Где рождался шрифт. «Словолитня О.И.Леман» (Звенигородская ул.,20)

Aug 03, 2014 13:40

История русского шрифта. Лиля Пальвелева. Опубликовано 13.09.2006. - Радио свобода.
Шрифт - графический ритм.
Заметим, что большинство разновидностей русских шрифтов - будь то старинный полуустав, введенный Петром I гражданский шрифт, или нарядный елизаветинский, не говоря уже о современных шрифтах, - как раз хорошо вписываются в прямоугольники, причем большие по высоте, нежели по ширине. Здесь сказываются физиологические особенности человеческого глаза. Дело в том, что мы читаем под некоторым углом к поверхности текста. Поэтому слегка вытянутый по высоте шрифт, проецируясь на сетчатку глаза, все равно сжимается, что подметили уже геометры далекого прошлого. Они же исследовали и начертание букв с позиции золотого сечения. Такого рода расчетами, сообщает Андрей Чернихов, занимался и Яков Чернихов: «Наука или искусство шрифта - это огромная область человеческой культуры. До него было издано множество книг, трудов - и рукописных, и сделанных типографским способом - и до него были попытки осознания построения шрифта, но, скорее всего, он ближе всех и глубже всех приблизился к этой первооснове - геометрической структуре, к ее анализу, к ее воспроизведению, в каком-то смысле даже к ее поэтизации. Но одна была доминирующая концепция во всей этой огромной работе. Это то, что в принципе графика языка исходит из концепции закона золотого сечения. Но мы знаем золотое сечение на том же уровне, что геометрию за 5-7 класс средней школы - треугольники, квадраты, теорема Пифагора, биссектриса, углы и все такое. На самом деле геометрия - это огромная, глубинная, пространственная область человеческого знания и человеческой цивилизации. Так вот золотое сечение - это не только соотношение внутри отрезка деления, описанное одной формулой. Золотое сечение - это целый мир пропорций, который имеет массу производных и массу интерпретаций внутри общего комплекса "золота". Но эти пропорции имеют огромное количество инвариантов. И вот каждый шрифт - звуковые сигналы, переведенные в графику, - обладает теми или иными свойствами или вариантами золотого сечения».
И в этом - объяснение долгой, многовековой жизни русского шрифта. Какие бы трансформации не происходили с ним, структура оставалась прежней, и это несмотря на то, что появлялись одни буквы и исчезали другие. В слитном по началу тексте (вот революция!), возникали между слов пробелы. А уж как менялись начертания! Шершавая бумага раннего Средневековья не позволяла проводить волосяные линии, а позже они появились. Временами в шрифте преобладали прямые линии и острые углы. В иные же времена господствующий стиль эпохи - барокко, к примеру, - диктовал круглящиеся очертания не в одной лишь архитектуре - в шрифте тоже. Здесь уместно вспомнить не только древнерусскую вязь, но и дивные завитки, которые выводили иные перья во времена Пушкина и Гоголя.
По мнению Андрея Чернихова Яков Черхнихов разгадку графической тайны языка видел в его ритме: «Потому что до изобретения языка, человек передавал друг другу информацию путем ритмических звучаний, ритмических изображений. То есть закодированная информация была в танце, закодированная информация была в графике, в насечках, в жестах. Постепенно это все сливалось, собственно, в то, что мы сегодня знаем как язык, который включает в себя и разработанную письменность, и разработанный, собственно, устный язык»...

Здание акционерного общества "Словолитня О. И. Лемана" - Шрифтолитейный завод на Citywalls.ru (также фото старые и современные, схемы)
Звенигородская ул., 20. Архитектор Эренберг А. Г. Год постройки: 1899-1900. Стиль: Модерн.
"Словолитное заведение О. И. Лемана" открыл петербургский немец Франц Иосиф (Осип Иванович) Леман. Леман занимался изготовлением шрифтов, закупив новейшую технику и пригласив известных мастеров. Шрифты от Лемана были очень популярны.
Наследники превратили мастерскую в завод. Для расширения производства в 1899 г. был куплен участок на Звенигородской, 20, принадлежавший причту Волковской единоверческой церкви. Здесь было возведено пятиэтажное здание, где начало работу акционерное общество "Словолитня О. И. Лемана".
Позднее к владению АО был присоединен участок на Николаевской ул., 82 (ул. Марата, 82).

Словолитней Лемана были созданы шрифты, которыми печались многие российские газеты; елизаветинский шрифт (журнал "Старые годы", "Истории русского искусства" Грабаря) и др. В 1900 г. на международной выставке в Париже Словолитня Лемана получила Гран-при.



