За окном детского сада, который я посещала, в тихий час постоянно каркали вороны. Так и осталась ассоциация на всю жизнь - вороний грай + голые ветки дерева + небо в серых тучах, что я вынуждена была рассматривать вместо неприходящего дневного сна.
У нас была клёвая воспитательница Галина Петровна. Добрая, чуткая женщина и талантливый педагог. Однажды я каким-то образом подслушала, что очередной мед.осмотр выявил у неё плохие анализы. Её забраковали и запретили работать в детском саду. Она ушла.
Ей на смену пришла Светлана Аркадьевна. Толстая и рыжая. Общаться с детьми она могла только ором.
Помню обед. Вся группа уже поела, сидит на стульчиках вдоль стены и ждёт меня. А я упёрлась и точно знаю - сколько бы СА не орала, я ни за что не съем этот ужасный пирожок с зелёным луком. Вот хоть убей. СА очень старалась, но её крики разбились о моё упрямство. К пирожку я так и не прикоснулась. Думаю, она меня сильно не любила.
В общем-то, СА была далеко не единственным педагогом, который (как в детском саду, так и в школе) жаловался моей маме на упёртость её дочери…
Мы жили далеко от садика. Добираться приходилось на троллейбусе. На зарядку я опаздывала стабильно, за что постоянно получала выговоры от воспитателей. Вот скажите, они так заботились о моём здоровье или просто соблюдали букву закона?
Однажды в тихий час меня забрала бабуля. Меня редко вот так без причины забирали. Все взрослые в нашей семье работали полный день.
Помню, светило солнце. По радио пробубнили, что Петропавловске-Камчатском, как обычно полночь (сейчас я понимаю, что такого наверное быть не могло, но в памяти - по радио в тихий час всегда говорили, что там полночь). Все дети готовились ко сну, а я, гордая от того, что сегодня не как все и сейчас уйду из садика, ловила на себе завистливые взгляды и терпеливо ждала бабулю. В тот день мы поехали в сад.
Незабудки - бабулины цветы. Она выращивала их в саду вдоль дорожки. Так бабуля и осталась в памяти незабудкой.
Последний фильм, который мы с ней смотрели вместе - «Завтра была война». Тогда еще бабулин мозг работал более-менее нормально.
Бабушка и дедушка занимали руководящие посты и у них дома был телефон - редкость в советское время. Звали на всю квартиру: «Николая Алексеевича к телефону!» или «Просят Евдокию Филимоновну!» Вызываемый подбегал и говорил в трубку: «Да-да!»
Когда меня, маленькую спрашивали, показывая на телефон: «Что это?», я отвечала: «Да-да!».
Зимнее морозное тёмное утро. Я ночевала у бабули и она собирает меня в садик. Сижу на их крохотной хрущёвской кухоньке, сонно смотрю в тёмное окно, но вижу отражение бабули, которая неспешно двигается по кухне, ставит передо мною завтрак - крепкий сладкий чай и печенье, щедро намазанное маслом.
То печенье с маслом и чай были самыми лучшими лакомствами на земле.
У бабули на письменном столе стоял отлитый из чугуна олень с ветвистыми рогами, на которых висели её колечки, рядом красовалась фигуристка из слоновой кости и фарфоровая красавица с восточным лицом и кувшином на плече. Губы бабуля красила розовой помадой и всегда следила за маникюром. На стене в зале висела большая фотография, где бабуля - молодая и счастливая участница сталинского парада физкультурников в спортивной форме с надписью РСФСР. Все её платочки были собственноручно крючком обвязаны по краям тончайшим кружевом. По образованию она была вышивальщицей, а работала начальником отдела кадров Кировского Исполкома. Вот такой нонсенс.
В карандашнице деда всегда были остро наточенные скальпели. Он обрезал ими страницы книг, когда переплетал их. Книги он просто обожал. Он оформлял подписки на собрания сочинений разных авторов через газеты и журналы, выстаивал огромные очереди за редкими книгами. Дома у входа в зал висел на стене барометр в виде штурвала - напоминание о моряцком прошлом дедули. А ещё он водил мотоцикл с коляской и очень досадовал, что гараж находится далеко от дома.
Это не из детства. Это тётя позже рассказывала. Просто вспомнилось в тему:
Познакомились бабуля с дедулей как в романе. Она - молодая гимнастка и по совместительству вышивальщица - с подругой пошла на танцы в парк имени Степана Халтурина (ныне Александровский парк). Там к ним пристали подвыпившие парни, а дедуля - молодой и бравый моряк Тихоокеанского флота - с другом вступились за них, отбили и проводили после танцев домой. Потом были встречи, робкий поцелуй в щёчку, пощечина. Дедуля, как парень горячий (ах, так!), развернулся и ушел в плаванье. Потом вернулся… ради семьи оставил флот. И жили они долго и счастливо. Когда бабуля умерла, ему резвые соседки наперебой предлагали невест. Ведь мужчина в самом расцвете сил, чего теряться-то? Но он так и прожил последние свои 6 лет холостяком.