Авторы математических учебников. Часть 3: М...

Dec 18, 2014 14:18

Малинин, Александр Фёдорович (29 января (10 февраля) 1835 - 24 февраля (7 марта) 1888)
- известный русский педагог. Отец Малинина Александра Александровича.
Сын штатного смотрителя 3-го московского уездного училища, (позже 2-го городского, у Красных ворот), он родился в здании этого училища и здесь же получил первоначальное образование. Кроме него в семье было ещё три брата и две сестры[1]. Затем обучался во 2-й Московской гимназии, но по смерти отца был переведен пансионером в 1-ю Московскую гимназию, где и окончил курс с золотой медалью (1850). В гимназии Малинин особенно успешно занимался древними языками и потому собирался посвятить себя филологическим занятиям, но под влиянием профессора Перевощикова, поступил на физико-математический факультет Московского университета, на котором в 1854 году окончил курс и был награждён золотой медалью за лучшее сочинение на предложенную факультетом тему. Стремление к филологическим занятиям осталось у Александра Федоровича на всю остальную жизнь и не дало ему сделаться односторонним специалистом. Он всегда интересовался преподаванием классических языков, в совершенстве знал грамматику родного языка и следил за всеми явлениями в этой области[2].

Педагогическую деятельность Малинин начал учителем математики и физики в Тверской гимназии, а затем в течение 14 лет (1856-1870) занимал ту же должность в 4-й Московской гимназии. Здесь он скоро приобрёл вполне заслуженную известность лучшего преподавателя по своей специальности и преподавал в разных учебных заведениях (в 1-й Московской Военной гимназии, Межевом институте и проч.) и в частных домах.

После четырнадцатилетней службы в 4-й Московской гимназии А. Ф. Малинин был назначен директором Тульской гимназии (1870), но уже через два года возвратился в Москву, чтобы принять на себя основание и ведение Московского учительского института[3], директором которого он и состоял в течение 16 лет до своей внезапной кончины.

В решении учебно-воспитательных вопросов Малинин руководствовался коллегиальным принципом. Это непосредственно вытекало из его сердечного и чуткого отношения к преподавателям, терпимого отношения к чужим взглядам. Малинин хорошо понимал, что от педагогического такта преподавателя зависит и хорошая дисциплина, и успех в воспитании и обучении. Он сам обладал этим тактом и стремился прививать его преподавателям института.

Учительскому институту Малинин посвятил себя в пору полного расцвета своих сил, приобретя предыдущей деятельностью необходимый в таком серьёзном деле педагогический опыт. Учительский Институт обязан Александру Фёдоровичу не только своим устройством, но и направлением всей своей деятельности. Под его руководством Институт дал более 300 учителей для городских училищ.

Похоронен А. Ф. Малинин был на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве[4].

Я. И. Вейнберг в прощальной речи говорил о А. Ф. Малинине:[5]
"Нравственная связь, соединявшая воспитанников института с уважаемым и любимым директором не прерывалась и по выходу из заведения. Редкий из бывших воспитанников не просил советов и указаний у Александра Фёдоровича и никому от него не было отказа. Воспитанники Учительского Института … сознавали, что земля скроет от них человека, искренне желавшего им добра; они чувствовали, что лишаются в нем не только начальника, но и друга, который с любовью следил и за институтской их жизнью, и за судьбой их вне заведения. »
Другой преподаватель, К. А. Козьмин отмечал, что «он имел то, что было согласно с истыми, основными началами нашего русского духа».

