Анна Луиза Стронг - продолжение (4)

Dec 28, 2014 09:13

Оригинал взят у ljwanderer в Анна Луиза Стронг - продолжение (4)

"Здесь процветает рынок книг, несмотря на то,
что цена на книги в десять раз выше
ежемесячной зарплаты…
часто люди покупают книги  в складчину.."
(Анна Луиза Стронг из  России, 1922 г.)

Ей предложили работы корреспондентом  Hearst's International Magazine, вскоре она уже писала о том, что видела в России, а то, что она видела, производило на нее огромное впечатление. Единственное, что ее расстраивало- это то,  что она была  лишь сторонней наблюдательницей величайших событий в истории, а не активной участницей.

Подолжение. Начало: 1 2 3


Письмо отцу - 22 декабря 1922 года

***
Похоже, вряд ли мне захочется этой весной пораньше поехать домой. Здесь слишком интересно.
Сегодня около часа разговаривала с президентом Шейнманом, он глава Государственного банка.

Он лично показал мне золотые резервы, сказал, что я -единственная американка, которая была здесь.
Год назад банк начал свою работу с десяти миллионов долларов быстро обесценивающейся денежной массы…сегодня в банке двадцать миллионов в золоте и столько же - на депозитах.

Это звучит, как чудо, неправда ли? Я видела персонал,
я спрашивала у главы банка, неужели это получилось при  помощи бумаги?
А он ответил - нет, с помощью ресурсов огромной страны.

Банк ведет грабительскую политику в отношении промышленности страны.
Например, он дает бумажные рубли лесной промышленности, чтобы рассчитаться с рабочими, а затем возвращает эту сумму фунтами стерлингами, оплаченными за экспорт леса.
Промышленники жалуются, что они не могут развиваться, потому что слишком много платят Банку.
И они в этом правы.

Однако, за это время Банк  собрал достаточно резервов,
и теперь он выпускает банкноты, под названием  червонец,
которые обеспечены золотом.
Теперь уже все крупные транзакции в России рассчитываются в золоте.

Все это произошло в России лучше и в четыре раза быстрее, чем в Европе.

Государственный банк имеет 158 отделений по России,
его можно найти почти в любом большом городе
и имеет контакты почти со всеми странами, кроме Америки.

Они дважды пытались открыть счет в американском банке.
Однако каждый раз несколько сотен долларов конфисковывались американским правительством на оплату царских долгов.
Мы просто идиоты!

***



Аро́н Льво́вич Ше́йнман (1886-1944)
- советский государственный деятель,
председатель Госбанка СССР.
В 1928 году выехал в отпуск в Германию
и решил не возвращаться в СССР.
Занимал должность председателя ,
затем возглавлял в лондонский офис Интуриста.
В 1939 году получил британское подданство. Умер в Лондоне.

Письмо отцу - Москва. 30 Декабря 1922

Только что закончился Съезд Советов. Тебе бы он понравился. Рассматривались внутренние вопросы по реконструкции.
Ленин, Троцкий и Чичерин даже не делали докладов, предполагалось, что положение армии и внешняя политика не требует пояснений.
Было много докладов по промышленности, финансам, сельскому хозяйству и образованию.
Накануне съезда по проблемам этих отраслей были проведены национальные конференции. Я побывала на конференции по промышленности и транспорту, это было захватывающее зрелище.

Представь себе, если бы в США собрались Рокфеллер, Морган, Вандерлип и Гари, и еще несколько людей подобного рода, возглавляющих промышленность, для того, чтобы решить, что должен сделать Съезд для промышленности.
Представь, что такой съезд был бы доступен публике! Это было бы, действительно, захватывающим зрелищем.

Крупная промышленность здесь является делом общества.
Крупные тресты принадлежат государству.
Таким образом, все здесь обсуждается открыто, не скрывая ни проблемы, ни намерений.
Другая интересная деталь - как только главы промышленности определяются с задачами съезда, они идут к профсоюзам, обсуждают это с ними и составляют программу действий.
Эта программа предоставляется съезду со всеми требованиями на следующий год. Это так отличается от того, что мы знаем, трудно даже представить, как это может работать, пока не увидишь это наяву.
***

Она рассказывала о том , что она видела своими глазами,  как она это понимала,  она пыталась познакомить Америку с другим типом человека, мечтающим построить новый мир.

Вскоре она сблизилась с Троцким и членами Коминтерна, Михаилом Бородиным и его женой Фанни, помимо написания статей, она стала давать уроки английского Троцкому и снабжала новыми американскими методикам обучения Надежду Крупскую.

