Вера Богданова. Павел Чжан и прочие речные твари (2021). АСТ, РЕШ.
Меньше, чем за сутки прочитал я эту страшную книжку. Дочитывал в предрассветные часы, отчего было еще страшнее. Вообще редкий для меня случай, читать книжку, которая только что вышла, в марте 2021, в редакции Елены Шубиной в серии «Актуальный роман». Ну, в общем, актуальные романы и надо читать актуально, а то вечно я в каких-то бэклогах копаюсь. Это третья книжка из этой серии после Идиаттулина и Захарова, что я прочитал. Three's a charm. Можно сказать, что немного навязчивое название серии оправдано тем, что я уже прочитал. Ну, еще «Кластер» Захарова точно прочитаю.
Ну, все, дальше уже тянуть некуда. Надо писать про роман, который прочитал, а не про вокруг него. Писать про него еще страшнее, чем было читать, хотя уже не зыбкий полусвет, а ясный день на дворе.
Самое страшное из сценографии: Президент России с председателем КПК облетают на вертолете лесные пожары в Сибири для совершения молебна о ниспослании дождя. Других способов нет.
Самое страшное из драматургии: Защититься от насилия мира взрослых ребенок может только одним способом - вырастить в себе тварь и убить насильника. Других способов нет.
Внезапно ставшее во времена пандемии публичным мемом тема чипировния населения, и движение антиваксеров/античипперов как новая форма общественного протеста и подполья разыграны в романе в декорациях России вставшей с колен (again!) под мудрым руководством КПК. Время действия указано точно - первая половина 2049 года, народ Китая готовится к встрече столетней годовщины образования КНР (1 октября 2049 г). Немного оптимистично, как я погляжу за окно. К тому времени уже все сгорит.
Эмоционально достоверны несчастья главных героев, которые жилы рвут, чтобы выбраться из своего less fortunate детства и юности в новой, честной, чистой жизни. Для полукровки Паши Джана все светлое будущее - в Китае. Для его девушки Сони - профессиональная помощь зависимым от виртуального мира. Честно описано, что без моральных компромиссов это невозможно, еще честнее, что с ними тоже невозможно. В подполье остаться человеком тоже невозможно. Иначе не выживешь.
Впереди полный мрак и безнадега. Ни лучей света в темном царстве, ни ростков нового, лучшего будущего. Один положительный персонаж, послужил наемником китайской корпорации и успел купить себе домик в деревне, и теперь наглухо законопачен в этой деревне, и твердо усвоил, что высовываться нельзя. Упыри придут и заберут все, рано или поздно.
Китайское общество через тридцать лет описано без всякой симпатии и, видимо, недалеко ушло от нынешнего, по китайским меркам не срок. Книга определенно будет внесена в Китае в реестр подрывной (синофобской) литературы.
Читательская рецепция в пока еще независимой (от Китая) России противоречивая. Автору ставят в вину излишнюю симпатию к героям, которые оказываются совсем не героями, хотя и сопротивляются до последнего. Ну, не знаю, мне норм. Если уж искать слабости в этом первом, выпущенным автором под своим именем романе, то метафизическая тема реки (воды) не до конца раскрыта. Да, сны в воде и под водой, да вытесненная детская травма с самоубийством матери, но здесь литературное мастерство автора (в целом несомненное) слегка буксует.
Сергей Кузнецов говорил мне (и где-то писал) после выхода романа "Шкурка бабочки", что большинство людей, когда видят насилие, отводят глаза. Вера Олеговна Богданова не отводит и записывает все, что видит.
Я не могу рекомендовать вам эту книгу, это слишком большая ответственность для меня. Но если у вас еще остались какие-то иллюзии относительно ближайшего будущего России после прочтения "Бывшая Ленина" и "Средняя Эдда", тогда непременно прочтите и эту.
И снова повторюсь, жанровая литература нужна уж для того, чтобы из нее в боллитру выходили такие новые имена.