Авторы математических учебников. Часть 1: Б-К

Dec 18, 2014 12:02

Авторы учебников.

Березанская, Елизавета Савельевна
(27.12.1890 (08.01.1891), Майкоп, - 13.12.1969, Москва), педагог, математик-методист, кандидат педагогических наук (1938). Окончила Бестужевские курсы (1914), одна из первых женщин - учителей математики. Преподавала в старших классах реальных училищ. С 1920 г. - на научно-педагогической работе в Москве: в школе-коммуне им. П. Н. Лепешинского (до 1941), АКБ им. Н. К. Крупской (1922-1936), Московском городском педагогическом институте (1932-1941), НИИ политехнического образования (1933-1940), МГПИ им. В. И. Ленина (1943-1965). Березанская участвовала в создании отечественной методики преподавания арифметики в средней школе, является одним из первых авторов программы по методике преподавания математики для педагогических вузов. Инициатор внедрения в школьную практику системы устных упражнений как средства формирования интереса к математике, развития мышления учащихся. Разработала методику преподавания таких трудных разделов программы по математике, как "Арифметический корень", "Иррациональные уравнения" и др. Один из авторов сборника задач и упражнений по алгебре (1949), тригонометрии (1951, 1952), геометрии (1959, 1962) и стереометрии (1964). Вела методическую работу с учителями математики; внесла большой вклад в подготовку научно-педагогических кадров в области методики преподавания математики.

Лит.: Чернецов М. М., Жизнь в школе и для школы. (К 80-летию со дня рождения Е. С. Березанской), Математика в школе, 1969, № 6; Мишин В. И. К 90-летию со дня рождения Е. С. Березанской, Математика в школе, 1980, № 1; Мишин В. И., Чернецов M. M., К 100-летию Е. С. Березанской, Математика в школе, 1990, № 1.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Российская энциклопедия». - Т. 1. - 1991. - С. 82. - http://www.dates.gnpbu.ru/1-6/Berezanskaja/berezanskaja.html



Подумать о "привязке" к музейным экспонатам Дома Учителя:



Бертра́н Жозеф Луи Франсуа (11 марта 1822, Париж - 5 апреля 1900, там же)
французский ученый-математик, действительный член Парижской академии наук (1856) член-корреспондент Петербургской академии наук (1859).
После ранней смерти отца Бертран рос в семье мужа своей сестры Ж.-М. Дюамеля, ставшего его первым учителем математики. Другие родственники Бертрана также были математиками, так что дом, где он рос, был своего рода интеллектуальным клубом. Уже в 9 лет мальчик бегло говорил по-латыни, в 11 лет поступил в парижскую Политехническую школу, окончил ее в 16 лет, а год спустя защитил докторскую диссертацию по термодинамике и опубликовал свою первую работу. В 1841-1849 гг. Бертран преподавал в лицее святого Людовика. С 1844 года он одновременно преподавал в Политехнической школе (с 1856 профессор), а с 1849 года стал профессором в Коллеж де Франс (с перерывом 1878-1886).
Бертран известен своими работами в области теории чисел, дифференциальной геометрии, теории вероятности и термодинамики. Им установлены, в частности, некоторые специальные признаки сходимости числовых рядов, одна теорема теории групп. В 1845 году ученый выдвинул гипотезу о существовании по крайней мере одного простого числа между числами n и 2n-2 для любого n > 3. Это утверждение, называемое постулатом Бертрана, было доказано П. Л. Чебышевым в 1850 году. Бертран также известен формулировкой парадоксов в области теории вероятности и теории игр. Его книга по теории вероятности стала основой для учебника другого французского математика А. Пуанкаре. В экономике Бертраном была пересмотрена теория олигополии, в частности, модель конкуренции по О. Курно. Сформулированная ученым модель конкуренции показывает, что в условиях ценовой конкуренции выводы Курно не выполняются.
Бертран является автором учебников по арифметике и элементарной алгебре (1850), математическому анализу ((1870), термодинамике (1887) и электродинамике (1890). Он написал биографию Б. Паскаля, а также И. Кеплера и других великих астрономов.

