РУССКИЕ ВОИНЫ. МАТЕРИАЛЫ к БИОГРАФИИ

May 24, 2011 16:14

От редакции МД: Текст воспоминаний сослуживца полк. В.С. Гершельмана воспроизводится по публикации в журнале «Наши Вести», издание Союза чинов Русского Корпуса (1961, №179/2359, 1 мая, Нью-Йорк, США, с.9-11). Журнал предоставлен редакции МД Марией Александровной Кублицкой (Буэнос-Айрес).
Фотопортрет полк. В.С. Гершельмана любезно предоставлен для первопубликации в МД из семейного альбома Ириной Сергеевной Мухановой и Мариной Александровной Гершельман (Буэнос-Айрес). В данной публикации воспроизводится лишь фрагмент фотопортрета. Любая перепечатка, или воспроизведение в любых печатных изданиях настоящего фрагмента фотопортрета ЗАПРЕЩЕНА!
Краткая биограф. справка о полк. Василии Сергеевиче Гершельмане перед републикацией воспоминаний А.Н. Васильевского составлены по сведениям, которые предоставлены Мариной Александровной Гершельман и по справочному изданию проф. С.В. Волкова «Офицеры Российской Гвардии» (М., «Русский Путь», 2002, с..128).
Настоящие воспоминания являются лишь вспомогательным материалом будущего исторического очерка о судьбе доблестного русского офицера В.С. Гершельмана намеченной к публикации в журнале Исторической России «Михайлов День 3-й».
ГЕРШЕЛЬМАН 3-й Василий Сергеевич (1884-20.02.1919). Полковник Лейб-Гвардии Уланского Его Величества полка. Сын генерал-губернатора Москвы, Командующего Виленским Военным округом, генерала от инфантерии С.К. Гершельмана (1854-1910). Воспитанник Пажеского Е.И.В. корпуса (1904). Участник Русско-японской войны, за храбрость был награжден Золотым (с 1913 Георгиевским) Оружием. Участник Великой войны, был награжден рядом боевых орденов до ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом включительно. В Добровольческой Армии с ноября 1917 г. Организатор и командир (18.12.1917-26.03.1918) 1-го кавалерийского дивизиона. Участник Ледяного (1-го Кубанского) Похода. Затем в резерве чинов. С августа 1918 г. командир Запасного кавалерийского полка. В конце 1918 г. был прислан в Крым для формирования Сводно-гвардейского кавалерийского дивизиона (Лб.-Гв. Уланского Е.В. полка), командиром которого был назначен. 20 февраля (6 марта) 1919 г. был смертельно ранен пулей в сонную артерию в бою в Северной Таврии в имении Аскания-Нова. Зажав рану одной рукой, другой продолжал писать последние распоряжения и вскоре скончался. Прах был погребен с воинскими почестями в стенах собора города Екатеринодара, Кубанской области.

Анатолий Н. ВАСИЛЬЕВСКИЙ (США) [1]




Отряд Полковника Гершельмана
В Архиве Русской революции (изд. Гессена, том V, стр.273) искажено описание трагической участи постигшей отряд полк. Гершельмана, посланного в феврале 1919 года в Северную Таврию. В статье озаглавленной «Дневник обывателя», автором ее с инициалами «А.В.» написано следующее:
«6 Марта…. В Аскании-Нова стоял эскадрон полк. Гершельмана. В один прекрасный день они все 60 человек, легли спать, оставив сторожить часовых и дежурный взвод. Наступила ночь. Все было тихо. Как вдруг, часовые сквозь темень заметили надвигающуюся цепь неприятеля. Цепь уже была в 50 шагах. Моментально была поднята тревога, которая разбудила спящих. Первыми выскочили навстречу врагу дежурная часть во главе с полковником и еще 20 офицеров…. Красные перебили часть гершельмановских кавалеристов, другая часть успела удрать, не имея возможности забрать не только свои пожитки, но и убитых и раненых. При этом был убит сам полк. Гершельман. Да! Очень печально. Но сами виноваты. Быть на фронте и лечь спать, раздевшись, следующий раз будут осторожнее!». [2]
Мне как живому свидетелю - участнику этого трагического события, хотелось бы обелить память этого доблестного офицера убитого в Аскания-Нова, равно как и других погибших с ним, опровергнувши ту злостную клевету, которая напечатана в Архиве. Привожу совершенно объективно то, что сам видел, будучи в этом отряде и как раз в том «дежурном взводе», как его называет автор «Дневника обывателя».

