Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу.
Верещагин В.В.
Большинство из нас знакомо с Василием Верещагиным, как с выдающимся художником-баталистом, отразившим и русско-турецкие войны, в которых сам принимал участие, и Отечественную войну 1812 года. Серию картин об Отечественной войне я бы без сомнения назвал «Войной и миром» от живописи. И действительно, именно в батальном жанре Верещагин достиг вершин творческого поиска. И тут дело даже не столько в точности и зрелищности, сколько в невероятной (и мало у кого получающейся) живости полотен. Они захватывают не детальностью и масштабом, а драматизмом, героями, сюжетом, динамикой.
Но в этом посте я бы хотел поделиться знакомством с работами, гораздо менее известными, но не менее выразительными. Это пейзажи, этюды. Талант художника многогранен, и в некоторых его «небатальных» картинах столько же печали и сентиментальности, сколько динамики и энергии в других. Работы эти никак не связаны ни по времени, ни по тематике, но расставлены по возрастанию дат, а значит являются своеобразным срезом всей жизни художника, жизни невероятно насыщенной и самоотверженной.
Проход Барскаун
Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870
Развалины в Чугучаке. 1869-1870
Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре. 1874
Горный ручей в Кашмире. 1875
Монастырь Хемис в Ладаке. 1875
Людоед. Конец 1870-х - начало 1880-х
Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1888
Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888
1. В госпитале. 1901
2. Письмо на родину (Письмо к матери). 1901
1. Письмо прервано. 1901
2. Письмо осталось неоконченным. 1901
Допрос перебежчика. Около 1901
На мосту