Блюмберг, Яков Васильевич
педагог-математик, род. в 1839 г., автор нескольких учебников: "Учебник прямолинейной тригонометрии" (3 изд., Митава, 1901); "Элементарная алгебра" (3 изд., СПб., 1878-93); "Дополнительные статьи алгебры" (8 изд., Митава, 1904); "Приложение алгебры к геометрии" (8 изд., Митава, 1904); "Учебник математической геометрии" (2 изд., Митава, 1902); "Сборник тригонометрически-геометрических задач" (СПб., 1893) и (вместе с Э. Михельсоном) "Элементарная механика" (СПб., 1880).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Глаголев, Александр Николаевич (1853-1906)
- математик, педагог, составитель учебников по математике, действительный статский советник.
Уроженец Пскова, после окончания гимназии[1] поступил на физико-математический факультет Московского университета. Преподавал в 6-й гимназии, в учительском институте и других учебных заведениях Москвы.
В 1898 году Московское общество распространения коммерческого образования открыло в различных районах Москвы вечерние торговые классы для лиц, состоящих на службе в торгово-промышленных учреждениях; руководил ими до конца своих дней А. Н. Глаголев. Он был первым директором двух коммерческих училищ в Москве - мужского и женского, которые после объединения дали начало Московскому коммерческому институту. Преподавать лепку и рисование в училища Глаголев пригласил А. С. Голубкину[2][3]
Был женат на дочери профессора словесности духовной академии и главного редактора газеты «Калужские Губернские Ведомости», Евгении Михайловне (1859-1934), которая окончила с золотой медалью калужскую женскую гимназию. Имели 12 детей; один из средних сыновей, Н. А. Глаголев, стал также как отец, математиком[4].
А. Н. Глаголев был автором ряда учебников и задачников для средней школы по арифметике, алгебре и геометрии[5]. Особенно популярными были его учебник «Элементарная геометрия», выдержавший пять изданий, и «Сборник геометрических задач на построение» (три издания); а также: Учебник математики. - М., 1890-1900; Элементарная алгебра: курс сред. учеб. заведений. - М., 1907 (Тип. Т-ва И. Д. Сытина). - 520 с.

Гурвиц Юлий Осипович (1882-1953)
ЮЛИЙ ОСИПОВИЧ ГУРВИЦ. Андронов И.К. Математика в школе. 1953. № 4. С. 81-83.

