Оригинал взят у
rbvekpros в
Не кладбище, но покой и тишина...Пространство, свет и тишина.
В городе должно быть хотя бы одно место, где власть подобного пространства безраздельна. Место, где ты можешь остаться наедине с собой, место, которое не должно быть подчинено времени, место вне времени, в нём господствует чистое пространство, не ограниченное измерениями, преображаемое только силой слова и силой твоего воображения или мысли.
Хранилище, лабиринт... тысячи ушедших голосов и мёртвое молчание, и лишь твоя волшебная способность преобразить пространство звуком...
Но тысячи книг умирает пылью, задыхаясь собственной пылью, они и были наполнены пылью...
Книга мертва, пока ты её не возьмёшь в руки, она не оживает, когда ты перелистываешь её страницы... жизнь её начинается за пределами её самой - в твоей мысли. Иной говорит, что драма нашего поколения в том, что жизнь свою мы воображали по прочитанным книгам. Вздор. Она может играть противоречиями, в тебе заложенным, но предрешить исход их борьбы не способна...
Подчищаю свою библиотеку, среди книг, которые приготовил в этот раз, чтобы отнести в Белинку, есть ценные, но, если я к ним когда-нибудь обращусь, то мне не трудно это будет сделать в библиотеке. А так. Глядя на книжные полки, чувствую упрёк: нас должны читать, а не вытирать с нас пыль... - Это - правда, но сегодня мне некогда, - оттягиваю решение, слишком хорошо ещё помню, как тяжело было достать в своё время хорошую книгу...
Я сомневаюсь в целесообразности создания отдельных глав по нескольким темам, в частности, и по теме о национальном библиотечном деле на Урале. Переподчиненность библиотеки той или иной структуре - это и клуб, и Дом просвещения и татаро-башкирский техникум, - распыляет сведения о ней по разным документам.
Последний библиотекарь. - это первая попытка написать о библиотеке.
Начну с того, что кому-то всё же приходила здравая мысль в голову: создание отдела при государственной (здесь я могу быть некорректен, уточнить, библиотека могла содержаться на муниципальные деньги) библиотеке, при библиотеке имени Белинского; но эта идея так и не была воплощена в жизнь. С одной стороны, вероятно, библиотечные специалисты не желали брать на себя ещё и эту обузу, с другой стороны, полагаю, а характер мне этот уже отчасти знаком, татары и башкиры непременно хотели СВОЮ библиотеку, никак не могли избавиться от комплекса, что их постоянно ущемляют. А в итоге - национальная библиотека распылилась и исчезла...
Глава будет представлять из себя набор заметок, которые я пока не собираюсь объединять и связывать, пусть ими распоряжается время... Мне нужно вновь пересмотреть свои выписки, чтобы собрать материал, касающийся исключительно библиотечного дела.
Итак, Белинка, сегодня она называется так -
Свердловская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Белинского:
1. Попытки привлечь муниципальные средства на содержание библиотеки предпринимаются, как только возникает сама мысль создания национальной публичной библиотеки. До революции основа бюджета при некоторых поступлениях из городской казны, - это частные пожертвования и взносы, целесообразность содержания отдельного помещения и служащего сомнительна, а выписываемые газеты и журналы на русском языке дублируют имеющиеся в русской библиотеке. Библиотека - не храм, но, полагаю, определённые психологические и языковые проблемы в дореволюционный период носят не воображаемый характер.
Основу татарской (мусульманской) библиотеки г.Екатеринбурга, а соответственно и татаро-башкирской библиотеки г. Свердловска закладывают братья Агафуровы, независимо от того, что инициатором создания библиотеки официально выступает Богатиев. И всё же я выражусь так: похоже, что книги и журналы переезжают в библиотеку из дома Агафуровых вместе со шкафами.
1917, январь. "Городская сметная комиссия по ходатайству Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества высказалась за ассигнование обществу на содержание библиотеки-читальни из средств города 100 руб. При этом комиссия вынесла пожелание, чтобы городская управа запросила правление библиотеки имени В.Г.Белинского, не пожелает ли оно отвести место в своём помещении для устройства отделения читальни с мусульманскими газетами". ("Мусульманская библиотека". - "Уральская жизнь", 1917, 5 января). Пока всё.
