"Вокруг Мункачи"

Aug 29, 2015 20:46

«Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе... Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы». В. Стасов



Михай Мункачи «Оранжерея» Около 1885 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Впервые в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представлял выставку венгерского художника Михая Мункачи (1844-1900), одного из самых дорогостоящих европейских авторов конца XIX века. В экспозиции были показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Как рассказывают историки, настоящие знатоки искусства сражались за возможность увидеть и приобрести его произведения. За свою недолгую жизнь Мункачи создал более 600 работ, при чем их нельзя назвать полотнами, многие картины написаны на деревянных досках вместо холстов



Михай Мункачи Автопортрет 1881 Дерево, масло. Венгерская национальная галерея.

Михай Либ родился 20 февраля 1844 г. в семье сельского чиновника баварского происхождения в городе Мункаче, тогда принадлежавшем империи Габсбургов (ныне Мукачево, Закарпатская область, Украина). Мункачи -псевдоним по названию родного городка, художник начал подписываться так в 1863 году.



Михай Мункачи Эскиз для росписи потолка Музея истории искусств в Вене. Около 1887 холст, масло. Венгерская национальная галерея. Роспись потолка над лестницей̆ в венском Музее истории искусств - официальный заказ. Здесь Мункачи работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения». Масштабная композиция - одно из значительных монументальных произведений XIX века.

Трагические события преследовали художника с самого детства. Мальчик очень рано осиротел. Семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы и тяжелого труда в мастерской, мальчик заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюрыДядя обратил внимание на увлечение Михая и позволил племяннику брать уроки у бродячего художника Элек Самоши. Затем Михай поехал в Будапешт, заручился покровительством известного художника Антала Лигети и получил стипендию, позволившую учиться за границей.



Михай Мункачи «Сумерки в Колпаше» конец 1880 х Дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В дальнейшем Мункачи учился во многих крупнейших европейских академиях живописи. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Затем - опять учеба в в Дюссельдорфе. . К социальной теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. К работам этого периода относятся: «Пьяница-муж» (1872), «Деревенский герой» (1874), а также картина «Женщина, несущая хворост» (1873),



Михай Мункачи «Два молодых человека у стола (Эскиз к картине «Деревенский герой»))» 1874 холст, масло. Венгерская национальная галерея



Михай Мункачи «Женщина, несущая хворост» 1873 дерево, масло. Венгерская национальная галерея



Михай Мункачи «Пьяница-муж» 1872 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Вскоре у Мункачи появляется меценат - люксембургский коллекционер барон де Марш, что позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку - они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга.



Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон - знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. К жанру пейзажа он обращался на протяжении всей жизни.



Михай Мункачи «Прогулка в лесу» около1880 холст, масло. Венгерская национальная галерея



Михай Мункачи «Цыгане на опушке леса» 1873 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике. По окончании траура в 1874 году они поженились. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.



Михай Мункачи «Прогулка в парке Монсо» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха



Михай Мункачи «Певец» Этюд к картине «Умирающий Моцарт» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

Роскошный особняк, который Мункачи снял в Париже, его супруга Сесиль превратила в модный салон. Это место посещали известные художники, литераторы, банкиры и государственные деятели. Благодаря старания своей жены (она стала для него первым агентом) Мункачи быстро превратился в одного из самых продаваемых художников Европы. . Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты.



Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1882 дерево, масло. Венгерская национальная галерея



Михай Мункачи «Пейзаж» 1885 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» в свое время вызвала настоящий фурор среди эстетской публики, столь глубоким казался замысел и столь виртуозным исполнение. Автор был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже, удостоен ордена Железной короны и дворянской грамоты. Образ слепого поэта трагичен, в нем отражена судьба самого художника, борющегося с роком и, несмотря ни на что, создающего прекрасное.



Михай Мункачи «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» 1878 холст, масло. Венгерская национальная галерея

«Мильтона» покупает известный парижский купец Зедельмейер, торгующий картинами, ставший на долгий срок злым гением художника. Он сковывает живописца кабальным договором на десять лет, диктует мастеру темы. Он владеет целиком всей живописной продукцией Мункачи, возит творения мастера по Европе и Америке, зарабатывая огромные барыши.



Михай Мункачи «Читающая женщина» около 1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход - практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи.



Михай Мункачи «День рождения отца» 1882



Михай Мункачи «Две семьи в салоне» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха

Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.



Михай Мункачи «Парижский интерьер» 1877 холст, масло. Венгерская национальная галерея



Михай Мункачи «Натюрморт с цветами и кувшином» 1881. Эту картину приобрел для своей коллекции русский меценат Сергей Третьяков.



Михай Мункачи «Похитительница конфет» около 1885 холст, масло. Собрание Имре Пакха

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» - воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой.



Михай Мункачи «Пыльная дорога» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В 1890-х годах здоровье художника пошатнулось - он страдал от душевного расстройства и от сифилиса.. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства - из-за болезни, перенесенной в юности, художника нередко мучили головные боли и видения. . Мункачи скончался 1 мая 1900 года в 56 лет в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).



Михай Мункачи «Составление букета» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

известные личности, выставки, 19 век, музеи

Previous post Next post
Up