По отношению к общей постановке учебного дела в России, учебно-литературная деятельность Малинина представляется чуть ли не самой важной и благотворной. Как выдающегося преподавателя и, впоследствии, как директора учительского института, А. Ф. Малинина знала одна Москва и Московский учебный округ, а как автора популярных учебников и руководств, можно без преувеличения сказать, знала вся грамотная Россия. Когда Малинин начинал свою литературную деятельность (1860-е годы), в учебном деле совершался коренной переворот: от сухого догматического преподавания начинали переходить к более живому и приноровлённому к пониманию учащимися изложению. Что касается математики, прежде ограничивались изложением только теории, не всегда во всей своей строгости доступной учащимся, теперь же начали обращать внимание на разъяснение теории и самой по себе, и в приложении к решению различных вопросов. При этом, как и во всяком новом деле, не обошлось без преувеличений и ошибок: на место научных разъяснений часто ставили произвольные личные толкования, придумывали особые способы преподавания и задерживали учащихся на разъяснении вопросов, которые по существу своему разъяснению не подлежали. Значительная доля в этом перевороте принадлежит Александру Федоровичу; но он сумел избежать большей части перечисленных ошибок и увлечений.

Учебно-литературную деятельность Александр Фёдорович начал «Руководством Тригонометрии», за ним следовали «Руководство Арифметики» и «Собрание арифметических задач», составленная в сотрудничестве с К. П. Бурениным, а затем постепенно появились книги А. Ф. Малинина почти по всем отраслям физико-математических наук, преподающихся в гимназиях и других учебных заведениях. Всего Малинин, один и в сотрудничестве с другими лицами (в том числе Ф. И. Егоровым) - составил 15 учебных книг, из которых «Физика для гимназий» была премирована Министерством Народного Просвещения.

Отличительная особенность книг А. Ф. Малинина - соединение учебника со специально и очень удачно подобранными задачами и упражнениями. Для преподавателей его книги были важны в том отношении, что заключали в себе много практических указаний для самого ведения уроков и что многие страницы из его учебников почти непосредственно могли быть переложены в урок. Распространение книг, составленных А. Ф. Малининым, очень скоро достигло громадных, небывалых для тех лет, размеров: например, «Собрание арифметических задач» ещё при его жизни разошлось в 18 изданиях, в числе 645 тысяч экземпляров, «Руководство арифметики» - в 15 изданиях, в числе 537 тысяч экземпляров[6]. Общий тираж его публикаций составил около 1.6 миллиона экземпляров[7].

Многие книги А. Ф. Малинина пользовались успехом в течение 20 и более лет, и распространение их с годами не уменьшалось, а скорее росло, тогда как книги других авторов, появившиеся одновременно и имевшие успех, скоро вышли из употребления. Факт этот объясняется тем обстоятельством, что Малинин постоянно работал над своими книгами, изменял и улучшал их с каждым новым изданием, следя за всеми изменениями в направлении преподавания и в научных взглядах.

Публикации:
«Руководство прямолинейной тригонометрии» (М. : тип. Лазарев. ин-та (А. Мамонтов), 1864; 12-е изд. - 1891);
«Собрание физических задач» (М.: бр. Салаевы, 1866; 3 изд. - 1879; впоследствии это «Собрание» стало входить в книгу «Руководство к физике»);
«Собрание арифметических задач» (М.: бр. Салаевы, 1866; 15-е изд. - 1888);
«Руководство арифметики» (М.: бр. Салаевы, 1866; 16-е изд. - 1888);
«Руководство космографии и физической географии для гимназий» (М.: бр. Салаевы, 1867; 8-е изд. - 1888);
«Руководство физики для гимназий» (М.: бр. Салаевы, 1868; 9-е изд. 1894);
«Курс физики для женских учебных заведений» (М.: бр. Салаевы, 1869; 6-е изд. 1888; 9-е изд. 1897)
«Руководство алгебры и собрание алгебраических задач» (М.; 1870; 8-е изд. 1890);
«Задачи для умственных вычислений» (сост. по Церингеру, М., 1871; 3-е изд. 1885);
«Курс наглядной геометрии и собрание геометрических задач для уездных училищ » (М.: бр. Салаевы, 1873; 8 изд. 1888);
«Курс математической и физической географии для женских учебных заведений» (М.: бр. Салаевы, 1874; 3-е изд. 1889);
«Начальные основания физики для городских училищ и учительских семинарий» (М., 1875; 5-е изд. 1891);
«Руководство геометрии и собрание геометрических задач для гимназий, реальных училищ и учительских институтов» (М.: бр. Салаевы, 1878; 2-е изд. 1886);[8]
«Курс геометрии для женских учебных заведений и для учительских семинарий» (М.: насл. бр. Салаевых, 1879; 2-е изд. 1891);[8]
«Курс алгебры и собрание алгебраических задач для женских учебных заведений» (М.: насл. бр. Салаевых, 1881).

