Во что мутируют соцсети

Sep 28, 2012 13:18





Кадр из игры «Deus ex: human revolution»

Наткнулся вчера на пост Тины Канделаки «Как я была в Госдепе». Честно скажу: купился на название. Однако рассказа о политических сенсациях там не оказалось, зато нашлись очень интересные факты по поводу соцсетей - Тина встречалась с американцами для обмена опытом в области социальных медиа. «В общей сложности число моих подписчиков в социальных сетях составляет сегодня более полутора миллионов человек - 1 530 150. Для того чтобы такая аудитория появилась, понадобилось более четырех лет", - пишет Тина.




Признаюсь, количество меня удивило. Причем даже не сама цифра - тенденция. Когда с помощью интернета раскручивается «с нуля» никому дотоле не известный Навальный - это одно. То есть, конечно, круто и всё такое, но, в общем, понятно: новая среда даёт возможность «выплыть» свежим лицам. Но когда тем же самым занимается человек «из телевизора», то это говорит о том, что вчерашний андеграунд становится мейнстримом, то есть соцсети завоевали наш мир. Стремительно, но как-то почти незаметно.

Соцсети прочно вошли в наш обиход. Просыпаясь, человек первым делом проверяет электронную почту и несколько своих аккаунтов, засыпая - делает то же самое. Все больше сервисов в интернете (виртуальные кинозалы, интернет-магазины, видеохостинги) ориентированы на то, чтобы ты не просто воспользовался их услугами, но и поделился информацией со своими друзьями.





Еще одна интересная примета времени - это влияние соцсетей на традиционные средства массовой информации. Масс-медиа всё интенсивнее присутствуют в социальных сетях, расширяют собственный формат средствами мультимедиа (видео-, аудио-, фото-контент).

Социальные сети создают новую реальность, как в интернете, так и в офлайне. В свою очередь, производители гаджетов ориентируются именно на неё. Можно сказать, что без фейсбука не было бы айфона, ну, или по крайней мере он был бы совсем другим.

Благодаря социальным сетям интернет внедряется в самые обычные, казалось бы, вещи, проникает в нашу повседневность. Вот Nike, например, уже несколько лет активно сотрудничает с компанией Apple.




Приложение для смартфона Nike+ Running помогает смоделировать маршрут, показывает, какое расстояние ты пробежал и сколько сжёг калорий. С его помощью можно ставить себе цели и регистрировать рекорды, а потом просматривать график своей активности. О начале забега можно объявить в фейсбуке, чтобы получить одобрение друзей. Специальный браслет Nike+ FuelBand развивает эти идеи.




С его помощью можно задать себе программу физической активности на день и контролировать её исполнение. Браслет, оснащённый акселерометром, записывает и анализирует результат каждого физического действия. Устройство становится отличным мотиватором для занятий спортом и даёт возможность в понятной форме, в виде цифр и графиков, увидеть результат своих тренировок. То есть теперь мы бежим не только в реальности, но и в виртуальном мире. Бег на стадионе или в парке превращается в своего рода компьютерную игру.

image Click to view



Однако всё это было бы совсем не так интересно без возможности поделиться своими результатами друг с другом. Фактически мы все незаметно становимся игроками глобальной онлайн-игры.

Что касается видеоигр, то они прогрессируют быстрее всего: взаимодействие с игромиром уже может осуществляться с помощью одного только нашего тела, без использования таких посредников, как джойстик или клавиатура с мышью. Разработанный компанией Microsoft «контроллер без контроллера» Kinect позволяет управлять игрой посредством телодвижений. Фактически человек сам становится гаджетом.

image Click to view



На пороге наступающего уже сегодня будущего не дремлет и главный конкурент Microsoft - компания Google. Она является одним из лидеров в разработке технологий так называемой дополненной реальности. Совсем недавно Google представил «первый в мире социальный медиаплеер для потокового медиа» Nexus Q. Что это такое - сразу и не разберёшь.




«Nexus Q представляет собой сферу, которая подключается к динамикам и телевизору. После этого устройство позволяет проигрывать музыку и видео из облачных интернет-сервисов. Например, пользователь может запустить воспроизведение ролика с YouTube на большом экране». Nexus Q способен взаимодействовать со смартфонами и планшетными компьютерами на базе OS Android. Собственно, через эти устройства и осуществляется управление «музыкальной сферой». К Nexus Q с помощью своих смартфонов по Wi-Fi могут подключиться сразу несколько пользователей и через специальную программу вместе составлять списки воспроизведения. Google представляет свою новинку так:

image Click to view



Гораздо интереснее устройство под названием Project Glass. Разрабатывает его тоже Google. Пока не очень ясно, какими точно возможностями будет обладать гаджет, но судя по промовидео, результат должен быть как минимум интересным. В общем-то, дополненная реальность уже воплощена в жизнь в многочисленных приложениях для смартфонов, однако очки Project Glass обещают вывести этот принцип на новый уровень. Если инженерам компании удастся воплотить заявленную технологию в жизнь (а некоторые специалисты говорят, что это не так-то просто: самым серьёзным ограничением является оптическое строение человеческого глаза), то реальность в самом деле станет дополненной и человек будет ещё теснее интегрирован в виртуальный мир. Сейчас для присутствия в интернете требуется прикосновение пальца к тачскрину, завтра будет достаточно только взгляда. Концепт Project Glass предполагает системность и единство, то есть это своеобразный портал в иное измерение нашего мира - интернет. Надел - и ты уже там. Самое же интересное, что, попав туда, ты при этом не выпадаешь и из обычной реальности. Просто она становится куда богаче.

image Click to view



По сути, мы являемся свидетелями грандиозной технической и даже антропологической эволюции (или революции?). Сегодня сложно сказать, как именно развитие социальных сетей и компьютерных технологий отразится на самом человеке, но уже ясно, что изменит его. Может быть, уже завтра вживление компьютерных чипов и гаджетов в тело человека будет считаться нормальным. Вот, например, американец из Нью-Джерси совсем недавно вживил в руку специальные магниты для того, чтобы носить свой iPod - чем не симптом?




Дэвид Хурбан и его iPod

Интересной рефлексией на тему нашего возможного будущего для меня стал короткометражный фильм «Взгляд». Такое ощущение, что автор оттолкнулся от той картины, которую увидел в видео про Project Glass и предложил свою версию развития событий.

image Click to view



Честно скажу, меня представленное в фильме будущее скорее пугает. Но и привлекает, конечно, тоже. Кажется, в этом и состоит главная драматургия момента, в котором мы все оказались. Компьютер становится уязвимым местом в системе защиты человека от внешнего мира. Сегодня от него гораздо труднее спрятаться, чтобы побыть наедине с собой. Это совершенно новые условия, и человек к ним ещё не до конца адаптировался. Теперь мы постоянно находимся в пространстве публичности, всегда на виду, и ведь даже еще толком не осознали этого. Огромную часть времени мы втянуты в общение с малознакомыми людьми: будь то спор о политике в «Фейсбуке» или о котиках во «ВКонтакте».




Мы все вынуждены буквально наощупь учиться существовать в новом пространстве, в котором виртуальность оказывается не менее (а иногда и более) реальной, чем вид за нашим окном. Всё вокруг ужасно интересно и круто, но куда нас заведёт очередной технологический скачок?

А вы как думаете?

Previous post Next post
Up