В
посте Александра Ермака alex_ermak прочитала интервью Бориса Кузнецова, директора издательства детской литературы «Росмэн», где он рассказал об итогах 2015 года (привожу с сокращениями, даю главное - прим. И. К.).
- Борис, какие основные тренды вы отметили в прошлом году на книжном рынке?
- Читатели переходят к экономным моделям покупательского поведения. Цена на книгу уже достигла своего потолка, и любое повышение цен резко отражается на спросе.
Но есть и позитивные наблюдения: для книг, особенно детских, кризис оказался не так страшен. Все-таки чтение - это один из видов недорогого досуга.
Что касается жанровых трендов, то, во-первых, ощущается явный спрос на non-fiction. Причем это не традиционные энциклопедии, а скорее занимательные познавательные издания с современным оформлением и подачей. Во-вторых, переживают расцвет детские книги патриотических тематик (ну, с этим все ясно). На фоне изменений в системе дошкольного образования растет спрос на развивающие и обучающие издания.
- На что в первую очередь должен обращать внимание книгоиздатель в деле продвижения книг?
- Во-первых, нужно очень четко определить, на кого рассчитана книга/серия/проект, кто покупает, кто читает. И во-вторых, сразу обсуждать возможный результат и эффективность, чтобы бесконечные акции и мероприятия не превращались в процесс ради процесса. В книжном маркетинге об этих вещах забывают, увлекаясь внешними эффектами, не думая о реальной цели и отдаче. Продвигать книги, конечно, нужно. Только делать это надо намного виртуознее.
- Оправдала ли ваши ожидания ставка на отечественных авторов в сегменте фэнтези?
- Несколько лет назад в фэнтези и фантастике для подростков было господство зарубежных проектов. А в аналогичных жанрах для взрослых установился баланс с явным креном в сторону российских авторов. Мы попробовали исправить ситуацию в подростковой нише, и у нас получилось. В 2015 году мы реализовали более 800 тысяч книг отечественных авторов, пишущих для подростков. Успешность нашего направления подтверждает появившийся в последнее время интерес издателей к российским фэнтези-авторам, пишущим именно для подростков.
На запуске программы с отечественными авторами все силы и внимание были сфокусированы на одной задаче. Сейчас ситуация стала стабильной и устойчивой, и мы можем себе позволить вернуться к зарубежным лицензиям. С этого года мы начинаем активно искать и подбирать портфель иностранных авторов.
- Что еще, помимо фэнтези, «Росмэн» готовит для подростковой аудитории?
- Во-первых, мы будем развивать различные направления фантастики. Во-вторых, мы выйдем за рамки привычных для нас жанров. Уже в 2016 году мы хотим запустить большой проект современной прозы, ориентированный в первую очередь на девочек. Сразу скажу, что это не привычные «романы для девочек» и не «сентиментальная женская проза», спущенная на пару возрастных ступенек. Это будет современная качественная проза с хорошими отечественными авторами.
- Подростковых серий в вашем издательстве становится все больше, значит ли это, что подростки, наконец, начали читать?
- Читать больше подростки не стали. Их свободное время ограничено, и на него активно претендуют Интернет, игры, телевизор и т.п. Очень не просто переключить их внимание на книгу. Но если это удалось, то более благодарных и заинтересованных читателей просто не найти. Книгу из простого текста нужно превратить в особый мир и игру, в вирус, который подростки будут охотно распространять. Им нельзя врать, с ними нельзя общаться свысока, с позиции «мудрого взрослого», нельзя заигрывать. Может, один-два раза это и пройдет, но потом обязательно вернется негативом и равнодушием.
- Есть ли какие-то сюжетные или маркетинговые решения, которые на 100% позволят продать тираж?
- Если бы такая формула была, ее давно уже слили бы в Интернет и вокруг были бы сплошные бестселлеры. Скажу одну банальную вещь: все маркетинговые ухищрения ничего не стоят, если у тебя нет хороших текстов.
Беседу провела Мария Серебрякова, специально для Pro-Books.ru
Полностью здесь