Дарья Бобылёва. Вьюрки (2019).

Aug 24, 2021 17:01


Я читал и дочитал этот роман в поезде (не спрашивайте, бухло вез) по дороге из Севастополя в Питер на Петербургскую Фантастическую Ассамблею, где тут же и познакомился с автором, чему очень рад. Хотя и говорят - не ходите на кухню своего любимого ресторана, но тут все оказалось не так. Дарья участвовала в многочисленных писательских круглых столах и я внимательно слушал, что она и другие молодые (для меня так просто юные) писатели говорили о своих и других книжках, о нелегкой писательской участи и обо всем остальном.

Может быть, впервые в моей читательской жизни произошло такое наложение - личности автора на только что прочитанный мною текст его сочинения. Это привело не просто к стереозвучанию и 3D-видению романа, а прямо к какой-то голографической картинке. Автор, застигнутый в обстоятельствах говорения о своем тексте, который только что на меня навалился со всей силой. Дарья, как и ее коллеги по цеху и успеху Вера Богданова и Дмитрий Захаров - невероятно воспитанные люди, полные внутреннего достоинства. Ни один из них ни разу не сказал «мое творчество», а это дорогого стоит. Лицезрение этих и других кумиров моего сердца постоянно приводило меня на грань «синдрома Стендаля», я готов был потерять сознание от восхищения этой красотой, особенно на фоне свинцовой мерзости текущего периода нашей жизни с учетом особенностей страны проживания.



В случае с Дарьей я заметил такую странную аберрацию восприятия. С одной стороны - она сама себя числит по жанру хоррора и ее саму такая самоидентификация, похоже, вполне устраивает и ничуть не умаляет. То есть, с одной стороны, ей как бы тут, на ФА и самое место, поскольку отцы-основатели и матери-попечительницы открыто говорят - ассамблея фантастическая, в смысле speculation fiction, расширенного понятия фантастики, которое объемлет поджанр хоррора (мистики, ужасов). Но с другой стороны, Дарья выглядела как-бы немножко из другого места, из мейнстримного литсообщества, тем самым намекая, что да, мистика - это жанр, но давно уже полноправная часть мейнстрима напрямую, без вложенности в SpecFic. И в этом жанре можно добиваться высокого качества литературного вещества. Ну, и к тому же Литинстит, член СП Москвы, и все такое.

Собственно, невероятно успешный роман «Вьюрки» это и доказывает. На ФА обычно привозят книжки участвующих авторов, чтобы все могли их купить и подписать у авторов, так вот организаторы объяснили, что «Вьюрков» не успевают допечатывать, все разлетается.

Это очень загадочная история успеха, поскольку большая часть составляющих этого романа в рассказах историй публиковались в сети в 2016 году и при чтении собранного из них романа это чувствуется примерно до половины текста. Пока все непонятно и эта непонятность громоздится все выше и выше, можно воспринимать эти истории как отдельные, объединенные только местом и временем действия - дачный поселок Вьюрки, который угодил в пространственную сингулярность неизвестной природы. Уйти или уехать из него в обычном смысле не получается, пространство вокруг завернулось в кокон. Те, кто уходят, не возвращаются или возвращаются в очень странном измененном виде. Однако, вскоре после того, как живописание злоключений дачников перевалило за половину под успокаивающий стук вагонных колес и оглушительный храп попутчика, у меня в голове что-то кликнуло и началось сплавление всех рассказанных до этого историй в единую ткань. Кроме этого, наступил этап кристаллизации характеров героев, завязалась любовная история и мифологические теории того, что произошло в дачном поселке начали сшивать все происходящее в одно полотно. К счастью для всех персонажей и читателей оказалось, что главная героиня Катя хотя бы узнает многие элементы загадочных историй и даже умеет их назвать, а еще знает какие-то заговоры для избавления от напасти, хотя бы кратковременного. Мало кому из персонажей эти ее умения помогли, кроме как разве бедного аутиста Ромочки, но у читателей появляется возможность перевести дыхание.

И вот после этого уже начинается сворачивание всех ранее рассказанных историй в один клубок, градус нарратива растет с каждой новой главой. Неведомая напасть становится все более ведомой, и роль главной героини Кати приобретает уже масштабы поистине эпические. История про огненную бабу и про ту часть огня, что живет в Кате - это уже просто область запредельного, в котором автору уже можно особо и не скрываться, а подливать в котел все нового зелья, и, как сказал классик, помееешивать... помееешивать.

Про финал всего этого я вам даже рассказывать не буду, скажу просто, что он совершенно охренительный, и в смысле истории, и в смысле литературного мастерства, и со всеми аллюзиями и культурносообразной метафизикой. Не расскажу, потому что вам обязательно (вы меня слышали - строго обязательно) надо это прочитать.

Пока я читал, мне многое бросалось в воспаленный моск, но ярче всего - это ожившие гипсовые фигуры пионеров из заброшенного пионерлагеря, в которых я узнавал ангелов из доктора Кто, которые не двигаются, пока ты на них не смотришь. И таких перекличек, даже при моей малой начитанность, зело и зело.

Дарья Леонидовна Бобылева - большой мастер, вот что я вам скажу. Очень хорошо пишет, и, как говорят в Одессе, совсем умная.

Отзыв читателя, ФА2021

Previous post Next post
Up