***

Еще во время пребывания немцев в Крыму начальником милиции г. Ялты был Капитан Гаттенбергер, объединявший там офицеров и сформировавший из них роту, как только ушли немцы. В нее вошли офицеры, юнкера и вольноопределяющиеся всех родов оружия. Затем из Ставки ген. Деникина был прислан полк. Гершельман, который в Ливадии стал формировать Сводно-Гвардейский кавалерийский дивизион. Армейские кавалерийские офицеры и вольноопределяющиеся из роты кап. Гаттенбергера перешли в формируемый дивизион, где из них была сформирована пулеметная команда с 6 пулеметами. Рота же кап. Гаттенбергера впоследствии развернулась в Симферопольский офицерский полк. [3] «Дивизион» полк. Гершельмана, по численности не больше эскадрона (почти безлошадный), по существу был просто небольшим отрядом. [4]
Прибыв в Аскания-Нова - этот чудесный зоологический сад и питомник растений, офицеры расположились в доме для приезжающих. Незначительное число солдат из б. красноармейцев, взятых в плен под Ставрополем, и небольшой обоз и лошади поместились на юго-западной окраине поместья в большом людском доме и прилежащем к нему загороженном невысокой стеной из кирпича, скотном дворе.
Время было тревожное, все знали, что недалеко севернее бесчинствовали тысячные отряды Махно и Григорьева. Наш же отряд насчитывал меньше ста шашек, при 6 пулеметах. Это был, как бы утлый белый челн в бушующем красном море, что и подтвердилось, так как приблизительно через два месяца нашим частям пришлось сдать Крым и укрепиться на Акманае перед Керчью.
Через несколько дней после нашего прибытия, полк. Лермонтов [5], командовавший в то время вооруженными силами Перекопа и которому был подчинен Гершельман, потребовал от нас два пулемета. Поручики Треичке и Б.П. Горский [6] уехали с пулеметами к нему, ослабив наш отряд. Все оставшиеся сознавая создавшуюся опасность, были начеку. Вопреки клевете кого-то, видимо, заинтересованного в этом, никто пьяным не был. Через день после отъезда пор. Горского и Треичке, получились сведения, что банды Григорьева приближаются.
По приказу Гершельмана все перешли на ночевку в людской дом. Никто не раздевался, даже не снимал сапог. К утру, еще затемно, когда по тревоге все выскочили из помещения на открытое, ничем не защищенное поле, наступающая цепь красных была уже совсем близко и открыла по нам частый огонь. Несколько человек наших упало, среди них был убит наповал ротм. Богутский [7]. Наши стали отстреливаться и залегли перед домом и стеной скотного двора, расположив два пулемета по флангам. Ротмистра же Лазарева [8] с пулеметом «Максим» Гершельман сам повел на опушку леса, вправо от нас, чтобы обезопасить обход неприятелем с фланга и тыла. Наш правофланговый пулемет «Кольта», при котором был я с инструктором нашей пулеметной команды, Поручиком В. Клименко, работал непрерывно и, видимо, метко. Так как перебежки в неприятельской цепи замедлились, и противник несколько отошел. Но часам вероятно, к 10 утра григорьевцы стали особенно упорно наступать. В это время в нашем пулемете случился перекос ленты, и мы под сильным огнем не смогли устранить задержки.
Общее положение становилось угрожающим! Красные явно приближались. Правофланговый пулемет бездействовал, и каждая наша попытка втащить его за стену парализовалась необычайно частым огнем по нас. Приходилось ложиться плашмя и руками окапываться. Часам к 11 дня (вероятно), когда положение еще ухудшилось, показался скачущий от опушки леса, со стороны ротм. Лазарева, полк. Гершельман. В 50-ти шагах от нас, его рыжий конь неожиданно упал замертво. Гершельман успел соскочить и, прихрамывая, подбежал к нам, ободряя нас. Красные открыли по нему бешеную стрельбу, но Бог хранил его в этот момент и он успел зайти за стену.
