У итальянских музейщиков совершенно иной взгляд на вещи, чем у немецких, о которых
я вам недавно рассказывала.
Итальянский музей не выстраивает вокруг вас никакого специального пространства, не ведет вас ни в каком направлении и не рассказывает никакой связной истории.
Он больше похож на пещеру с сокровищами, которыми позволяет вам любоваться.
Нужно признать, что для музея декоративно-прикладного такой подход очень органичен.
Под декоративно-прикладным искусством здесь понимается все, что не живопись.
Это может быть что угодно - музыкальный инструмент...
... старинное зеркало...
... или мебель.
В декоративно-прикладных музеях я чувствую себя принципиально иначе, чем в галереях живописи. Здесь я среди своих, здесь можно не только загрузиться эстетическими впечатлениями, но и почерпнуть вполне практические идеи из области технологии. Например, у меня, как, наверное, и у многих из вас, есть в хозяйстве два блока знаменитых икейских мини-комодиков, вот таких.
Я пользуюсь ими уже много лет, но они до сих пор существуют у меня в первозданном виде, никак не обработанные и не декорированные. Не то чтобы я сильно по этому поводу переживала, их фанерный вид меня не оскорбляет и не мешает им быть очень функциональными... Но я понимаю, что все-таки рано или поздно придется что-то с ними сделать. Вот очень неплохой вариант венецианского "икейского комодика" XVII века, от которого можно отталкиваться.
А вот эта консоль - прямо-таки готовый учебник по декорированию для доморощенного мастера.
Посмотрите, как шикарно смотрится столешница, выполненная в технике художественного чпока! И, главное, технически это вполне осуществимо.
С лепниной, конечно, немного сложнее... здесь все залевкасено и загрунтовано очень мощно, поэтому трудно понять, что это - резное дерево или, наоборот, какая-то масса вроде шпатлевки или папье-маше. Для конечного результата это не так уж принципиально, можно пойти наиболее комфортным путем. А вот роспись представляет большую ценность как пример - видите, технически она достаточно незатейлива, осуществить подобное самостоятельно вполне реально, и результат будет очень убедительным.
Честно скажу, эта расписная мебель меня очень взволновала!
Как ни пытаюсь себя убедить, что не мое это дело, и что мне на свое вязание катастрофически жизни не хватает, а в голове помимо моей воли продолжают отрабатываться технологические схемы, как это можно сделать, исходя из сегодняшних материалов.
А можно на роспись даже не заморачиваться, а, наоборот, сосредоточиться только на лепнине или каком-то еще технически доступном варианте объемного декора.
Тогда достаточно составить красивый цвет и обеспечить хорошую финишную обработку поверхности объемных деталей, чтобы получилось ужасно изысканно.
Прекрасная коллекция керамики лично у меня непосредственно практических ассоциаций не порождает, слава тебе, господи.
Но любоваться на эти вещи можно бесконечно!
Конечно, благодаря близкому соседству с Венецией, здесь много стекла.
Вообще всяческие милые бытовые предметы вызывают у меня не только особенную нежность, но и большое серьезное размышление.
Представляете, как принципиально изменилась человеческая жизнь? Были времена, когда каждый - каждый! - предмет, самый бытовой, обиходный и повседневный, был... личностью. Нет, не обязательно произведением искусства, не обязательно яйцом Фаберже! В том-то все и дело, что не яйцом! Ну зачем мне, к примеру, чтобы ключ был какой-то драгоценностью? Это даже снизило бы его потребительские качества, им же нужно пользоваться каждый день, а не в витрине им любоваться...
Но каждый предмет, с которым человек взаимодействовал в своей повседневности, имел личность. Попробуйте только себе это представить. Окиньте взглядом свое пространство и мысленно наделите личностью все, что попадет в поле вашего зрения - ножницы... чашку... стол... стул... Вы чувствуете, что речь идет о принципиально ином качестве жизни, ином ее наполнении, иной ценности? Я так очень это чувствую.
Мне кажется, человечество очень многого лишилось, когда это ушло. И для меня это очень подтверждает необходимость и ценность индивидуальных вещей, их насущность именно сейчас. Поэтому я люблю свое дело. Индивидуальная одежда, что ни говори, возвращает человеку его самого.
И кстати об одежде - в палаццо Цукерманн довольно внушительная коллекция антикварного текстиля и костюма, о ней стоит рассказать отдельно.