2. "Socializm Julь" (татаро-башкирская газета Свердловской обл.) 1936, 12 ноября (
полагаю, этот номер я нашёл в ЦДООСО, позже уточню) "Kitaplar faidalanьlmьjca ǝчет jatalar" (многие заметки без авторства):
своими словами: В библиотеке Белинского просто без всякого учёта лежит много книг на татарском языке... К сожалению, я не сделал копию этого номера.
Пока всё по Белинке.
Далее. Агафуровы и дореволюционный период.
Сведения о библиотеке мы находим в отчётах
Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества, и деятельности библиотеки уделяется весьма много внимания.
1911 год, 16 января. В помещении екатеринбургской мусульманской школы состоялось общее собрание членов местного мусульманского благотворительного общества. Присутствовало 70 человек. И одно из постановлений собрания - это задача основания собственную бесплатную библиотеку-читальню и приобрести на первое время необходимое кол-во книг, газет и журналов на мусульманском и русском языках. (У мусульман. - Уральская жизнь, 21 января, 1911.)
Вскоре екатеринбургское мусульманское об-во ходатайствует перед губернской администрацией о разрешении обществу открыть в Екатеринбурге библиотеку, с выпиской книг, газет и журналов на мусульманском и русском языках. Мысль о ходатайстве явилась следствием того, что в городе насчитывается более 1000 человек мусульман, из них более двух третей бедняки, не имеющие возможности выписывать газеты или книги на своем языке. Сама библиотека будет помещаться в доме Агафуровых. На первоначальное приобретение книг и проч.будет ассигновано 500 руб. (Мусульманская библиотека. - Уральская жизнь, 11 февраля, 1911.)
Март. Правление общества рассматривает запрос губернской администрации: кто является ответственным лицом по имеющей открыться библиотеке об-ва. Правление постановило взять ответственность по библиотеке целиком на себя. (В мусульманском обществе. - Уральская жизнь, 19 марта, 1911.)
1913 год, август. Обществом выделяется 500 рублей на организацию библиотеки, избирается библиотечная комиссия. (В мусульманском благотворительном обществе. - Уральская жизнь, 23 ноября, 1913.)
1914 года, 23 октября. Состоялось собрание членов правления мусульманского благотворительного общества. Одно из прозвучавших пожеланий - скорее открыть библиотеку. ("В мусульманском обществе". - Зауральский край", 1914, 25 октября)
15 ноября. Очередное заседание членов правления. Первый же вопрос о библиотеке.М.Амирову, Г.Богатиеву и Г.Тагирову поручено в ближайшее время подготовить библиотеку к открытию, а также приискать квартиру с тем, чтобы при библиотеке можно было устроить и читальный зал. ("В мусульманском благотворительном обществе". - Зауральский край", 1914, 18 ноября)
16 декабря. Собрание членов правления уже решает конкретные вопросы: список книг, снята квартира в доме Пахомова по Студёной улице с платою 300 рублей в год, принято решение выдать библиотечной комиссии 500 рублей.
Итак, на мусульманском языке (по источнику - Р.Б., татарский язык в этот период "формирующийся", постепенно "прорастающий" из ещё относительно единой семьи общетюркских языков, здесь необходимо уточнить названия, о многих изданиях я и не знал) -
журналы:
1. "Акмукъ",
2. "Шура",
3. "Акыолъ" ("Белая дорога"),
4. "Мэктеб" ("Школа"),
5. "Сиембика",
6. "Ялтъ-Юлтъъ",
7. "Русиеаздасы" ("Торговый" - ?),
8. "Кункурышъ",
9. "Дзин вуадалъ",
10. "Акмель",
11. "Мулла-Несредин",
12. "Динмаишматъ",
13. "Милятъ",
14. "Айкашъ" (киргизский журнал)
Мусульманские газеты:
1. "Вакапъ" ("Время"),
2. "Турмушъ" ("Жизнь"),
3. "Юлдусъ" ("Звезда"),
4. "Тартмалъ",
5. "Хлокъ" ("Народ").