22 февраля 1953 г. после непродолжительной, но тяжелой болезни, скончался Юлий Осипович Гурвиц, педагог-математик, доцент кафедры математики Государственного педагогического института имени В. И. Ленина Еще три недели до смерти он, как всегда, с большим увлечением вел занятия с учителями математики в Городском институте усовершенствования учителей.
Ю. О. Гурвиц родился в Москве в 1882 г. в семье служащего. Окончив в 1901 г. Петропавловскую среднюю школу в Москве, он поступил в Московский университет на физико-математический факультет, где в ту пору по механике читал свои замечательные лекции гениальный ученый Николай Егорович Жуковский, по физике - известный профессор Н. А. Умов, по математике - известный геометр профессор Б. К. Млодзеевский, на горизонте появлялись молодые ученые - новаторы своей специальности: С. А. Чаплыгин, Д. Ф. Егоров, И. И. Жегалкин.
В годы пребывания Ю. О. в Московском университете в стране вспыхнула революция 1905 года, всколыхнувшая всю родину и призвавшая передовую часть общества к активной борьбе с самодержавием. В этой борьбе особенно выделялась учащаяся молодежь и в первую очередь студенты, которые принимали участие в демонстрациях и в сражениях на баррикадах вместе с передовыми рабочими.
В связи с этими событиями задержалось окончание университета: Ю. О. лишь в 1907 г. окончил университет с дипломом первой степени. С этого года началась педагогическая деятельность молодого учителя Ю. О. Гурвица, он приступил к преподаванию математики в частных учебных заведениях: в реальном училище Н. М. Урвачева, а в дальнейшем в Петропавловском мужском училище (где семь лет тому назад он получил аттестат зрелости), а также Петропавловском женском училище.
В ту пору прогрессивная часть преподавателей математики средних учебных заведений и профессоров организовала Московский математический кружок под председательством проф. Б. К. Млодзеевского. Ю. О. - молодой преподаватель воспринял лучшее от старшего поколения: прогрессивную теорию, искусство в практику передового преподавания математики. 27 декабря 1913 г. математический кружок организовал в Москве второй Всероссийский съезд преподавателей математики, на который съехалось со всей родины более тысячи преподавателей математики средних школ и высших учебных заведений, съезд продолжался до 30 января 1914 г. Ю. О. не пропустил ни одного дня работы съезда, слушая доклады лучших учителей.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла большие возможности для разносторонней деятельности передовой интеллигенции, в частности на ниве просвещения. Революционный поток смыл тех из старых директоров гимназий, реальных и коммерческих училищ и других школ, которые были проводниками и идеологами старого мировоззрения и старой педагогики. На смену им советы учебных заведений выбирали новых заведующих школами.
С первых же дней Октябрьской революции Ю. О. стал заведующим одной из школ Рогожско-Симоновского района гор. Москвы. С 1918 г. Ю. О. принимал живое участие в профсоюзном движении и как председатель районного отделения (городского и Бауманского районов), и как член президиума губернского отдела профсоюза работников просвещения. С 1919 по 1922 г. Ю. О. являлся организатором и заведующим социального воспитания Городского районного отдела народного образования, а с 1922 г. был выдвинут в Московский отдел народного образования.
В скором времени в Москве был организован педагогический техникум имени Профинтерна, где начали работать передовые педагоги, нынешние профессора тт. Шимбирев, Медынский, Знаменский и др. Среди них находился и Ю. О. Гурвиц. А когда открылись рабфаки, этот особый тип средней школы, где рабочие или подростки, вышедшие из рабочей среды, должны быть ускоренно приготовлены в вуз, Ю. О. был приглашен в качестве преподавателя математики на рабфак имени Тимирязева и рабфак имени Ленина, а в дальнейшем на рабфак при НКВД.
После закрытия рабфаков, с 1935 года и по день смерти Ю. О. являлся преподавателем математики школы № 175 Свердловского района, где он воспитал целое поколение нашего юношества. Одновременно с работой в средней школе Ю. О. начал свою педагогическую деятельность в высшей школе. Ю. О. преподавал математику в Московском инженерно-строительном институте (1930-1934 гг.), в Вечернем рабочем институте имени Сталина, в Московском областном педагогическом институте (1932-1937 гг.), в Московском учительском институте (1947-1952 гг.), в Государственном педагогическом институте имени Ленина (с 1952 г. до конца жизни).
За успешную педагогическую работу в средней школе Президиум Верховного Совета РСФСР 5 августа 1943 г. присвоил Ю. О. Гурвицу звание заслуженного учителя школ РСФСР, а Наркомпрос РСФСР в 1944 г. наградил его значком «Отличник просвещения».
В связи с работой в высшей школе Ю. О. квалификационной комиссией при Государственном ученом совете Народного Комиссариата по просвещению был утвержден в звании доцента по кафедре математики.
Ю. О. Гурвиц заслуженно пользовался авторитетом среди коллектива всего московского учительства. В течение всей своей педагогической деятельности Ю. О. вел большую методическую работу с учителями гор. Москвы, в институтах повышения квалификации педагогов, а в дальнейшем в институтах усовершенствования учителей (городском и областном) и являлся одновременно методистом Свердловского района гор. Москвы.
В ноябре 1945 г. Ю. О. вступил в ряды Коммунистической партии Советского Союза.
В 1946 г., когда было возобновлено издание педагогических журналов Министерства просвещения РСФСР, Ю. О. был приглашен в состав редакционной коллегии журнала «Математика в школе». Ю. О. в качестве члена редакционной коллегии активно работал в журнале до последних дней жизни.
В связи с многосторонней и плодотворной деятельностью Правительство наградило Ю. О. в 1944 г. орденом Трудового Красного Знамени; в 1945 г. - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»; в 1948 г. - медалью «В память 800-летия Москвы»; в 1948 г. - орденом Ленина.
Академией педагогических наук Ю. О. в 1948 г. был награжден медалью К. Д. Ушинского «за педагогическое мастерство и успешное обобщение своего многолетнего педагогического опыта в средней школе».

