Балтия: разница в деталях. Дороги.

Oct 21, 2016 15:07

Несмотря на то что в России принято три государства (Эстония, Латвия, Литва) объединять единым термином «Прибалтика», при более подробном знакомстве эти страны довольно значительно отличаются.

Дороги.
Из «трех сестер», в Литве самые лучшие дороги. Основная магистраль А1, связывающая восток (Вильнюс) и запад страны (Клайпеда), скоростная (130 км/ч, зимой - 110 км/ч), хорошего качества, не перегружена. Фактически, верхний предел скорости никто не отслеживает - я не слышал, чтобы кого-то штрафовали за превышение именно на магистрали А1, ну 150 спокойно можно ехать. Но дорога скучная - если по ней ехать, то страну вы не посмотрите. Трасса чисто утилитарного характера - быстро доехать из точки А в точку Б. Второстепенные дороги тоже обычно очень хорошие, много где новый асфальт. Вот довольно типичный вид дороги регионального значения, по ней я езжу на велосипеде на работу http://goo.gl/f8rd61. Есть, разумеется, варианты и поговнистее http://goo.gl/jzDf81 и http://goo.gl/1a4KCO, а то и вообще едешь-едешь по классной дороге и тут херак... и асфальта больше нет http://goo.gl/Ey3emp Но это всё же не так часто.

Существенный минус - плохое обслуживание дорог в снежное время года. Особенно прочувствовали контраст, когда зимой ездили на машине в Калининград, когда как раз несколько дней назад перед нашей поездкой прошел циклон и выпало много снега в регионе. Думали, что уж за несколько дней после снегопада везде дороги должны были почистить. Дорога в КО от Советска до магистрали в районе поселка Талпаки была идеально вычищена от снега. В Литве ехали по югу от Клайпеды до Панемуне (через Шилуте). Можно считать, что дорога примерно такого же значения, как в КО дорога Советск-Талпаки, но в Литве дорогу никто вообще не чистил за несколько дней - колея была ужасная, снегоуборочной техники не видели как класс (она тут вообще есть?). И обочины загородных дорог в Литве довольно загажены - я как велолюбитель это хорошо замечаю - бумажки, бутылки, пакеты, тряпки, иногда трупы животных - очевидно, обочины здесь не чистят от хлама или делают это редко.

В Эстонии дороги тоже хорошие. Скоростной режим ниже, чем в Литве, - 90 км/ч, трафик меньше, водят не так бодро, как литовцы. Вообще, в Эстонии какое-то умиротворение испытваешь на региональных дорогах - красота и тишина http://goo.gl/Dys6PH Мусора на обочинах, в отличие от Литвы, практически нет, ну может это связано и с тем, что плотность населения в принципе ниже.
Много «электрозаправок», но сами электромобили на трассе создают неудобства - все эти Мицубиши Миев и Ниссан Лиф на трассе слишком медленные (едут обычно 70-80 км/ч) и собирают колонны машин за собой. Электромобили для междугородного сообщения пока не пригодны - и запас хода маленький и мешают другим участникам движения.
В Эстонии условия для дальних велопокатушек близки к идеальным - машин мало, хорошего асфальта много http://goo.gl/LK5iik, водят адекватно.

В Латвии, по сравнению с соседями, ситуация плачевная. Если основные магистрали более-менее нормальные, часто новые, то региональные дороги почти сплошь говно, куда ни поедешь. Хотите осмотреть Рундольский замок? Будьте готовы изнасиловать свою подвеску вот на таком http://goo.gl/yw21HJ. И это не отдельный случай, региональные дороги тут в основном примерно такого качества, плюс-минус - где-то лучше, а где-то хуже. И очень много гравийных дорог, т.е. дорог вовсе без асфальта. В Латвии приходится придерживаться основных автодорог - чуть в сторону и начинаются ямы и колдобины, в этом смысле состояние дорог Латвии ближе к российской провинции, чем к европейскому типу.

Менты.