Русские журналы:
1. "Вестник воспитания",
2. "Нива",
3. "Педагогический журнал",
Русские газеты:
1. "Новое время",
2. "Речь",
3. "Пермские ведомости",
4. "Русское слово",
5. "Русские ведомости",
6. "Комменческий телеграф",
7. "Одесский телеграф",
8. "Зауральский край",
9. "Уральская жизнь".
Весьма представительный список. Заведовать библиотекой будут - мулла Гифран Рахманкулов, Богатиев и Гади Тагиров. ("В мусульманском благотворительном обществе". - "Зауральский край", 1914, 19 декабря)
1915 года, 23 марта. В этот день торжественно открывается мусульманско-русская библиотека-читальня. В 1 дня в помещении мусульманской библиотеки муллой Г.М.Рахманкулловым отслужен молебен о здравии Его Императорского Величества Государя Императора, Всего Царствующего Дома, Верховного главнокомандующего и о Победе Русского Оружия. После молебна Рахманкуллов рассказал присутствующим мусульманам о значении народных библиотек-читален, поведал об истории мусульманских библиотек некогда очень богатых разносторонними научными книгами в Испании, Индии, Аравии и Самарканде, затем рассказал о подобных библиотеках в России, о мусульманском просветителе Измаиле Гаспринском, который 30 лет тому назад в Крыму начал издавать первую в России мусульманскую газету. Рахманкулов обратился к собранию почтить память Гаспринского вставанием.
Предысторию создания библиотеки Рахманкулов описывает так. Это и станет официальной версией. 12 марта 1914 года общим собранием Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества был избран председателем Г.Ф.Богатиев. По его инициативе и началась подготовка к открытию в Екатеринбурге мусульманско-русской библиотеки-читальни. С благодарственной речью в адрес мусульманского общества выступил старший учитель мусульманской школы Г.Каримов. Хотя официальное открытие и произошло 23 марта, помещение было готово и поднята вывеска 23 января, и с этого дня читатели уже могли пользоваться книгами. За этот период библиотеку посетило 1789 человек обоего пола разных национальностей. К 23 марта библиотека получает 16 русских (выделяю жирным, ибо это отдельный разговор, немало сил потратит и Рахманкулов и Зайнетдин Агафуров, чтобы убедить родителей в необходимости обучения детей русскому языку, - Р.Б.), 26 мусульманских газет, журналов, получено несколько русских и мусульманских книг, но большинство заказанных книг еще не получено, ввиду задержки на книжных складах. Много книг поступит от частных лиц. ("Открытие мусульманско-русской бесплатной библиотеки-читальни". - «Зауральский край», 28 марта, 1915.)
2 мая. Затем был заслушан доклад секретаря об-ва М.Амирова о деятельности мусульманской библиотеки. По докладу выяснено, что недавно открытая библиотека работает весьма успешно, но к сожалению она не в состоянии удовлетворять многие требования подписчиков-мусульман. Причина - недостаток книг на мусульманском языке. Вопрос останется открытым. (В мусульманском благотворительном обществе. - Зауральский край, 6 мая, 1915.)
Ноябрь. Очередным собранием Общества были приняты в члены общества учителя екатеринбургского мусульманского училища М.Шамсутдинов и Р.Рахимов, пожелавшие работать в библиотечной комиссии. Удостоверив ряд прошений о вспомоществовании собрание рассмотрело весьма важный вопрос, связанный с дальнейшей деятельностью библиотеки-читальни.
Дело в том, что помещение библиотеки весьма тесное уже не удовлетворяет, а квартира библиотекаря, находящаяся тут же, сырая и холодная. Все это делает необходимым перевод библиотеки в другое помещение. Библиотечной комиссии было поручено приискать новую обширную квартиру, но правление общества почему-то сочло нужным оставить библиотеку в прежнем помещении. Член правления М,М.Амиров, много поработавший при организации библиотеки и состоявший бесплатным библиотекарем, отказался от этой должности в виду того, что состояние его здоровья не позволяет жить в сырой библиотечной квартире.Рассмотрев этот вопрос собрание начало уговаривать г.Амирова еще поработать в библиотеке, в том же помещении. Амиров категорически отказался и собрание решило пригласить на эту должность М.Ибрагимова. (В мусульманском обществе. - Зауральский край, 15 ноября, 1915.)
