссера, как Корда. Он снял настоящих живых зверей. Естественно, что он вынужден был лишить их дара речи. Технически можно «вложить» человеческий голос в раскрывающуюся пасть живого волка. Но это получится настолько эксцентрично и глупо, что может показываться только в цирке (что и делается с «говорящими» цирковыми собаками с приставной нижней челюстью). Корда не мог себе этого позволить. Ведь повесть о Маугли - не цирковой аттракцион. А настоящий (не кукольный) живой питон или живая (не кукольная) пантера говорить не могут. Представьте себе, что было бы, если бы в вашу комнату вошла кошка и сказала: «Здравствуйте». Кто-то из вас сошел с ума, и, вероятно, не кошка.
Вот и получилось у Корда, лишившего зверей «права голоса», права высказывать свои идеи и взгляды, не киплинговское романтическое, «басенное» иносказание, не показ человеческого общества и человеческих характеров, ассоциирующихся с характерами животных, а просто человек среди зверей. Иначе говоря, получился «Тарзан».

Сама книга интересна в первую очередью целой главой, посвященной иносказанию, которую в виде отдельной статьи я впервые встретил еще в журнале "Наука и жизнь" за 1977 год. Книга на Google disk https://drive.google.com/open?id=1AS1guhDYTabphiI8AIf7cdFMuq2X4gxW

Остается только удивляться, почему люди раз за разом наступают на те же грабли. Хотя чему удивляться, Disney не может даже для "Звездных войн" профессиональных режиссеров и сценаристов найти.

Впрочем, я не сомневаюсь, что миллиардик "реалистичный Симба" (если реализм, то где яйца?) отхватит, более того у "Короля льва" уже была одна нелепая вариация, собравшая за годы огромную кассу, я о мюзикле. Если вкратце, то в нем люди играют животных, которые в свою очередь играют людей. Х) У меня одного есть чувство, что какая-то итерация тут лишняя? Для меня мюзикл выглядит не просто нелепо, а местами пугающе. Он просто физиологически отвратителен. Про привлекательность людей в странных масках и речи не идет. Ну опять же, люди, они и есть люди, чем эти люди лучше других, но таких же людей, которые будут играть на сцене другой спектакль, где они не будут выглядеть глупо?

Проблема в том, что людям свойственно проецировать качества одних объектов на другие, якобы связанные. Раз мультфильм был хорош, значит хорош и его сиквел, сделанный за 3 цента дебилами, которые оригинала-то не смотрели, хорош и мюзикл, будут хвалить и 3D-новодел, хотя никакими качествами оригинала он просто не обладает, как не обладает игрушка в виде персонажа качествами самого персонажа. Ну потому что она, блин, просто игрушка, кусок пластмассы, или из чего там она сделана.

аналитика, "Король лев", анимация, "Где яйца?"

Previous post Next post
Up