Белинкой оцифрован сатирический журнал "Гном", издававшийся в Екатеринбурге, но где находится оригинал оцифрованной версии, я пока так и не понял. Но, так или иначе, через сто десять мы можем узнать о неофициальной истории библиотеки, о том, что о ней могли думать горожане, - этим журнал просто бесценен.
Часть 2. Из истории Белинки глазами читателя.
(Продолжение.
Часть 1. "Слепая" выставка. Образец - РНБ)
Можно сделать рубрику "Анонимность как форма корпоративной безответственности"...
Так мне и не удалось выяснить фамилию автора статьи на сайте Библиотеки им.Белинского, который "невольно поразился" тому, "как мало изменилась политическая риторика, иногда впадающая в кликушество"... читая эти строки, я просто ахнул: как смело остёр писатель - всё ему нипочём, как остроумно высмеивает, просто сатирикует современные политические нравы! так загномить и разгномить может, наверно, только великан..
"Насколько похожа на нынешнюю (о-о!!!) прикладная (смотрит в корень!) публицистика "несогласных"... А вот тут задумываешься: о чём это он?..
"Не зная источника" - ты гляди, приник к источнику... освежает ли?
"Запросто!"
И тут выясняется, что претендент неизвестно пока на какую премию (не определён жанр: драма, сатира, пасквиль?.. я пока не понял) пишет о "недавней" (интересно-интересно!) записи "в блоге" (невероятная осведомлённость!) "какого-нибудь" (как же ловко он поддел этого самого какого-то! весьма смело и глубоко копает!) "активиста-общественника"! (здорово поддел, действительно ведь, кто ещё у нас вредители, кроме активистов-общественников?)
Ключевой момент памфлета: Аноним шельмует неизвестно кого неизвестно за что, опираясь на свои знания о журнале, который неизвестно где находится... Возможно, он не виноват, возможно, ему просто приказали, но кто приказал тоже не известно... Просто какое-то возведение неизвестного в неизвестную степень!
Основные вопросы.
1. Анонимность. Пусть статья написана штампами, но ведь смело и почти виртуозно... чего же стыдится аноним? не слишком ли смело он написал?
2. Искажение информации в силу этого самого "знания" источника:
а. ещё один номер выходит в 1916 году (чёрным по белому - эти
справочники должны быть в каждой библиотеке)
б. оцифрованы не все номера:
- нет № 6 и № 17 за 1906 год - причина мне не известна.
- № 9 арестован, соответственно, пропущен.
3. Местонахождение. Где хранятся экземпляры журнала. В каталогах Белинки я карточек по журналу не обнаружил... Книжного штампа на сканах нет. Откуда взялись эти номера?
4. "Присваивание" (доп. от 2016-03-22) В итоге, в
fb Евгений Негуляев подсказывает, что уже непосредственно в "Электронной библиотеке Белинки" есть ссылка на хранение в ГАСО... итак, в статье анонима нет, в описании к серии ссылки на ГАСО тоже нет... Странно, библиотека "присваивает" себе то, что хранится в ГАСО... Удивительные вещи!
5. Политическая оценка-сравнение содержания журналов 1906-1907 гг..
Мои попытки узнать, кто автор данного опуса, ни к чему не привели...
Но самое удивительное, что никто ничего не поправил и сегодня. Вывод один: это принципиальная позиция, которая не может и не должна вызывать каких-либо сомнений или поправок!
Т.е. читатель никогда не узнает и ответов, ибо игнорируются и вопросы...
Тот случай, когда необходим скриншот.
Как «Гном» ходил сражаться -
http://book.uraic.ru/news_topic/2016/03/293418.03.2016
К 110-летию со дня выхода дореволюционного сатирического журнала, издававшегося в Екатеринбурге, Белинка оцифровала и выложила электронную коллекцию всех его выпусков.
P.S. О представленной карикатуре. На Веселова ли это карикатура? Возможно.
Дмитрий Михайлович Веселов с 1 мая 1905 года Правление библиотеки возглавляет Дмитрий Михайлович Веселов (Гомельская). Но когда он покидает пост? Совершенно точно, что в
декабре 1906 года он ещё является председателем Правления библиотеки.
Основания критики (
по Гомельской).
Конкретизация. Автор Мистер Бумс.
Я подозреваю, что все читатели в городе в тот период знали, кто скрывается за псевдонимом Мистер Бумс... псевдоним - это не аноним...
1906. № 04. Гном от 26 марта.
...Что с Белинского стало читальней?
Кто смутил её мирный покой?
Здесь погром был велик и неистов,
Как в эпоху кровавых годин, -
Здесь по своему всех публицистов
Расценил Веселов - господин.
Содрогнулся в могиле Белинский
За соратников лучших своих:
Охранительный труд исполинский
Завершился изгнанием их...
1906. № 05. Рубрика "Оттиски", Мистер Бумс - Блиновский:
"Пустословье его всестороннее..."
Но насколько мы можем доверять мнению автора сатиры?
Статья Козлова о Блиновском-Бумсе, но о "Гноме", к сожалению, ни слова...
Сличаем с заметкой энциклопедии: Мистер Бумс // ЭНИ «Словарь псевдонимов» - Псевдонимы. -
http://feb-web.ru/feb/masanov/map/10/map18359.htmПсевдоним: Мистер Бумс
Настоящее имя: Блиновский Павел Яковлевич
Периодические издания:
• Сибирский Наблюдатель, 1902-04;
• Бубенцы, 1906;
• Гном, 1906;
• Осы (Томск), 1906;
• Рубин, 1907;
• Уральская Жизнь;
• Уральский Край;
• Пермские Ведомости, 1900-х гг. и др.
Источники:
• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. - Т. 2. - М., 1957. - С. 191;
• Здобнов, 14, 36 (Источник Масанова);
• «Сев. Азия» 1928 № 5-6 (23-24), 161; 1929, № 4 (28), 81 (Источник Масанова)
К характеристике "за редактора" Мутных, которую тоже необходимо прояснять.
И последнее, что я нашёл в интернете - статья Александра Шорина в "Областной газете":
Этот день в истории Свердловской области - 18 марта. 18 МАРТА 2015, 12:00 -
http://www.oblgazeta.ru/society/22349/"Под псевдонимом Гном скрывался редактор издания - журналист Василий Мутных, до этого работавший в газетах «Уральская жизнь» и «Екатеринбургская неделя». Под псевдонимом Брехачек - авторы карикатур, брат и сестра Владимир и Маргарита Тихачек. Любопытно, что в числе рисовавших карикатуры для «Гнома» был известный иллюстратор рассказов Дмитрия Мамина-Сибиряка Сергей Яковлев, а также молодой художник Иван Иванов, в будущем - известный скульптор Шадр".
В последней информации я не уверен, уж слишком она расходится с информацией анонимного писателя Белинки...