Текст посвящается балу “Прием Британского Географического общества” по тому рассматривать буду период условно от начала 70х (первый турнюр) и до 1900х (Эдвардианский стиль)
Стоит учитывать что в 19 века моде как могли старались следовать все горожанки, от благородной госпожи до ее молочницы, с некоторыми отставаниями по времени и цене материалов. Известны случаи, когда работницы на фабрике, приходили туда в кринолинах, в пик популярности этих конструкций, что приводило к печальным последствиям. К счастью в 70е кринолины уже из моды вышли. А что же осталось?
Всю вторую половину 19 века барышни старательно упаковывали себя, обычно при помощи служанки (поди попробуй иначе) в жесткие корсеты. Пик жесткости утяжки приходится на конец века, а в 70 начале 80х корсет фиксировал не только грудь и живот, но и верх бедер, мешая двигаться. Мода на хрупкость и тонкость возведенная в абсолют.
Платья, особенно вечерние спереди достигали пола, лишь едва приоткрывая взгляду туфельки. Сзади же модные журналы до начала 90х. а часто и позже во всю советовали шлейфы (ходить и танцевать с ними, даже рядом, отдельная наука)
Длинна шлейфа, судя по картинкам, никаким здравым не регулировалась. Иногда встречаются советы, подкалывать шлейф перед танцем или же держать рукой, при помощи специального шнурка. Как по мне - проще не делать его длинным, а лишь обозначить некоторой разницей длины подола и драпировками выше.
Вырезы на платьях для вечера то полностью открывали плечи, сдвигая маленькие рукавчики вниз, то частично закрывали их, менялась форма выреза и длинна рукава, в конце века он то превращался в огромный шар у плеча то истончался до тонкой бретельку
Для дневных же платьев или блузок наоборот - вырез поднялся под самое горло. Вечером - все, утром - ничего. Это можно поставить девизом дамских костюмов конца правления королевы Виктории.
Прически не терпят излишнего хаоса: волосы должны быть забраны наверх, возможно с применением шиньонов или искусственных волос. По началу вниз могли спускаться отдельные локоны или сложные косы, но к концу века все это богатство советуют собирать в общий узел на затылке.
Турнюры - камень преткновения моды нашего периода. Сначала в них трансформировались, выросшие до неприличия кринолины. “ Изобретение турнюра, как и каркасного кринолина, принадлежит мэтру высокой моды
Чарльзу Ворту. Сам он рассказывал, что идея пришла ему в голову, при виде женщины подметавшей пол и подобравшей юбку назад” (вики. ссылку дам внизу)
Стиль называемый “дама утка” модном пьедестале ненадолго сменил так называемый стиль “натуральных форм” где турнюр как буд-то бы уплыл вниз и растекся безумным шлейфом. 1876-1883
Но после некоторой передышки турнюр опять вернулся на свое место и разросся до своих наибольших размеров. На сей раз будучи прозван “дама-кентавр” 1883-1889. На разнообразие цветов и фактур тканей, а так же всевозможных украшений не скупились. Естественно этой моде следовала не одна Англия в “Правилах для начинающих авторов” (1885) Чехов в шутку предлагает начинающим писателям, получившим гонорар, делать с ним: “что хочешь: купи себе пароход, осуши болото, снимись в фотографии, закажи Финляндскому колокол, увеличь женин турнюр в три раза… одним словом, что хочешь. Редакция, давая гонорар, дает и полную свободу действий”
Споры о турнюрах в модных журналах доходили до смешного. Так один журнал за 1887 год писал что отказ от турнюра повредит здоровью: “будет неприятным, вызовет не только ощущение холода, но даже боль. Дело в том, что для турнюра употребляют обыкновенно солидную подложку из подушки с ватой и другим материалом. Удаление такой сильно греющей части одежды вызовет ощущение холода тем более сильнее, чем малокровнее носительница подушечки. Весьма вероятно, что вследствие этого разовьются во многих случаях болезни, особенно ревматические, которые будут весьма чувствительными воспоминаниями о ношении турнюра” А другой сообщал своим читательницам, что белградская скупщина предложила обложить каждый турнюр налогом в 20 франков, и это мнение было передано на рассмотрение особой комиссии
Последнее десятилетие называют еще “позднее викторианским стилем” под влиянием стиля модерн, стремления к новому и увеличению количества движения в жизни многих дам, платья теряют всевозможные конструкции под юбкой и та широкими свободными волнами ниспадает почти до самого пола.
Более детальный разбор любого из стилей этого периода займет гораздо больше времени и текста, так что пока остановлюсь на таком.
Источники:
Викторианская мода - Википедия
ru.wikipedia.org
https://magazines.gorky.media/neva/2010/1/o-chehove-i-damskoj-mode.html https://kolybanov.livejournal.com/5412641.html