Об антологии "Русское железо" (2015)

Jun 29, 2016 16:27

http://fantlab.ru/work744613



Источник - http://s014.radikal.ru/i328/1408/62/a558744dc736.jpg

Фантастика «Русского железа» начинается с обложки, как театр с вешалки -



Источник - http://www.mosantico.ru/wp-content/uploads/2012/01/Sbornik-Russkoe-zhelezo-2015.-Oblozhka-Trenihina.jpg

Вроде, в условиях конкурса сказано: «Русская железячная тема». А на обложке - лавкрафтов Elder Thing с тентаклями, только вверх ногами и без крыльев. Нет, по прочтении-то уясняешь, что это российский продвинутый нейрокомпьютер, выращенный безумным учёным из мёртвой плоти, но вчуже поначалу страшновато. С дрожью ожидаешь фхтагна.
Однако первая повесть «Русский щит, или Конец Большой игры» Дмитрия Федотова вполне в рамках заявленной темы. Мастерски, красиво и увлекательно написанная вещь с отличным знанием исторических реалий и умелым переходом их в альтернативу. Персонажи зримые, бэкграунд красочный, и новый разворот Большой Игры читаешь с удовольствием. В меру и соразмерно эпохе представлено военное железо, боёвка добротная - работа профессионала на высокую оценку.
А вот дальше нас подстерегает фхтагн. Он таится в сочинении «Под полуночным солнцем» Вероники Ливановой. Хребты Безумия находятся у антиподов, в Антарктиде, а наш запредельный довременной ужос - арктический, родной и близкий.
Не вдаваясь в спойлеры, кратко о триллере - на тайной базе в Арктике россияне вырастили квазиживой и псевдоразумный компьютер, превосходящий всё. Отношения творца с шевелящимся компом укладываются в схему «Садох и Мазох». Естественно, на базе начинает твориться нечто странное. Туда отправляют спеца по работе с психопатами-маньяками. Примерно как Криса Кельвина на Солярис, только здесь гендер другой. Все персонажи очипованы прямо в мозг, чипы едва не читают их мысли, чтобы переслать по e-mail в ФСБ.
Пробираешься через макаберный, кровавый лабиринт повести, втайне желая вернуться к Федотову, а память подсказывает: «Что-то знакомое есть в этом киберпанке, да?»
Году в 1895-ом Роберт Чэмберс написал «Жёлтый знак», сводящий с ума любого читателя (Лавкрафт тоже пострадал). Не тема, но схема «Жёлтого знака» весьма сродни повести Ливановой - ознакомьтесь и убедитесь. Хотя между 1895-ым и 2015-ым лежит немало других сочинений той же схемы, среди которых бочком затесалась и «Матрица».
Речь идёт о воплощении неоклассической схемы (впрочем, уже «Гипнэротомахия Полифила» того же рода - 1499 год!) средствами биотехнологического хоррора с элементами прикладной психиатрии. Вопрос лишь в том, насколько классно тот или иной автор воплотит. Но если в «Русском щите…» фоном звучит «Гром победы, раздавайся!», то здесь новаторские открытия «на просторах нашего Отечества» вызывают несколько иной настрой, напоминающий о строках Чэмберса: «Теперь оставалось только молиться Богу. Я могу рассказать и больше, но не знаю, какую пользу это принесет миру. Что же касается меня, то я уже потерял человеческую помощь и надежду».
Однако тема ответственности учёных за тех, кого они приручили - налицо, потому оценка должна быть средневзвешенной между печалью и надеждой.
«Вредители» Далии Трускиновской прелестны, но оказались в теме антологии как Женя Лукашин в квартире Нади Шевелёвой, попутав город. Из техники в сюжете только автобус с дирижаблем, да и они важны лишь постольку, поскольку героические домовые на автобусе едут, а на дирижабле летят. Милые пушистые домовые заполняют собой весь сюжет, а их доходящие до драки отношения со зловредной англоязычной роднёй - весь конфликт. Где тут русское железо - поди, догадайся. Мы решительно согласны с тем, что наши домовые (даже домовихи!) круче вражьих гремлинов, и за это повести большой плюс, но всё же домовой народ вне темы сборника.
Литературную часть антологии завершает «Смерть на Ганимеде» Юрия Максимова. Помянутые в ТЗ «технологии, изобретения, открытия, инженеры, ученые и т.п. на просторах нашего Отечества», вернее, в узостях промышленной базы на Ганимеде представлены не слишком обширно. Если не сказать «никак». Их ощутимо теснит тема замкнутого разноплемённого коллектива, озабоченного тем, как заработать и свалить, попутно нарастив ЧСВ за счёт унижения других членов команды (Садох и Мазох тоже участвуют, в образе широко известной «суровой госпожи Лотты»), а если не удаётся, то заливать ум этанолом или торговать оным из-под полы. Среди людей будущего ходит одинокий русский, страшный всем из-за того, что ему в аварии отшибло чувства и теперь он «всё может». Вот эта фигура текст и спасает - она одна воплощает честь и совесть, у прочих героев отсутствующие, и когда доходит до крайности, только на русского и можно положиться. И хотя русский у автора получился слегка дистиллированный, персонаж запоминается и вызывает отклик. Из симпатии к герою (остальные родились только затем, чтоб выгодно оттенять его) оценка достаточно высокая в пределах возможного.
Подводя итоги литчасти, суммируем - русскость и железность от текста к тексту умаляются, доходя до минимума.
Зато на «Статьях» чувствуешь, как возвращается тонус, совсем было погашенный угрюмой «Смертью на Ганимеде». Две статьи Володихина последовательно оживляют интерес читателя к литературе и жизни, поколебленный литчастью. К фантастике эти статьи не относятся, а вот к России - очень даже, «до боли сердечной» заставляя задуматься о том, как живём, и что дальше. Может, впрямь идти к Полярной звезде, добраться до нейрокомпьютера с тентаклями, утопить его в проруби и жить собственным умом, не передоверяя свою судьбу биотехническому отродью?..
Особо выделяется ярко, даже эпатажно написанное эссе «Позвони мне прямо в печень» Евгении и Ильи Халь. В отличие от других футурологов раздела авторы не только знают, о чём пишут, но и подать свои рассуждения умеют с огоньком, метко, почти по заветам Хораса Уолпола - вести от мысли к мысли. Даже если перо иногда мелькает слишком бойко, ради красного словца. Читатель равнодушным не останется.
Общие выводы: антология, заявленная как «Русское железо», в полной мере таковой не является. Словно в бутылке с этикеткой «красное сладкое» налито белое сухое. Тоже продукт достойный, но - иной. Где-то на этапе составления произошёл сбой или дорогу перебежал зверёк попых (в попыхах всякое случается), вот и сложилось так, как сложилось.
И это следует иметь в виду, приступая к чтению.


Источник - https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/43/76/2e/43762e927e990a8fa515ac32fae0bf55.jpg

обложки, конкурсы, книги других авторов, книги, рецензии, отзывы, иллюстрации, Творчество друзей

Previous post Next post
Up