“Я воспринимала их, как сверхчеловеков. Как все американцы, которые интересуются политическими взглядами голливудских звезд и мнением безграмотных политиков по поводу науки или положения женщин, я была готова воспринимать русских коммунистов как пророков не только в революции, но и в личной жизни.”

Прошло еще немало времени, прежде чем она стала руководствоваться собственным опытом.

Письмо отцу - 20 января 1923

***
Вчера вернулся Троцкий. Я давала ему уроки английского разговорного.
Это произошло случайно, я брала у него интервью и пробовала говорить с ним по-английски, но он высказал предпочтение французскому или немецкому.
Он заметил, что ему, действительно, необходимо выучить язык, чтобы свободно  общаться с англичанами и американцами и спросил, не могу ли я порекомендовать учителя.
Конечно, я предложила себя.

Конечно, он ничем не похож на человека из тех легенд, которые сочиняют о нем в Америке.
Совершенно очаровательный и скромный.
Он называл своего секретаря “мой товарищ за дверью”.
Предложил, что он будет учить меня русскому, чтобы сделка была равной, и когда я ответила, что я не могу согласиться, чтобы он тратил на меня свое драгоценное время, он  похоже, решил, что договоренность будет односторонней.
Односторонней!
Это при том, что каждый корреспондент, находящийся в Москве, месяцами добивается с ним встречи, чтобы взять интервью.

Мы договорились, что будем обсуждать на английском в виде интервью различные темы, касающиеся  России.
Это  было ужасно интересно и длилось несколько недель.
Недавно он был очень занят, составляя программу развития тяжелой промышленности к мартовскому съезду.

Люди знают о нем в основном, как о создателе Красной Армии, но война никогда не была его специальностью.
Ему поставили такую задачу, потому что Армия требовала реорганизации, а он был лучшим организатором.
Теперь его способности потребовались промышленности …
***



о Лесной школе в Сокольниках



Письмо брату - 17 апреля 1923

***
Дорогой Трейси
Хорошо, что ты этим летом приезжаешь в Москву.
Если это письмо найдет тебя в Нью-Йорке, пожалуйста, собери последние публикации по новейшим методам образования и привези сюда.
Они чрезвычайно нужны мистеру Ленину, и я обещала ему их найти.

Весь отдел образования очень интересуются американскими идеями, которые считаются самыми передовыми и совпадающими с их собственными идеями.

Не трать время на образовательные теории, они могут их разработать самостоятельно,
только на новые эксперименты и описание их методик…

Прочитала список рождественских  подарков, которые получили твои дети. Сомневаюсь, что во всей России найдется детский дом, где сотня ребятишек могла получить столько подарков, сколько получили твои два мальчика в один день.

Я купила один футбольный мяч для детского дома в Баку.
До этого они пользовались старым кожаным, изодранным в клочья, он выглядел как мяч, но не мог скакать.
И они поздно вечером выскочили из своих кроватей, чтобы его увидеть, из-за этого случился чуть ли не бунт.

И все же, дети необычайно счастливы, и их методы обучения хороши, несмотря на отсутствие материалов.

Книги, которые ты привезешь, будут использованы по всей России.
В Главном управлении сделают выборку и перевод, а потом напечатают в ежемесячных бюллетенях и разошлют учителям по стране.

Здесь процветает рынок книг, несмотря на то, что цена на книги в десять раз выше ежемесячной зарплаты…часто люди покупают книги  в складчину.

Если какая-нибудь из наших организаций, заинтересованная в продвижении образовательных идей и  экспериментов, оценит обстановку, она может вложить деньги.
Такие места, как Sage или Carnegie Foundation, например.

На эксперименты в области образования даются правительственные гранты.
Например, Краснощеков захотел создать Индустриальный университет, с самофинансированием, и он организовал работу, которая обеспечивала финансирование, и стал обучать этой работе.
Правительство предложило ему 15 больших участков со строениями в 70 милях от Москвы.
Учителя будут работать почти даром, за исключением комнаты и питания (раз в день).
Все, чего ему не хватало, это - стартового капитала в 25 тысяч, тракторов, скота, зерна.
Если бы у него это было, дело бы сдвинулось.
У него даже было здание школы, в которой когда-то размещалась женское училище, закрывшееся за недостатком средств.
***



Александр Михайлович Краснощёков
(Абрам Моисеевич Краснощёк)
1880-1937
Родился на Украине, в Чернобыле, эмигрировал в США.
Был членом Американской федерации труда и Индустриальных рабочих мира, Окончил Чикагский университет . Работал в Америке вместе с  Троцким.
В 1922 году стал одним из инициаторов создания Промбанка СССР, где занял должность председателя правления.
В 1923 году был.арестован за присовение государственных средств, приговорен к тюремному заключению, в 1925 году - амнистирован.
В 1926 году возглавил одно из управлений Наркомзема СССР.
В 1937 - арестован, расстрелян.





