Святая Фелиция

Jul 09, 2019 17:29



Наша католическая святая не имеет ничего общего ни со святой Фелицатой (почитаемой как православными, так и католиками), ни тем более с либертарианской St. Felicia Patron Saint of Farewells.

Для наглядности пост украшен изображениями Гертруды Нивельской



Будущая святая была создана nocomis для собственного проекта, в котором рассматривалась мирская история персонажа в конце XI - начале XII веков. Поскольку жизнь персонажа выходила за рамки проекта, мы воспользовались этим, чтобы продолжить и развить историю.
Итак, Люция Марбургская (1056-1142), салическая принцесса, 19-и лет вышла замуж за маркграфа Конрада Рэмского, овдовела в 1099 или 1100 году, когда её супруг погиб в битве. Их с Конрадом дети умерли во младенчестве. Король Харальд Регдальский, известный как Драконоборец, выделил Люции её вдовью долю. Против ожидания, Люция не вернулась в Сализию, где правил её брат Готфрид Марбургский, а направилась в Милиан, находившийся в землях регдальской короны, где приняла постриг под именем Фелиции и вскоре возглавила тамошний влиятельный монастырь.
В Грáтене она прославлена как «кошачья святая», и с этим связана отдельная история, пока не написанная.




Пока Фелиция упомянута у нас лишь в романе «Имена мёртвых», а именно -

Почти напротив, у стены левого нефа, Марсель нашла изваяние Фелиции и села так, чтобы видеть его.
Совсем недавно, в День Всех Святых, храм был украшен хризантемами. Камень расцвёл…
На колоннах, разделявших левый и центральный нефы, чередой расположились барельефные картины тайн; Марсель достались тайны скорбные - увенчание терниями, крестный путь и распятие. Грустное зрелище.
- Святая Фелиция, мать-настоятельница Милианская, - торопясь, зашептала Марсель, чтобы успеть до выхода священника, - тебе известны все пути людские, помоги мне понять, как жить. Подскажи, что меня ждёт, что со мной будет…
Дряхлое, но одухотворённое лицо Фелиции глядело понимающе и кротко. По житию, её духовных сил на многое хватило - в миру Люция, принцесса Сализийская, а затем маркграфиня Рэмская, она потеряла троих малых детей и мужа, павшего в бою с Карлом Беззаконным, но не сломилась, избрала путь подвижничества и стойкости. Она пережила и Франциска, что напротив, и могучего Харальда, повинуясь лишь Всевышнему, а больше никому.



В 1123 году в городе Лидлихе (он тоже в Регдале, примерно в 30-и километрах к востоку от Милиана) местные власти устроили «праздник», сопровождавшийся истреблением кошек. Фелиция, узнав об этом, разгневалась и отправила городским властям такое письмо -

Магистратам города Лидлиха
Устроив возмутительное и безжалостное избиение невинных кошек, вы уподобились презренным живодёрам. Если вы истово, с соблюдением особых ритуалов, справляете столь зверский и кровавый праздник, сие доказывает, что вы не Христиане. Вы идолопоклонники и богомерзкие язычники, открыто приносящие жертвы диаволу.
Я объявляю вам войну и немедля посылаю против вас войско аббатства, как конное, так и пешее, с осадными орудиями. Сдавайтесь без боя на милость моих военачальников, ибо когда таран ударит в ваши врата, никакие мольбы вам уже не помогут.
Раскайтесь и повинитесь, негодяи, пока не пришёл час вашей погибели!
Фелиция, аббатиса Милианская, салическая принцесса и вдовствующая маркграфия Рэмская

И это были не пустые угрозы - войско действительно двинулось в поход, готовое исполнить волю аббатисы.
Город сдался.
Так, не начавшись, закончилась единственная в истории «кошачья война».



Шли годы, и жизнь Фелиции подошла к концу. Именно при кончине её случилось т.н. «чудо оплакивания», которое, среди других причин, и стало позже основанием для канонизации.
О чуде этом рассказывают так -

- Если слова мои истинны, Бог пошлёт вам знамение.
Собрав остаток сил, она произнесла стих из сто пятидесятого псалма Давидова. Вслед за этим очи Фелиции закрылись, а душа её обрела вечный покой.
И тут случилось небывалое, о чём свидетельствует летопись монастыря - не успела весть о кончине Фелиции покинуть стены её кельи, как вдруг вся округа огласилась горестными воплями. В Милиане и на много поприщ вокруг безутешно заплакали, замяукали кошки. Перестали резвиться котята, понурыми стали задиры-коты, и кошачий плач, то затихая, то вновь поднимаясь к небу, не смолкал до последнего часа, когда безмолвные конверзы установили на могиле аббатисы каменный крест.
Говорят, кошки часто прибегают к этому кресту и трутся о него, мяукают в надежде, что Фелиция услышит и проснётся, чтобы приласкать своих зверей и выслушать их жалобы.
С тех пор Фелицию изображают на иконах и ваяют в камне с кошкой на руках или у ног. У портала Милианского собора установили сидящую каменную кошку, а на постаменте мастер высек последние слова Фелиции:
Omne quod spirat laudet Dominum
Что означает:
Всё дышащее да хвалит Господа
Миновали века, но святую с кошкой почитают и сейчас. За окраины королевства и северные острова ручаться трудно, уж больно тёмный народ там живёт, однако насчёт Регдаля и Ольденбурга сомнений нет - здесь никто не обидит кошку. Никогда, никогда.



кошки, наброски и разработки, Грáтен, Альтернативная история и география

Previous post Next post
Up