5 декабря. состоялось заседание правления мусульманского благотворительного общества. Первым был рассмотрен вопрос о выписке газет и журналов для бесплатной мусульманской библиотеки-читальни. Решено выписать на 1916 год 6 мусульманских газет, 5 русских, 10 мусульманских журналов, 5 - русских.На должность библиотекаря избрана, вместо отказавшегося М.М.Амирова, г-жа Форшатова.(В мусульманском обществе. - Зауральский край, 8 декабря, 1915.)
1916, 11 апреля. Собранием будет заслушан доклад библиотечной комиссии. "Сообщая историю возникновения и открытия в Екатеринбурге бесплатной мусульманской библиотеки-читальни, председатель комиссии Г.Тагиров так обрисовал положение библиотечного дела в истекшем году: библиотеку-читальню посетило в течение года 7033 человек, из них 6218 мужчин и 815 женщин.
На дом книги получали 95 человек, ими прочитано 1292 тома. Учесть же материал, прочитываемый в читальне затруднительно. В конце года в библиотеку поступило пожертвование от С.С.Агафуровой - 150 томов известных русских писателей на русском и татарском языках". (В мусульманском благотворительном обществе. - Зауральский край, 17 апреля, 1916.)
26 декабря: "Между прочим правление от имени общества обратилось с ходатайством к городскому самоуправлению и уездному земству об ежегодном определенном ассигновании на содержание мусульманско-русской библиотеки-читальни, ввиду той большой пользы, которую она приносит населению.Уездное земское собрание, уже удовлетворило ходатайство правления, ассигновать 180 руб., по полученным правлением сведениям городская управа также высказалась за удовлетворение ходатайства.
Очень хорошие результаты в смысле поступлений пожертвований дала рассылка циркулярных воззваний к членам общества.
Затем по докладу библиотечной комиссии собрание без прений ассигновало 360 руб. на наем квартиры для библиотеки на 1917 г. и 300 руб. на выписку газет и журналов, список которых утверждает без изменений". («Среди Мусульман». - Уральская жизнь. - 1916г. - 29 декабря.)
Советский период. 1919-1941 гг.
После революции именно на базе Мусульманской библиотеки создается Центральная татаро-башкирская библиотека.
Центральная татаро-башкирская (мусульманская) библиотека начинает свою работу в 1919 году и располагается на улице Усольцевской 28, занимая в двухэтажном доме три комнаты. Библиотекарем работает в 1919 году Тагирова С.
[1] Религиозные книги оказываются в подотделе нацмен Екатеринбургского губернского отдела народного образования. 30 апреля 1921 года проходит совещание при подотделе, на котором решается судьба этих книг. На совещании от советских органов присутствует секретарь губмусбюро Утяганов, от подотдела нацмен - заведующий С.Салехов и Хакимов С.. Представитель верующих мусульман Екатеринбурга Рахманкулов Г.
На совещании принимается решение передать книги представителю духовного ведомства.
[2] Возможно, была осуществлена частичная передача, возможно, передача была отложена, потому что мы находим другой документ…
25 сентября 1922 года проходит заседание Совнацмена Екатеринбургского ГубОНО, на котором принимается решение «распродать, имеющуюся в распоряжении Губсовнацмена литературу на татарском языке религиозного содержания. За выполнением решения поручается проследить заведующему бюро нацмен Губсоцвоса Зиганшину и заведующему бюро нацмен Губполит просвета Гадееву.
[3] 1922 год - мусульманская библиотека, работавшая с 10 до 17 часов и имевшая в своем распоряжении 10.559 томов.
Из отчёта заведующего библиотекой М.Муртазиной от 9 февраля 1924:
"К 1 января 1923 года (в фондах библиотеки) 11010 томов, из них: беллетристики 2941, общественных наук 2611, научных 2550, детских 1085, журналов 893, религиозных 870, иностранных 160...