Через какой-нибудь час положение стало критическим, передняя цепь красных была от нас совсем близко, и мы думали, что они перейдут в штыковую атаку, задавив нас своей численностью. Пулемет слева и пулемет Лазарева работали непрерывно. Все до одного отстреливались из винтовок. Вспоминается, как рядом с нами, вкладывая обойму за обоймой, бывший пленный красноармеец из-под Ставрополя, Кузнецов, считавшийся «ненадежным» и поэтому назначенный кашеваром, оказавшийся чудным стрелком, сваливал поочередно подымающихся на перебежки красных.
Вдруг совершенно неожиданно с правого фланга красных, почти с тыла у них, раздалось «Ура!» и приблизительно пол эскадрона наших пошли в атаку в конном строю вдоль их цепей. Сам Гершельман с вахмистром, Прапорщиком Гуревичем (точно фамилии не помню) и, кажется с Корнетом Гардениным [9], собрав коноводов и всех обозных, обойдя балкой красных, повел их в атаку на наступающих. Это было полной неожиданностью для красных, увидев атакующую конницу, не дав себе отчета - сколько ее, приняв, видимо, ее за свежие силы, - передние две цепи их поднялись и стали бежать, неся значительный урон от нашего огня. Наши потеряли несколько улан, и был тяжело ранен в позвоночник Прапорщик Г.
Конная атака отогнала наседавших григорьевцев на значительное расстояние, а нашим дала возможность отойти за стену скотного двора и стать за укрытие. Поручик Клименко, устранил задержку [ленты] и вновь открыл огонь. Отбежав, красные опомнились и стали пытаться снова наступать. Часам к 3-м дня начался с их стороны сильный обстрел и у нас, кроме раненых, был убит Корнет Маркин-Горяинов. [10] Часам к 4-м при нашем пулемете не осталось патронов и мне пришлось идти искать ленты в людской дом. В доме лежало на полу много раненых и убитых, среди которых я узнал Гершельмана. Оказывается, готовя отступление к сумеркам, он стал наблюдать в бинокль через окно за цепями противника, когда пуля попала ему в шею, перерезав сонную артерию.
Прикрытым стеною скотного двора, остаткам отряда стало обороняться легче, и красные были принуждены замедлить свое наступление, держась и обстреливая нас со значительного расстояния. К вечеру они подвезли орудие и открыли из него огонь.
У нас энергично готовились к отходу, укладывая на повозки раненых и, вопреки сказанному в «Дневнике обывателя», ни одного из живых не оставили. Убитых же не было всех возможности собрать и вывезти, среди них был оставлен и Корнет Маркин-Горяинов, лежавший на открытом месте, пробраться к нему было невозможно. С наступлением сумерек остатки отряда под командованием полк. Грязнова [11] отступили на Сальково. Тела полк. Гершельмана и ротм. Богутского были отправлены в Ялту, а затем, кажется, были погребены в Екатеринодаре. Полк. Лермонтов был отстранен от командования, и говорили, что одной из причин было оставление отряда Гершельмана в Аскания-Нова без всякой связи и помощи.
Грустно было слышать клевету, направленную по адресу всего отряда запечатленную в «Дневнике» на страницах «Архива», на основании кем-то распущенных ложных слухов. Отряд Гершельмана действительно понес тяжелые потери, но доказательством сохранения полного порядка и дисциплины и отсутствия какой-либо паники, может служить следующий показательный эпизод. При нашем отходе было оставлено несколько наблюдателей (дозорных) на скотном дворе. Одним из них был юнкер Николаевского Кавалерийского училища В. Марцинкевич, чрезвычайно малого роста, которому, обычно, приходилось помогать сесть на коня. Когда все наши отошли, дозорные присоединились к нам, но кроме Марцинкевича. Бедняга выбился из сил и не мог сесть на горячившегося и вертящегося перед ним коня. Отойдя от Аскании и заметив отсутствие этого юнкера, послали ему помощь, и он присоединился к нам.
Минуя встречные деревни, где по сведениям были махновцы и григорьевцы, мы за ночь пришли в Сальково. Здесь была наша база с полк. Пуговочниковым [12] и поруч. Мухановым. [13]