Ю. О. Гурвицем было напечатано: 15 статей общепедагогического и организационного характера и 14 по методике математики. Работы общепедагогического характера Ю. О. начал печатать с 1918 г.; укажем на следующие его труды:
«Задачи социального воспитания» (в «Вестнике просвещения», 1923 г.).
«Конференция учащихся школ II ступени» (там же).
«Неделя помощи школе» (там же).
«К вопросу о реорганизации школы II ступени» («Вестник просвещения», 1924 г.).
«Программы летней школы» (там же).
«Новые программы ГУСа для единой трудовой школы» (там же) и аналогичные другие.
Материалы по введению всеобщего обязательного обучения в Московской области (1930 г.).

Работы Ю. О. по преподаванию математики начали печататься с 1929 года:
1. Совместно с Е. С. Березанской в «Рабочей книге по математике» для VI класса Ю. О. Гурвицем написана часть, относящаяся к геометрии.
2. То же в 1930 г. для VII класса и то же для школы крестьянской молодежи.
К сожалению, ошибок Наркомпроса и многих методистов того времени, осужденных историческими постановлениями ЦК ВКП(б) о школе, не избежал и Ю. О. Гурвиц. В этих работах было отступление от необходимого систематического курса обучения математике в сторону комплексной системы, но вместе с тем в них подводился итог и положительному опыту работы Ю. О. в направлении связи математики с жизнью, с трудом.
По заданию Народного Комиссариата по просвещению Ю. О. Гурвицем совместно с Р. В. Гангнусом был написан первый стабильный учебник по геометрии (две части), вышедшие в 1932 и 1934 гг. Безусловно, в первый момент перехода от рассыпных рабочих книг по математике, где была занижена роль учителя, к настоящему учебнику, раскрывающему понятия и развивающему суждения по системе, проверенной в течение значительного времени, эти учебники сыграли свою положительную роль.
В 1935 г. теми же авторами был выпущен пропедевтический курс геометрии под названием «Начальные сведения по геометрии», этот учебник не имел большого влияния, так как, во-первых, в средней школе по учебному плану не отводилось времени для этого курса и, во-вторых, потому, что авторы взяли не совсем удачное направление: развитие пространственного мышления учащихся не было поставлено в основу этого курса.
В 1934-1935 гг. вышли два методические пособия для преподавателей школ и педагогических институтов, в которых авторы заполнили для того времени существенный пробел в части решения геометрических задач. Дело в том, что многие молодые учителя, не прошедшие хорошей школы в период с 1917 по 1932 г., не обладали практикой решения задач средней и повышенной трудности; надо было дать соответствующий задачник с методическими указаниями к решению. Это и было выполнено в указанных книгах, которые сыграли положительную роль для того времени.
В дальнейшем Ю. О. помещал свои методические заметки в журнале «Математика в школе»:
«Требования к письменным работам по математике» (1947, № 1), «Арифметические записи в средней школе» (1947, № 3).
Ю. О. выпустил несколько отдельных небольших брошюр методического характера, как, например: «Задачи на построение» (Методический материал в помощь учителю, издание Института политехнического образования, 1936 г.); «О подготовке к новому учебному году» (Сборник материалов о работе школы, МосгорОНО, 1941 г.). Повидимому, надо считать последней печатной работой Ю. О. статью «Об улучшении преподавания геометрии в VI-VII класса» (где дан большой, конкретный методический материал), помещенную в сборнике «Математика в школе» Городского института усовершенствования учителей (стр. 40-132) в 1951 г.
Кипучая деятельность Ю. О. Гурвица была приостановлена неожиданной болезнью, быстро сведшей его в могилу.
Ю. О. Гурвиц готовил новые методические пособия, после него остались незаконченные рукописи, которые, вероятно, удастся привести в порядок и издать для использования его передового опыта нашим учительством.
На наших глазах прошла жизнь замечательного педагога. Он обладал исключительным качеством педагога - чуткостью и любовью к людям и в особенности к учащимся.
Следующий пример является характерным для него, как для педагога.
Требовательный на уроке, он однажды заметил, как одна ученица занялась посторонним делом - рассматриванием коллекции марок; увидев это, Ю. О. немедленно отобрал альбом, а после урока сделал ученице соответствующее внушение. На другой день эта ученица была вызвана в учительскую, где учитель Ю. О. Гурвиц принес ей интересную марку, которой не было в коллекции, он подарил ученице марку с необходимым разъяснением, когда и как следует пользоваться альбомом. Этого случая ученица не может забыть до настоящего времени. На уроках Ю. О. она более никогда не отвлекалась и стала лучшей ученицей как по дисциплине, так и по академическим успехам.
Молодое поколение учителей должно взять от таких учителей, как Ю. О. Гурвиц, все лучшее путем изучения их работ и беседы с их учениками.
Нам предстоит большая и ответственная работа по пересмотру сложившихся традиций преподавания математики с тем, чтобы в общеобразовательной школе органически вступил в единство с политехническим обучением наш предмет - математика. В этом деле работы Ю. О. Гурвица окажут школе соответствующую помощь.