В декабре (не уточнено, я думаю, 1923 года) пришло около 5 тысяч томов книг из бывшей еврейской библиотеки.
Из общего количества книг изъяты религиозные книги по своему содержанию не соответствующие духу времени. Подписчиков библиотеки за 23 г. средним числом состояло 490 человек, из них: служащих 65, рабочих 15, учащихся 346, военных 4, неопределённых занятий 63. Книги выдавались под залог, за порчу и несвоевременный возврат книги взимался штраф в количестве 2 коп. зол.(золотом) в день. Библиотечный совет сконструирован по положению библиотечных советов. Он собирался 4 раза для обсуждения положения библиотеки в хозяйственном и культурно-просветительском отношении. Для читального зала выписывалось ежемесячно 12 разных газет, 8 периодических изданий - журналов. Также пользовались энциклопедическими словарями и другими ценными книгами, имеющимися в библиотеке. Средняя посещаемость состояла 45-50 чел, по большей части учащихся т/б учреждений.
Служащих: 2 библиотекаря и сторожиха. (Для "отдела" еврейской литературы был принят третий библиотекарь - Р.Б.).
Культурно-просветительская работа не велась; были лишь сделаны читателями плакаты ко дню октябрьской революции; были сделаны выставки ко всем праздникам Советским и международного пролетариата..." (ГАСО, ф.170, оп.1, д.690, не пронумеровано)
Библиотека находится в ведении и на снабжении ОНО.
Служащие:
Муртазина Махмуда И., 22 года, б/п (беспартийная - Р.Б.) девица, (интересные анкетные особенности, почему одна девица, а другие одинокие?)
Еленская Лия Д., 28 лет, б/п, одинокая,
Сабитов Галимзян, 19 л., РКСМ (Российский коммунистический союз молодёжи - название комсомола в 1918-1924 годах - Р.Б.), одинокий, Белова Мария Ф., 18 лет, одинокая.
Пропажи книг не часто, порчи бывают частенько. Книги выдаются под залог.
Больше читаются: Уральский рабочий, центральные газеты и все газеты на татарском языке. (ГАСО, ф.170, оп.1, д.690, не пронумеровано)
В 1926 году на 6 национальных и 7 смешанных сельсоветов - избы-читальни только в 4… По Свердловскому округу имеется одна районная и 4 сельских библиотеки.
В том же отчете несколько слов о книгоношестве, которое имеет место в Свердловске и на Верх-исетском заводе.
[4] 1927 год. Заведующий библиотекой Газизов.
10 мая 1927 года Рациборский Станислав Наполеонович по поручению ОкрОНО составляет списки и отбор польской литературы в помещении татаро-башкирского клуба. (ГАСО, ф. 170, оп.1, д.816, л.5) Мне не совсем понятно это положение, возможно, что среди тех "160 иностранных книг", о которых писала Муртазина, были и польские книги, возможно, что среди 5 тысяч книг еврейской библиотеки, которая переехала в помещение татаро-башкирской библиотеки были и польские книги, т.е. книги на польском языке? В том же документе есть правила пользования библиотекой. 12 августа 1927 года заведующим временно назначается Измайлов. 21 октября заведующий Рахматуллин Зайни передаёт дела библиотеки Зайнетдинову Зайни. (ГАСО, ф. 170, оп.1, д.816, л.5)
11 декабря 1927 года в доме по ул.Сакко и Ванцетти на 2 этаже, где находится Центральная татаро-башкирская библиотека происходит пожар. Разрушен дымоход. Какой-либо реакции со стороны Свердловского ОкрОно не наблюдается, удручающие условия не меняются.
[5] К сожалению, очень скупа выписка из "Дела по изъятию книг из библиотек г.Свердловска, 1929".
"Распоряжение УралОНО от 20 марта и 5 июля 1928 года об окончании изъятия книг из библиотек непригодных по идеологическим, методическим соображениям и ветхости..." (ГАСО, ф.170, оп.1, д.852, л.1) В скобках мною отмечено: те же тройки...
