О крае и крайностях шолоховопоклонничества

Jul 02, 2014 12:37

Оригинал взят у docogo в О крае и крайностях шолоховопоклонничества


Если у меня есть перец, смайлики, любовь к ближнему и умение вышибать 11 страйков из 12, то это не значит, что я все поперчу, засмайлю, залюблю и вышибу.
Однако многие соседи по планете Земля исповедуют другие принципы. Ночевать - так с королевой. Воровать - так миллион. Поклоняться - так в ноги.
Крайности обычно забавны. Но если перебор исходит от государства, то это не забавляет, а удивляет. Как на северо-востоке Ростовской области, где сосредоточено невероятное количество мемориальностей, связанных с Михаилом Шолоховым.
Большую часть их холит и лелеет Государственный музей-заповедник имени Шолохова. Со всеми своими музеями-филиалами.
И, какой из филиалов самый музеистый, понять поначалу не просто.
В том подворье, где Шолохов родился? В станице Кружилинской?


Или он в том здании, где Миша пошел в школу? В Вешенской.


Или в том, где он ходил в школу с 1912 по 1914 годы. В станице Каргинской?


Или в домике, где Михаил начал писать "Тихий Дон"? В той же Каргинской?


Или где Шолохов после каргинского фальш-старта действительно взялся за роман-эпопею? Опять же в Вешенской?


Или где он жил, когда написал большие части "Тихого Дона" и "Поднятой Целины"?


Или в этом просторном здании с непонятной историей и музейным статусом?


Или в барском доме, откуда Шолохов поехал получать Нобелевскую премию?


Все эти здания - вполне себе музейные, с отдельными экспозициями и, в большинстве случаев, отдельной платой за вход.
Но загадки в сторону. Судя по размеру сооружения и по фото, на которых имеются Путин и фон,


главная экспозиция находится там, где Шолохов депутатствовал, отвечал на письма граждан и вел почти безлитературную, но обеспеченную жизнь.
Пройдемте:)




Внутри все окрашено масштабами, вкусом и депрессией. Здесь высокие потолки, просторные комнаты и большие кровати.


Несмотря на потрясающий по советским меркам размах, во дворце нет цыганщины, виньеток и позолоты. Все правильно и продуманно. И, при этом, отовсюду веет неуютом.
Детали подчеркивают, что хозяином дома был немолодой человек.


В двухэтажке множество письменных столов,








подарков


и книг.


Также здесь есть изюминки для Левки,


и для меня.


Батареи зарешечены, устройства для извлечения звуков - весьма достойны,


Вся проводка заштукатурена.
Даже та, что ведет к прикроватным бра.


Но это не главные поразительности.
В этом доме был… лифт. Однако экскурсоводы вам об этом не расскажут.
Также вам не покажут ни кухню, ни санитарные комнаты. И даже не намекнут, сколько здесь было прислуги, и где она жила.
Легенда должна быть крылатой, а не земной.
Так же все крылато и в саду,


и в гараже,


и за двором.


А теперь пройдемте к другому дому-музею. К тому, в котором Шолохов написал первые три части "Тихого Дона" - с ноября двадцать шестого по август двадцать седьмого года. ИМХО, к главной драгоценности шолоховских мест.
Вот этот курень.


Однако в нем обнаруживается не музей, а... пристанище охранников.
Обескураживающая ситуация.
Тогда пройдемте к тому куреню, где Шолохов жил с 1928 по 1935 годы и работал над двумя своими романами.


За этим столом.


Очевидно, теперь именно данный стол - основной мемориальный предмет всех экспозиций.
Этим предметом также могла бы быть рукопись "Тихого Дона". Но она, увы, не выставляется.
Зато здесь выставлено знаменитое письмо Шолохова Фадееву, от 3 октября 1929 года.


В нем гениальный 25-летний прозаик пишет 27-летнему руководителю советских писателей о том, что из-за скандала по поводу плагиата он не может закончить очередную часть романа. Шолохов называет Фадеева Сашей и другом, скорее всего не подозревая, что этот статусный товарищ, мягко говоря, не рад шолоховским текстам. Что обнаружится через 4 месяца, когда Фадеев начнет препятствовать последующим публикациям.
Этот дом и светлее, и уютнее барского дворца.
И пусть здешние мемориальные книги и журналы


для правильности курса разбавлены не имеющим отношения к Шолохову полным собранием сочинений Ленина (принципиально не покажу), впечатления это не меняет.
А для полной жизненности экскурсоводы рассказывают, что в этой полуподвальной светлице сырой, в цокольном этаже с земляными полами,


жила фанатка Михаила Александровича. Наделенная еще и статусом корректора и переписчика.
Мне бы хватило экскурсии по куреню, чтобы удостовериться: "Тихий Дон" действительно написан здесь.


Ноосфера в данной точке мира соответствующая.
Интересен и здешний двор с традиционной печью.


А вот вам и несложная загадка: к чему это сооружение для дворовых пикников? Почему печь находится на улице?:)
Также любопытен и большой сарай, расположенный в этом подворье.


Во время посещения которого со мной случилось дежа вю.
Здесь была та же лодка,


что и в ранее осмотренной усадьбе.


Кроме этого, здесь был и схожий лодочный мотор.


В гараже усадьбы экспонируется вот этот.


Тоже Меркюри.
И рыбачья амуниция в обоих местах была похожей.
И...
Дальнейшее посещение музеев сопровождалось сплошным дежа вю.
Взгляните.


Мало?
Получите еще.


Кровати, книги, предметы быта, предметы подворий были из одной и той же, далеко не самой креативной, легенды.
Подробности которой были не только избыточными, но и предсказуемыми.
Конечно, легенда имеет хороший бюджет, который просматривается в каждой детали, даже в такой,


и который не снился творцам легенд о быте Бунина, Пастернака или Булгакова. И, тем более, Набокова, чей музей в Питере влачит незавидное существование.
Подчеркну, я очень хорошо отношусь к творчеству Михаила Шолохова.
Я с пониманием отношусь к его биографии, которую нельзя рассматривать вне контекста времени. И даже к последней части его биографии, в которой, кроме вынужденной "государственности", скорее всего, были и разрушительные пьянки.
Также понятно, что у легенды о Шолохове есть и социальная составляющая. Она в том, чтобы помогать выживать в условиях глубинки жителям сразу трех станиц: Каргинской, Кружилинской и Вешенской.
Однако, почему здесь ТАК расставлены акценты? Почему бывший Вешенский район теперь называется Шолоховским, а главное событие года на среднем Дону - "Шолоховской весной"?
Почему здесь так много Шолохова а-ля дедушка Ленин,


и так мало мира, который писатель воссоздал?


Ваши версии?

А в следующем посте я расскажу о красотах вешенского края.
Готовьтесь, будет много позитива:)

Музеи России, Фотография, Шолохов

Previous post Next post
Up