Самые злые менты (и погранцы) в Латвии. У них, кстати, и раскраска машин устрашающая - черная полоса на боку. Часто дежурят на границах, останавливая проходящие машины на нелатвийских номерах (работают они обычно совместно - погранцы работу работают, а патруль на всякий случай дежурит). В общем, самые деятельные.

В Эстонии полиция как феи - появлятся там и тогда, когда они требуются или когда нарушаете. А так их и не видно почти. В Эстонии есть скрытое патрулирование - это когда полицейская машина выглядит как обычная гражданская, но если они видят нарушение (например, они могут за вами пристроиться и зафиксировать нарушения скоростного режима и другие), то включают мигалки и останавливают. Местные все равно их узнают - обычно это довольно новые Шкоды темных цветов.

В Литве менты самые ленивые - не особо останавливают, очень редко дежурят. Жесткого контроля дорожной ситуации тут нет, поэтому нарушают практически поголовно. За отсутствие детских автокресел вообще не дрючат (в России с этим намного жестче), на задних сидениях, по-моему, только я пристегиваюсь во всей Литве :) Есть плановые рейды по выявлению пьяных за рулем. В целом, ситуация похожа на российскую: видит литовец мента - сделает вид, что он законопослушный - и ремень накинет, и скорость сбавит. Чуть отъехал - литовская водительская бодрость к нему возвращается.

О содержании автомобиля.

В Литве самая лояльная к автомобилисту налоговая среда. Транспортного налога нет вообще. Периодически поднимают разговор о введении такого налога, но пока его нет уже много лет. Принята акцизная система как более справедливая - чем у тебя мощнее тачка и чем больше ездишь, тем больше купишь солярки и, соответственно, больше заплатишь акцизного налога. Просто прелестно и человечно, всегда бы так оставалось! При этом стоимость соляры сопоставима с соседними Латвией и Эстонией.
ТО надо проходить раз в два года и оно относительно недорогое - 20-30 евро. Знакомый автомеханик говорит, что в последнее время все тяжелее стало проходить ТО - придираются к мелочам. На нашей машине последний раз заставили менять плафон заднего фонаря из-за небольшой трещины и менять лампочки поворотников, т.к. они недостаточно желтые были (выцветают со временем). Из обоснованных замечаний - негерметичность выхлопной системы.
Обязательная страховка ответственности (аналог ОСАГО) - на нашу машину (Опель Вектра 2005 года, 120л.с.) первые два года обходилась по 90 евро/год, в третий год - 64 евро. Это максимальный тариф, т.к. машина на юр.лицо, что автоматически означает неограниченный круг водителей, так что стаж не влияет на тариф.

В Латвии есть транспортный налог. И ТО нужно проходить ежегодно и его стоиость в 3-5 раз выше, чем в Литве. В Латвии ты еще никуда не поехал, а уже должен гос-ву несколько сотен евро в год. Стоимость топлива сопоставима с Литвой, значит акцизы примерно такие же. Кто похитрее, использовали лазейку - регистрировали машину в Литве и ездили спокойно, не проходя латвийское ТО и не платя транспортный налог, но этой схеме пришел конец с нового года.

Ситуацию в Эстонии не знаю. По моим наблюдениям, солярка в Эстонии чутка дешевле (на 2-5%), чем в Литве, если сравнивать цены на заправках одной сети (Statoil или Neste).
[UPD 01-11-2016: топливо в Эстонии стало существенно дороже, чем в Литве. Ездили на праздники в Эстонию, сейчас расклад простой - чем севернее, тем дороже топливо. Самое дешевое в Литве, в Латвии дороже где-то на 5-7% (хотя есть дешевые ноунейм заправки, где цены как в Литве, а то и пониже), а в Эстонии что-то совсем обнаглели с акцизами - цены выше литовских примерно на 15-20%. Если в Литве сейчас никого не удивишь ценой ниже евро за литр дизеля, да и в Латвии видел по 0.95 евро/л, то в Эстонии 1.059 - это виденный мной минимум, а так 1.130 - самая распространенная цена.]

менты, Эстония, Литва, дороги, Латвия

Previous post Next post
Up