Оригинал взят у
rbvekpros в
Последняя встреча кинематографа и музыки на Урале, 1944 год"Сильва", 1944. Ивановский и Даутов. Казань и Свердловск. Кинематограф, опера, оперетта...
Последняя встреча кинематографа и музыки на Урале, 1944 год. Приложение. Журнал "Казань" о Ниазе Даутове.
В контексте
Из истории провинциальных аттракционов. Содержание.
В календарь 2015 года - в 1965 (50 лет назад) нашу Оперу покидает Нияз Даутов и главным режиссером Челябинского театра оперы и балета. В 1975 году он покинет Челябинск, вернувшись в Казань.
А в Белинке... На афише не вижу, кто ответственен за мероприятия, приглашён ли кто-нибудь из специалистов из Консерватории, Оперного театра, Театра музыкальной комедии или Киностудии... но вижу "Добрые партнёры Библиотеки Белинского" - "Росгосстрах", вот что бы это значило? Поэтому к афише прикрепляю эту заметку.
Александр Викторович Ивановский родился 17 (29) ноября 1881 года в Казани, Даутов Нияз - тоже.В 1906 году Ивановский окончил юридический факультет университета. В 1904 - 1921 годах работал в музыкальных театрах, в том числе был оперным режиссёром в Опере Зимина. (Екатеринбургский критик 1909 года если даже и не видел постановок оперы Зимина, то был хорошо осведомлен о них.) Поставил комическую оперу «Царь-плотник», «Фигляр», «Пиковую Даму» и др.
Случайно познакомившись с И. И. Мозжухиным, был приглашен им попробовать себя и принять участие в съемках фильма «Отец Сергий». Так он впервые оказался в кинематографе - в 1918 году, выступив на съёмках этого фильма ассистентом режиссёра Я. А. Протазанова...
Он и снял первый фильм на Свердловской киностудии - "Сильва". Главную роль исполнил тенор Свердловского театра оперы и балета им.Луначарского - Даутов...
Один из авторов сценария - Григорий Маркович
Ярон - ставил "Сильву" еще в 1941 году. В титрах к фильму его фамилия не появится.
Он же напишет в своей книге: "В 1944 году М. Долгополову и мне было поручено написать киносценарий оперетты «Сильва». Новые стихи были заказаны Дм. Цензору. Фильм снимал на Свердловской киностудии режиссер А. Ивановский. Когда я посмотрел готовую кинокартину, она мне, откровенно говоря, очень не понравилась. В фильме, по-моему, в значительной степени утрачена музыка. Тем не менее «Сильва» долго шла на наших экранах и идет еще и до сих пор". -
Григорий Ярон. О ЛЮБИМОМ ЖАНРЕ. В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Но смотреть на это жутковато, музыка и музыкальность просто уничтожена, может, это сатира? не тянет, образчик пошлости, как приложение к книге - жизнь, отданная борьбе с пошлостью на сцене:
Ивановский же в 1941 году получит Сталинскую премию второй степени за фильм «Музыкальная история» (1940).
А "последнее слово в принятии этого важного репертуарного решения осталось за Михаилом Роммом: население, как рассудил культовый советский режиссер, с лихвой хлебнуло тягот войны и отчаянно нуждалось в том, что сегодня называют entertainment, развлечение. В главной роли снялась оперная дива Зоя Смирнова-Немирович, невестка Немировича-Данченко. «Сильва» демонстрировала далекие от реальной жизни веселье и беспечность мира опереточных князей-графов и звезд варьете. Дисциплина же на площадке была военная. Только однажды кто-то под шумок утащил с площадки реквизитную бутылку шампанского. Это случилось во время внепланового отключения электричества - «Сильву» снимали по ночам, так как днем город не мог дать необходимого количества энергии. Мюзикл выбился в хиты отечественного проката, став на тот момент еще и единственной экранизацией Кальмана в кино". -
Стас Лобастов, Ирина Любарская. Мы с Урала... - Журнал "Итоги".
А Свердловская киностудия... "Организована распоряжением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 (9?) февраля 1943 г. как киностудия для работы эвакуированных на Урал во время Великой Отечественной войны кинематографистов Москвы, Ленинграда, Одессы (
«РуДата»)".
В 1943 году в Свердловскую оперу придет Нияз Даутов.
В 1943 году вернется в Свердловск и станет главным режиссером Свердловского театра музыкальной комедии
Георгий Иванович КУГУШЕВ. В 1944 году поставит «Табачный капитан» В. В. Щербачёва, в 1946 году за эту постановку получит Сталинскую премию второй степени (судимость снята Особым Совещанием НКВД СССР 4 августа 1945 года).
Премьера фильма состоялась в 1945 году, уже после войны... Алма-Ата и Ташкент тоже не стали Голливудом... После войны они вернуться к своей провинциальной жизни. Все заканчивается и все возвращаются...
В 1965 - Даутов покинет Свердловск, став главным режиссером Челябинского театра оперы и балета. В 1975 году он окончательно покинет Урал, вернувшись в Казань... Крайне скупо об уральском периоде жизни, лишь один потрясающий документ с молодым Ниязовым - фильм "Сильва"... страна лежит в руинах. Ромм угадал, фильм будет иметь огромный успех.
Первый и последний успех подобного рода Свердловской киностудии... для меня это - конец истории, почти случайные конец. Воцарение Лапшина (В 1944 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Л. В. Кулешова, имя которого также связано с Екатеринбургом)... И теперь очень трудно сказать, каким было лицо киностудии? Нечто тяжеловесное, расплывчатое, аморфное, она и развалилась, как карточный домик, расплылась и испарилась, и совершенно невозможно сказать, впитала ли что-нибудь почва, ибо никаких ростков... Пути кинематографа и музыки для Урала разойдутся на неопределенный срок. По крайней мере, за семьдесят лет - пути их больше не пересекались... Кино рядится в оперетку (по части ряженых потрудился Лапшин, ныне трудится Макеранец, а студия возглавляется Чурбановым... отцвело, высохло, осыпалось все, вылезли сорники, а полоть уже некому), где открывают рот, а звуков издать не могут, где дергают ногами, а танца не получается... Прощание с Сильвой.
You can watch this video on www.livejournal.com