Примечания.
1. Саввина О. А., 2013, с. 89
2. Некролог, 1888, с. 204
3. Не путать с Педагогическим университетом. Учительский институт в Москве был открыт на Б. Полянке, 60 в 1870-1871 годах.
4. Саввина О. А., 2013, с. 90-91
5. Некролог, 1888, с. 206
6. Малинина, 1949
7. Некролог, 1888, с. 205
8. Перейти к: 1 2 В соавторстве с Ф. И. Егоровым - см. Колягин Ю.М. Дмитрий Федорович Егоров. Путь ученого и христианина. - М.: ПСТГУ, 2010. - С. 16. - 302 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-7429-0611-7.

Литература:
Александръ θедоровичъ Малининъ (некрологъ) // Вестникъ опытной физики и элементарной математики. - 1888. - № 9. - С. 203-207.
Малинина В.П. Александр Фёдорович Малинин // Математика в школе. - 1949. - № 1. - С. 44-45.
Малинин, Александр Федорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
Саввина О. А. Последний путь христианина // Московский журнал. - 2013. - № 1. - С. 88-92. - ISSN 0868-7110.

Минин, Виктор Петрович (1851?-?)
закончил физико-математический факультет Московского университета кандидатом в 1873 г. и сразу же поступил на работу учителем математики и физики в 3-ю гимназию. Кроме того, с 1879 г. он состоял членом Испытательного комитета при попечителе Московского учебного округа.
Работая учителем, Виктор Петрович продолжал заниматься учебно-литературной деятельностью. Его перу принадлежат многие рецензии, статьи, учебные руководства. Судя по этим публикациям, первоначально научные интересы Виктора Петровича Минина были сосредоточены преимущественно в области физики, но постепенно все больше распространялись и на математику. Особую популярность имели его сборники задач по геометрии и тригонометрии (в 1918 г. вышло 11-е издание сборника задач по тригонометрии и 15-е - по геометрии). Помимо того, Виктор Петрович интересовался применением физики к фотографии и медицине.
Среди гимназистов В.П. Минин пользовался уважением и любовью.
О характере его педагогической деятельности определенное представление дают воспоминания известного ученого-медика М.П. Кончаловского (1875-1942), окончившего гимназию в 1894г. «В.П. Минин, - рассказывает М.П. Кончаловский, - серьёзно и просто рассказывал нам о явлениях природы, у него была лекционная система, что приучало детей к вниманию, и, хотя он не был строгим, у него всегда сидели тихо. Как-то он моего брата Петра позвал домой, и на другой день брат в восторге рассказывал, что он его очень ласково принял и даже угостил красным вином. Такое обращение наших официальных начальников было совершенно необычно. В тот же год мой брат, тогда уже юный художник, написал его портрет» [7].
Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ: МАТЕМАТИКА И МАТЕМАТИКИ В МОСКОВСКОЙ 3-ЕЙ ГИМНАЗИИ // ВЕСТНИК ЕЛЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Выпуск 28. СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА». (ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ). Елец - 2011.

Ольга Хорошилова. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II.


Сборники Минина в РГБ.

Мрочек, Вацлав Ромуальдович (1879-1937)
- один из «забытых» историков науки, чья судьба при всей уникальности типична для первой половины ХХ века. Сведений о его биографии в распространённых справочниках нет, их удалось обнаружить только в архиве Н.А. Морозова (АН Ф. 543, О. 5. № 139).