Давидов, Август Юльевич (Википедия) (1823-1885/1886)
- российский математик и механик, заслуженный профессор Императорского Московского университета; автор трудов по дифференциальным уравнениям с частными производными, определённым интегралам и применению теории вероятностей к статистике; президент Московского математического общества (1866-1885/1886). Также известен как автор школьных учебников по элементарной математике, многократно переиздававшихся с 1860-х по 1920-е годы.

Иногда встречаются другие варианты написания фамилии (Давыдов) и отчества (Юлиевич).
А. Ю. Давидов - старший брат Карла Юльевича Давидова (1838-1889), виолончелиста-виртуоза, композитора, директора Санкт-Петербургской консерватории.[1]

Родился в Курляндии в еврейской семье; его отец - Юлиус Петрович Давидов (1804-1870) - был доктором медицины[2].

Образование.
Первоначальное образование Август Давидов получил дома. В 1839 году он переехал в Москву, где отец получил место врача в Николаевском воспитательном доме, и некоторое время учился в старших классах Института для оберофицерских детей при Императорском Московском воспитательном доме[2].

В 1841 году Давидов зачислен на физико-математическое отделение Московского университета своекоштным студентом, где занимался под руководством профессора Николая Дмитриевича Брашмана (1796-1866). В 1845 году за студенческое сочинение «О бесконечно малых перемещениях» Давидов получил золотую медаль Московского университета; в том же году он окончил курс, после чего был оставлен в университете и продолжал занятия математикой под руководством Брашмана. В 1848 году Давидов получил степень магистра математики (а впоследствии и Демидовскую премию Петербурской академии наук) за сочинение «Теория равновесия тел, погружённых в жидкость»[2].

Преподавательская деятельность.
До начала преподавания в университете Давидов некоторое время работал учителем математики в кадетском корпусе[2].

В 1850 году он начал в качестве адъюнкта чтение лекций на физико-математическом отделении Московского университета по теории вероятностей. В 1851 году защитил докторскую диссертацию «Определение вида поверхности жидкости, заключённой в сосуде»; в том же году появилась его «Теория капиллярных явлений»[3] (по другим данным, докторской диссертацией Давидова была именно «Теория капиллярных явлений»[2]). В 1853 году был назначен экстраординарным профессором по кафедре прикладной математики - в этом звании он оставался до 1859 года, когда был назначен ординарным профессором по занимаемой им кафедре прикладной математики[3].