В 1929 году при Отделе нацменьшинств при Облисполкоме создается Дом Просвещения национальных меньшинств (Домпрос). В его задачи входит удовлетворение культурных запросов национальных меньшинств города и области. На Домпрос была возложена театральная, библиотечная работа, организация самодеятельности и ликвидация неграмотности и малограмотности среди рабочих нацмен, проведение бесед и докладов.
Из докладной записки зав.отделом нацменьшинств Рахматуллина от 1 июня 1936 года в Президиум Свердловского Облисполкома:
"В библиотеке Домпроса насчитывалось всего 5282 книги, в том числе на татарском языке - 3256 экз. (из них значительное кол-во устаревших). Неплохо был укомплектован отдел художественной литературы. Посещаемость не более 8-10 человек в день. Формально существуют 3 передвижки, на СУГРЭСе, Доме промышленности и в Октябрьском поселке по 10-15 книг, по существу без работы. В помещение Домпроса под библиотеку было отведено две холодные неприспособленные для занятий комнаты. В детском отделе всего несколько книг". (ГАСО, Ф.р-88, оп.1, д.4419, л.3)
Проблема безграмотности остается по-прежнему актуальной. 17 февраля 1935 года Отделом национальных меньшинств, редакцией газеты «Социализм юлы» и ОблОНО проводится конкурс на лучшую избу-читальню в татарских сельсоветах области, в премиальном фонде радиоустановка, гармонь, струнный оркестр, велосипед, часы и др.. К учителям обращается инструктор-методист Домпроса Хурамшина Х.Ф. - претворить в жизнь лозунг Кабакова И.Д.: «в 1935 году Свердловская область должна стать областью сплошной грамотности». Даже на В.-Исетском заводе выявлено 280 неграмотных и малограмотных татар.
[6]1 января выходит постановление бюро Обкома об укреплении работы изб-читален. В Красноуфимском районе в селе Агафонковском создается татарская библиотека. Укрепляются библиотеки в Сульмашино (Чернушинский район) и в Шакурово (Н.-Сергинский район). Библиотекарями по совместительству должны работать учителя.
[7] 1937 год. Совещание при Отделе национальных меньшинств Облисполкома 21 июля 1937 года.
Из выступления школьного инспектора Абдуллина о заявках на учебники и учебные пособия на национальных языках.
С февраля поступают списки по изъятым книгам и учебникам. По заявкам выписано 76 названий, почти все оказались подлежащими изъятию. "При таком положении учиться нацменам придётся на русском языке... У нас есть старые учебники 1934/35 года, они не подлежат изъятию, но составлены по старой орфографии Яналифа... В области библиотечного коллектора изъято около 50% художественной литературы. Изъяты такие переводы, которые на первый взгляд автора не разоблачают, а только редактора". (ГАСО, ф.88, оп.5, д.135, л.91)
Два конечных пункта - это Домпрос и Татаро-башкирский техникум. С 1941 года я не могу обнаружить "следов" библиотеки...
...
[1] ГАСО, Ф. р-233, Оп.1, д.67, л.203.
[2] ГАСО, ф.17, оп.1, д.100, л.3.
[3] ГАСО, ф. 17, оп.1, д.440, л.3.
[4] ГАСО, ф.88, оп.5, д.60, л.169, 170. Возможно, что цифры повторяются - и библиотеки смешаны с избами-читальнями - Р.Б.
[5] ГАСО, Ф.р-233, оп.1, д.646, л.149.
[6] ГАСО, Ф.р-88, оп.1, д.4199.
[7] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.25, лл.65,68.
Примечания.
Специальными поисками не занимался, но обратил внимание на следующее:
Справочная книжка Ирбитской ярмарки на 1901 год. ... Торговля троицкого купца Хабибуллы Ибрагимова. Постоянная торговля в Троице, в корпусе Бакирова №№ 11 и 12, в ирбитской ярмарке: Казанский ряд, ворп.лит.Б №12 против торговли Бр.Агафуровых. Азиатская обувь, чаплашки; хрустальная, фарфоровая посуда, разные бухарские ковры и книги на арабском языке.