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 - Васильевский Анатолий Николаевич (1895, Ялта - 03.05.1968, Нью-Йорк). Ротмистр Петровского уланского полка. Инженер-химик. Окончил Елизаветградское кавалерийское училище. Участник Великой войны и Белой Борьбы в рядах Добровольческой армии. В вынужденной эмиграции проживал последовательно в Турции, Чехословакии (в Праге окончил Политехнический институт), во Франции и США. Явился организатором Русского химического общества во Франции. Изобретатель экономичного способа извлечения масел из глины. В США служил в научной лаборатории по исследованию редких металлов химическими лучами. Прах погребен 5 мая 1968 г. на Нью-Йоркском кладбище.
2 - Васильевский А. при цитировании отрывка из АРР ошибся в дате дневниковой записи безымянного автора, правильная дата его записи в дневнике - 8 марта. В репринтном воспроизведении «Архива Русской Революции» (М., Терра, 1991-1993 гг. в 22-х томах), материал «А.В. Дневник обывателя (26 июля 1918 - 4 апреля 1919)» опубликован в IV-м томе, с.252-288. Приводимый отрывок помещен на 273-й странице.
3 - Доблестный кап. Гаттенбергер, Георгиевский кавалер, впоследствии был окружен превосходящими силами махновцев, отбивался от них до последнего патрона, а затем, по одной версии, был ими зарублен, а по другой - последнюю пулю пустил в себя. Примечание А. Васильевского.
4 - В дивизион входили гвардейские кавалерийские офицеры и несколько офицеров и вольноопределяющихся 5-го гусарского Александрийского полка. Преобладали однополчане полк. Гершельмана - Уланы Его Величества, поэтому и эскадрон со сверхсрочным вахмистром считался эскадроном их полка Начальником пулеметной команды был гусар - шт.-ротм. Хмелевский. Примечание А. Васильевского.
5 - Лермонтов Григорий Михайлович. Ген. Шт. Полковник. Родился в 1877. Февр.-8 марта 1919 - начальник Перекопского отряда Крымско-Азовской армии. Был отстранен от должности. Во ВСЮР ген. Деникина - командир 1-го Уланского полка, в Русской Армии ген. Врангеля - командир Сводно-Драгунского полка. С апр. 1920 - командир Стрелкового кавалерийского полка.
6 - Теперешний староста православного храма в г. Наяк, США (1961). Примечание А. Васильевского.
7 - Богуцкий Г. Фёдорович (†20.02./06.03.1919). Штабс-ротмистр Лб.-гв. Уланского Е.В. полка РИА. Ротмистр ВСЮР. Одесский кадетский корпус (Выпуска 1909 не окончил). Воспитанник Пажеского корпуса. В Добр. Армии: авг. 1918 в эскадроне Л.-Гв. Уланского Е.В. полка в Запасном кавалерийском полку; февр.-март 1919 командир эскадрона в Сводно-гвардейском кавалерийском дивизионе полк. В.С. Гершельмана. Убит в бою в Аскания-Нова.
8 - Лазарев, Ротмистр 16-го гусарского Иркутского полка РИА. Примечание А. Васильевского.
9 - Гарденин Александр Михайлович (1898-14.03.1977, Нью-Йорк). Корнет Лб.-гв. Уланского Е.В. полка РИА. В Добр. Армии, ВСЮР, Русской Армии: февр. 1919 - в Запасном кавалерийском полку; февр.-март 1919 в Сводно-гвардейском кавалерийском дивизионе полк. В.С. Гершельмана; в марте-июне 1919 в эскадроне Лб.-гв. Уланского Е.В. полка того же дивизиона; окт. 1920 в пулеметной команде Гвардейского кавалерийского полка. Штабс-ротмистр. Проживал вынужденной эмиграции на чужбине. В годы Второй Мировой войны служил в Русском Охранном Корпусе.
10 - Марков-Горяинов Андрей (†20.02./06.03.1919, Аскания-Нова). Корнет Лб.-гв. Уланского Е.В. полка.
11 - Грязнов Фёдор Фёдорович. Полковник Лб.-гв. Уланского Е.В. полка РИА. В Добр. Армии, ВСЮР, Русской Армии: авг. 1918 в Запасном кавал. полку; фев.-март 1919 в Сводно-гвардейском кавалерийском дивизионе полк. В.С. Гершельмана; с 27.06.1919 - командир 2-го Сводно-гвардейского кавалерийского полка; с 14.12.1919 - в резерве чинов. Эвакуировался в Константинополь.
12 - Пуговочников Александр Николаевич (1885-25.03.1968, Нью-Йорк). Полковник Лб.-гв. Уланского Е.В. полка. Сын ген.-майора. Окончил Николаевское кавалерийское училище (1905), Офицерская кавалерийская школа (1912). В февр.-марте 1919 в Сводно-гвардейском кавалерийском дивизионе полк. В.С. Гершельмана. С марта 1920 - командир Запасного кавалерийского полка. В вынужденной эмиграции проживал в Югославии, служил майором Югославской армии. Участник Второй Мировой войны на стороне Вермахта. С 1949 в США.
13 - Муханов Константин Сергеевич. Поручик Лб.-гв. Уланского Е.В. полка. Участник Корниловского выступления в авг. 1917. В Добр Армии: Запасном кавал. полку (авг. 1918); Сводно-гвардейском кавал. дивизионе полк. В.С. Гершельмана (февр.-март 1919); в эскадроне своего полка; адъютант Сводно-гвардейского кавал. полка (сент. 1920). Ротмистр, затем подполковник. В вынужденной эмиграции в Югославии в Белграде. Полковник.

В примечаниях дополнительно использованы сведения из следующих справочных изданий: Незабытые могилы. Российское Зарубежье: некрологи 1917-1997 (Составитель В.Н. Чуваков). М., «РГБ», «Пашков Дом», т.1. А-В, 1999; Волков С.В. Энциклопедия Гражданской войны. Белое Движение. СПб, «Нева» - М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003; Волков С.В. Офицеры Российской Гвардии. М., «Русский Путь», 2002.

© С.Г. Зирин

михайлов день

Previous post Next post
Up