Прим. "Развитию книжной графики в начале XX века способствовала деятельность группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусств» (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин и др.). По инициативе А. Н. Бенуа был разработан рисунок шрифта, получивший название Елизаветинский. После модернизации и перевода на машинный набор он существует и в настоящее время. Фирма Бертгольд по заказу типографии Академии Наук изготовила шрифт, отражающий графику русского гражданского шрифта XVIII века-современный Академический шрифт.
В России с начала XX века печатались книги различного направления и содержания от дешевых изданий издательства «Посредник» до высокохудожественных богато иллюстрированных книг по искусству издательства Р. Голике и А. Вильборг. Если в конце XIX века Россия по производству книг занимала 3-е место в мире, то к 1913 году она уже переместилась на 2-е место после Германии.
В дореволюционной России было 2668 полиграфических предприятий с числом рабочих около 100 тысяч. Наравне с крупными типографиями в Петербурге, Москве и Киеве по всей стране существовало множество мелких". - Владимир Ефимов. КАК ДЕЛАЮТ ШРИФТЫ. Проектирование кириллической версии латинской гарнитуры.

После Октябрьской революции словолитня работала как Шрифтолитейный завод. В 1930-е гг. здесь были созданы шрифты для народностей, не имевших раньше письменности.
([16]. С. 360-363)
"Здание состоит, во-первых, из четырехэтажного над подвальным этажом корпуса, в котором помещается производство; во-вторых, из трехэтажного корпуса по улице, в котором помещается выставочный зал, правление, приемная контора, а также четыре квартиры; и, в-третьих, из надворных построек, в которых находятся котельная, прачечная и ледники. Большому двору приданы такие размеры, чтобы оставалась возможность построить со временем над надворными постройками флигели не менее четырех этажей", - сообщает А.Эренберг в статье "Дом акционерного общества словолитни О. И. Леман". (Зодчий. 1901. №9, добавил - ОляК)

Здание состоит, во-первых, из четырехэтажного над подвальным этажом корпуса, в котором помещается производство; во-вторых, из трехэтажного корпуса по улице, в котором помещается выставочный зал, правление, приемная контора, а также четыре квартиры, и в-третьих, из надворных построек, в которых находятся котельная, прачешная и ледники. Большому двору приданы такие размеры, чтобы оставалась возможность построить со временем над надворными постройками флигеля не менее четырёх этажей. Все здание построено на смешанном цементно-известковом растворе: 1 ч. известкового молока, 1 ч. портландского цемента и 7 ч. песку. Фасадные стены облицованы иностранным кирпичом песочного цвета. Балки во всем здании железные, а колонны, поддерживающие половые балки в производстве - из квадратного железа. Полы во всем здании, кроме квартир, покрыты металлическими (? Ред.) и цементными плитками, а сводики между балками - бетонные. Отопление здания пароводяное, кроме производства, в котором, отопление паровое. Топка котла производится нефтью. В корпусе производства, в словолитне и в других прилегающих помещениях устроена вентиляция с электрическим побудителем и с притоком свежего нагретого воздуха. Все здание освещается электричеством. В середине корпуса производства имеется электрическая подъемная машина. Все работы производились инженером Н. В. Смирновым подрядно. Архитектор А. Эренберг. («Зодчий», 1901, Вып. 9, С. 115-116, добавил miraru1)

На мемориальной доске надпись: 1905-1930 В этом доме 3/16 апреля 1905 г. был основан первый рабочий профессиональный союз в Росии. Союз рабочих печатного дела.

1-я государственная словолитня им. III Интернационала Ленинградского отделения треста "Полиграф" ВСНХ РСФСР (1918-1930 гг.)

Постановлением ВСНХ от 27 июня 1918 г. словолитня О.И. Лемана, образованная в 1854 г., была национализирована, названа 1-й государственной словолитней и передана в ведение полиграфической секции совнархоза Северного района. В 1924 г. стала называться им. III Интернационала и перешла в подчинение Ленинградскому отделению треста "Полиграф" ВСНХ РСФСР. В 1930 г. перешла в ведение Всероссийского объединения полиграфической промышленности. [100]. Т. 1. С. 495.
1965: Завод Шрифтолитейный - Звенигородская, 20 ([108]. С. 62.)

Оригинал взят у humus в Санкт-Петербург. Часть 61. Акционерное общество «Словолитня О.И.Леман» (Звенигородская ул.,20)

001. Фасад здания словолитни О.И.Леман



002. Дворовый фасад словолитни О.И.Леман



003. Управляющий в кабинете просматривает счета



004. Бухгалтерия словолитни О.И.Леман



005. Контора словолитни



006. Электромоторы, обслуживающие станки словолитни



007. Рабочие граверщики за работой в словолитне



008. Выгрузка форм из плавильной печи в словолитне О.И.Леман



009. Токари словолитни О.И.Леман за работой



010. Один из цехов словолитни



011. Станок в одном из цехов словолитни О.И.Леман



012. Штамповка шрифта



013. Штамповка шрифта



014. Один из цехов словолитни



015. Один из цехов словолитни



016. Один из цехов словолитни



017. Сборка шрифта по заказам в словолитне О.И.Леман



018. Один из цехов словолитни



019. Один из цехов словолитни



020. Один из цехов словолитни



021. Один из цехов словолитни



022. Токари за работой



023. Токари за работой



024. Токари за работой



025. Упаковка заказов



026. Упаковка заказов



Словолитня, Этнография, Полиграфия, Старые фотографии, История книги

Previous post Next post
Up