В.Р. Мрочек родился в декабре 1879 года в Житомире в дворянской семье отставного поручика. С 1897 по 1904 годы он учился в Санкт-Петербургском университете на физико-математическом факультете. В 1901 и 1903 годах его арестовывали за участие в студенческих забастовках. В 1904-1917 годах он состоял в партии эсеров, затем с 1918 по 1924 годы - в партии большевиков (вышел из партии добровольно с правом вступления обратно). В 1905-1912 годах Мрочек преподавал математику и физику в реальном училище и гимназии; в 1912-1918 годах вёл высшую математику на политехнических курсах, в 1918-1923 годах преподавал на Высших кавалерийских курсах. В 1920-1930 годах Мрочек был профессором на кафедре технической математики Высших педагогических курсов, а с 1930 года - старшим научным сотрудником научно-исследовательского института им. П.Ф. Лесгафта.

С 1920 года Мрочек в течении ряда лет вёл курсы «История школ и педагогических систем», «История и методология точного знания». В 30-е годы он читал лекции по истории техники, по методике математики и технической математике в разных ВТУЗах Ленинграда и в Педагогическом институте им. А.И. Герцена.

С 1930 по 1937 годы Мрочек состоял в штате отделения прикладной астрономии Научного института им. П.Ф. Лесгафта, выполняя там ряд исторических исследований по заданию Н.А. Морозова. С 1925 по 1930 годы Мрочек возглавлял «Кружок по истории и методологии точного знания», позднее влившийся в Общество математиков-материалистов при Комакадемии. С 1930 по 1931 годы он входил в президиум этого Общества. В 1931 году Мрочек организовал и возглавил в Доме ИТР им. В.М. Молотова секцию марксистской истории техники (СМИТ). В 1934 году его назначили заместителем директора по учебной части организованного в это время университета Истории науки и техники (при доме техпропаганды НКТП). В 1933-1934 годах Мрочек был заместителем председателя комиссии по технической математике в Академии Наук.

В.Р. Мрочек опубликовал ряд научно-педагогических работ: «Прямолинейная тригонометрия и начала теории гониометрических функций» (1908, 1913), «Педагогика математики» (1910), «Арифметика в прошлом и настоящем» (1912), «Три периода школьной физики» (1913), «Школьные математические кабинеты» (1913), «Панамский канал» (1914), «Мосты прежде и ныне» (1915), «Болезни металлов» (1915), «Материалы по реформе профессиональной школы» (1924), «Подготовка технико-педагогических кадров», «Техническая математика» (1931), «Возникновение и развитие теории вероятностей» (1934). Он написал свыше 50 статей в трудах съездов и научных журналах, перевёл и отредактировал учебники: Вентворт Г. и Рид Е. «Начальная арифметика» (1912), Лезан Ш. «Введение в математику» (1913), Гильом Ш. «Введение в механику» (1913). Филипс Э. и Фишер И. «Элементы геометрии» (1913, 1918).

В области истории науки и техники Мрочека интересовали проблемы истории счисления и измерения, создания технических таблиц и справочников, взаимоотношения истории и техники в XVI-XVIII веках, зарождение исследований электрических и магнитных явлений, история электрического телеграфирования.

В архиве Н.А. Морозова мы обнаружили программу, написанную В.Р. Мрочеком в 1928 году, которая показывает направление исследования истории научного знания.
(...)
Некоторые из поставленных задач Мрочек успел выполнить. Он выступал с докладами на темы: «Проблема возраста Земли и жизни», «Наука и религия в их исторической борьбе», «Эпоха ремесла и мануфактуры», «Постулаты всемирной истории». Он опубликовал в трудах Института науки и техники Академии наук статью «Возникновение и развитие теории вероятностей». Но он не успел сделать большего. Его размолола мельница ежовских репрессий, а труды его были забыты. - Баранец Н.Г. , А.Б. Верёвкин
Забытые страницы истории науки в СССР. - Фрагменты статьи, посвященные Н.А.Морозову. Статья будет опубликована в журнале «Симбирский научный вестник» № 2, 2013
.

Школьная библиотека, История образования, Биография, Математика

Previous post Next post
Up