***

Другой человек, которого я знаю, американец, приехавший сюда полтора года назад, чтобы организовать школу заочного обучения.
[имеется в виду Юлиус Геккер].
Правительство выделило ему большое здание в Москве без арендной платы на десять лет.
У него всего было начального капитала 5 тысяч долларов, а сейчас он обеспечивает курсы десятками тысяч.
Например, Всероссийский профсоюз говорит, что ему нужны курсы бригадиров, Отдел народного образования подготавливает контракты, и уже через полтора года курсы в большом количестве выпускают учителей.

Здесь настолько огромные возможности для экспериментирования в области обучения, какие ты только можешь представить, при этом правительство создает наилучшие условия любому, кто хочет помочь детям.

Посуди сам, какая оживленная жизнь здесь происходит.
Я разговаривала с одним из преподавателей университета, Свердловым, и узнала о летних планах университета.
Все они организованы, благодаря совместному сотрудничеству, и почти ничего не стоят.

Сотня студентов поедет на две недели на Север, чтобы посетить Петроград и строящуюся электростанцию - Волховстрой; другая группа поедет в Нижний [Новгород], чтобы прокатиться по Волге; 80 студентов с больными легкими и нервными заболеваниями поедут в Крым.
Последняя поездка - единственная, которая стоит денег, остальные не стоят ничего, благодаря обмену комнатами и питанием, которые обеспечивают университеты. Московская группа едет в Петроград, а петроградская - в Москву, занимая места тех, кто уехал.

Даже в зимнее время и в весенние каникулы проводятся  такие обмены. Одна группа поехала в Донецкий бассейн, чтобы познакомиться с угольной промышленностью.

Для таких поездок железная дорога предоставляет бесплатный проезд. Когда их поезд остановился для ремонта на сутки у маленькой деревни, студенты разбились на три группы, чтобы организовать собрание для крестьян, для детей, и для железнодорожных рабочих.

Они прочитали лекции, провели диспуты на всякие разные темы, которые они изучают, от гражданской тематики до политической экономии.
Можешь себе представить такое стремление к образованию!
Потом донецкие шахтеры прислали свои группы из политехнических школ в Москву в качестве обмена с московскими студентами.

Наиболее претенциозной из запланированных на это лето является экскурсия к Алтаю в район между Китаем и Россией.
Это место никогда не картографировалось.
Группа из двадцати молодых людей поедет с четырьмя преподавателями - географом, геологом, антропологом и экономистом. Оснащение провизией и лошадьми берут на себя местные власти,  за это они займутся исследованием местности.

Большое количество студентов будет работать этим летом  на Московской выставке. Сначала они проведут обследование близлежащих деревень, а потом проедутся по всей России, чтобы организовать группы крестьян для посещения выставки. Они проведут крестьян по выставке,  расскажут и помогут применить достижения в их деревнях.

Остальные студенты будут работать на университетской ферме, чтобы запастись продовольствием  на зиму.

Вот сколько сил и сотрудничества вкладывается здесь в образование при практически отсутствующих денежных средствах …
***



Школа 1920-х
Однако, журналистская деятельность не приносила большого дохода, нужны были иные способы получения средств   В 1923 году она собиралась на некоторое время вернуться в Америку, чтобы прочитать курс лекций о Советской России. В это время ей представилась та самая возможность, стать активной участницей великих дел, ей предложили стать опекуном созданной весной 1923 года Детской трудовой сельскохозяйственной  колонии им. Джона Рида. Такая колония должна была решить проблему переполненных детских домов, куда собирали детей по всему Поволжью, потерявших родителей в результате голода.

Не имея возможности содержать тысячи детей, правительство решилось на эксперимент, предоставив возможность  подросткам от 14 до 18 лет, самим зарабатывать себе на пропитание.
Такие эксперименты уже проводились и в дореволюционной России, теперь же острая необходимость в таких колониях стала очевидна.  Анна была готова поделиться своим опытом по организации опеки над детьми и сама стать частью общего дела.

Продолжение следует

Сироты, История образования, Детская колония, Американский зал

Previous post Next post
Up