В 1860 году Давидов занял должность инспектора над частными учебными заведениями и в качестве общественной деятельности активно занялся вопросами преподавания математических наук в средних учебных заведениях[3]. В 1862 году он стал членом Попечительского совета Московского учебного округа и оставался в нём до конца своей жизни. Он принимал участие в организации при Политехническом музее педагогического отдела по начальному образованию, в составлении программ по математике для абитуриентов. По его инициативе в журнале «Математический сборник» появился специальный раздел для учителей. Наибольшей же заслугой Давидова в деле начального и среднего образования стало написание им школьных учебников по математическим предметам, в которых он излагал теоретический материал в тесной увязке с практическими вопросами, использовал в качестве примеров исторические данные, применял наглядные доказательства. Эти учебники, по общему признанию, были очень высокого качества; подтверждением может служить тот факт, что они выдержали несколько десятков изданий и регулярно переиздавались в течение десятков лет, практически не подвергаясь переработке. К примеру, «Элементарная геометрия в объёме гимназического курса» выдержала 39 изданий (издавалась в течение шестидесяти лет), «Начальная алгебра» - 24 издания, причём два последних переиздания этих двух учебников состоялись уже при советской власти, в 1918 году и 1922 году[2].

В 1862 году Давидов перешёл на кафедру чистой математики и заведовал ею до конца своей службы в университете. В 1864 году им был создан новый курс теории функций, который читал до 1869 года (после Давидова этот курс стал читать его ученик Николай Васильевич Бугаев). Известно, что Давидов оказал большое влияние на Николая Егоровича Жуковского (1847-1921), который в 1864-1868 гг. учился в Московском университете; «отец русской авиации» посвятил два специальных очерка разбору работ своего учителя[2].

Научно-организационная деятельность.
В 1863 году Давидов был избран на должность декана физико-математического факультета и занимал её до 1873 года, второй раз на эту должность он был избран в 1878 году и занимал её до 1880 года[2].

Также в разные годы он занимал посты вице-президента, и затем и президента Общества любителей естествознания, президентом Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, членом Общества испытателей природы[2].

Московское математическое общество
Московское математическое общество возникло как научный кружок преподавателей математики (большей частью из Московского университета), объединившихся вокруг профессора физико-математического факультета Московского университета Николая Дмитриевича Брашмана. Первое заседание общества состоялось 27 (15) сентября 1864. Брашман был избран первым президентом общества, вице-президентом - Давидов. В 1866 году, после смерти Брашмана, президентом Общества был избран Давидов; он оставался на этом посту до самой смерти, то есть в течение двадцати лет[4]. Поскольку официальное утверждение устава Общества состоялось только в 1867 году, в некоторых источниках указано, что Давидов - первый президент Московского математического общества[5].

Научные работы.
Работы Давидова относятся как к математике (теория уравнений с частными производными, теория определённых интегралов, применение теории вероятностей к решению задач статистики), так и к механике (гидродинамике, теории равновесия плавающих тел, исследование связи между теорией капиллярных явлений и общей теории равновесия)[2].
(...)
Школьные учебники:
Элементарная геометрия в объёме гимназического курса. - 1863.
Начальная алгебра. - 1866.
Руководство к арифметике. - 1870.
Геометрия для уездных училищ. - 1873.
Начальная тригонометрия. - 1877.
Собрание геометрических задач. - 1888. Над этой книгой Давидов работал в самом конце своей жизни, а издана она была уже после его смерти.

После смерти ученого вдова А. Ю. Давидова передала его книжное собрание в дар Московскому университету - всего около 1970 томов книг по математике. В настоящий момент библиотека А. Ю. Давидова хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова[6].

В июне 1885 года, после тридцати лет службы в Московском университете, Август Юльевич Давидов вышел в отставку. В том же году, 22 декабря (по старому стилю), он скончался/
Похоронен Август Юльевич Давидов на Введенском кладбище[5].
После смерти Давидова его вдова учредила премию его имени, присуждавшуюся за выдающиеся работы в области математики. Среди лауреатов этой премии можно отметить будущего академика Николая Николаевича Лузина (1883-1950)[2].

Крупенькин, Тимофей Никитич - не нашёл.

Музей виртуальный, Биография, Дом Учителя, Учебник, Математика, Школьная библиотека, История образования, Школьные музеи

Previous post Next post
Up