Оригинал взят у
kirill_moiseev в
Зельва- Сынковичи- Слоним... Гродненская область...Беларусь1) Целью моего майского вояжа на праздники была деревня Сынковичи, рядом с которой находится православная готическая церковь Святого Михаила Архангела в Гродненской области. Из перелопаченных мною Интернет-ресурсов, я также понял, что между райцентром и деревней не слишком хорошее транспортное сообщение, но мне хотелось разбавить день не только для того, чтобы увидеть прекрасный храм, но и посмотреть город Слоним.
При поиске материалов, неожиданно, наткнулся на один костёл, находящийся в ещё одном маленьком райцентре Гродненщины, в городе Зельва. На снимках костёл мне очень понравился. Когда гостил в Минске на январских праздниках у моей крёстной, она рассказывала, что именно на всей Гродненской области едва ли не в каждой деревне сохранились костёлы, потом я сопоставил географическое положение Слонима и Зельвы и захотел собственными глазами увидеть Зельвенский костёл тоже вместе с церковью Святого Михаила в Сынковичах и город Слоним, который моя крёстная очень рекомендовала посетить.
И вот я выехал из родного города Клинцы на автобусе, доехал до Гомеля, там уже , дождавшись поезд сообщением Гомель-Гродно, ехал в общем вагоне. Следующим моим пунктом был город Барановичи, куда прибыл в час ночи по минскому времени, немного прошёлся по привокзальной территории, посидел в парке, напомнивший мне 50-е гг. с деревянными лавочками и оформлением фонтана), потом начавшийся ливень «загнал меня обратно» на «чагуначный вакзал», где просидел почти до 6 утра в ожидании электрички из Баранович до Зельвы, протяжённостью в 80 км и продолжительностью поездки в 2 часа за 40 рублей. Мне понравилось наличие в билетах информации от оператора БЧ указание о протяжённости пути между требуемыми населёнными пунктами. Из окна поезда мне предстали сочетание лесов и полей, в деревнях домики имели отличный внешний вид от облика аналогичных строений в Центральной России и Гомельской области Беларуси. Проехал мимо Слоним, Куда мне ещё предстояло вернуться ближе к вечеру, с виду, типичный СНГшный городок, Только вместо православных церквей с луковичками возвышались подсвечники костёлов).
2) Мне лично нравятся регионы с «текучестью истории», с «текучестью» этнографической, архитектурной, национальной идентичности, словно в них эхом отзывается ушедшая эпоха или цивилизация. Какие примеры? Это Египет, когда едешь на юг страны. Приближаясь к суданской границе к городу Асуану, ты видишь обилие, пестроту , палитру цветов в частном секторе. Если на севере, в основной части Египта. Преобладает коричневый цвет в постройках, то на юге Египта, на территории бывшей Нубии, преобладают жёлто-зелёные цвета и уже заметное число темнокожих жителей, такое этакое дыхание «чёрной Африки», с которой ассоциируется в сознании жителей «Севера». Также в рамках этой логики подходят территория Калининградской области России, где интересно наблюдать немецкое архитектурное наследие и российский менталитет или польский город Познань с польским менталитетом и немецким архитектурным фоном. В восточной Польше (Луков-Вуков), Тересполь, Белосток есть этнографическая группа белорусов (Подляшский микроязык) , которые остались по ту сторону Бреста, а Гродненская область с польским населением - по ту сторону Сувалок и Белостока. Фактически, Гродненская область- это музей «под открытым небом» Польши образца 30-х гг. по способам возведения построек гражданской архитектуры.
В Польше частный сектор в деревнях за последние 20 лет претерпел большие изменения, сейчас польская глубинка напоминает немецкую деревни, поэтому Гродненская область, ставшая частью СССр после 1939 и 1945 г., именно из-за фактора бывшей государственной принадлежности сохранит облик Польши 30-х (в Выборге это облик Финляндии 30- х гг., в Познание -облик Германии 30-х гг или в Харбине -облик России 1910-х гг.)
3) В Зельву прибыл в 8 часов. Ещё при подъезде к городу над полями возвышался красный шпиль моего заветного костёла, куда я отправился от вокзала.
Население города-7200 человек, из которых 70% белорусы, 23% -поляки. 5% -русские и 2% -евреи.
История города начинается с 1258 года, Согласно Ипатьевской летописи. Началом поселения послужила гора, возвышающаяся над тогдашней окружающей местностью на 20-25 метров.
Первые точные письменные данные о Зельве относятся к 1470 году, когда Михаил Ночович заложил костёл в селе Большая Зельва. Вплоть до 1392 года Зельва была частью Галицко-Волынского княжества, затем уже часть Великого княжества Литовского, когда город часто переходил от одного магната к другому.
В 1 половине XVIIвека владельцами Зельвы стали Сапеги (влиятельный шляхетский род в Литве с века, который унаследовал владения другого княжеского рода Гольшанских (Ольшанских), став пользоваться большим влиянием). Их богатство позволило им получить первенствующее положение после княжеского рода Радзивиллов в Литве. При Сапегах город получил большой расцвет, получив в 1720 году право на торги и ярмарки.
Во 2 половине XVIII века зельвенская ярмарка стала одной из крупнейших в ВКЛ, где торговали в основном лошадьми, куда съезжалось до 5000 купцов из российских губерний, Польши, Швеции, Пруссии, Австрии и Персии ( под названием «Аннинская ярмарка»).
В 1792 году произошла битва под Зельвой во время русско-польской войны 1792 года, приведшей в итоге ко 2 раздели Речи Посполитой между Россией и Пруссией.
В 1794 году город стал одним из центров восстания под руководством Тадеуша Костюшко, подавление восстания которого обернулось окончательным 3 разделом Польши между Австрией, Пруссией и Россией.
4) В 1886 году через город проведена железнодорожная линия Барановичи- Белосток.
В 1897 г. По результата Всероссийской переписи населения, число жителей города составляло 2803 человека, из них- 1844- еврея ( город часть бывшей черты оседлости, введённой с 1791 года).
По Рижскому договору с 1921 году Зельва входила в состав Польши по итогам советско-польской войны 1920 года (до 1939 года).
Топоним «Зельва» образовался от названия речки Зельвянка. Хотя по мнению издания «энциклопедии археологии и нумизматики Беларуси» название города пошло от возвышавшей горы над городом.
Прикол в том, что я ранее думал, что все разделы Польши проходили только путём встреч дипломатов трёх стран, которые просто под линейку разделывали страну. Оказалось, что разделы были результатами сражений, войн и восстаний опять же.
5) Троицкий костёл- основная цель визита в Зельву. 1910-1913 гг. постройки, памятник неоготического зодчества, выстроен из кирпича. В начале 50- х гг. костёл был закрыт, затем использовался до 1989 года как склад и пункт приёма стеклотары, в Перестройку здание возвращено церкви.
Настоятель костёла - ксёндз Яцек Маркель. Приход насчитывает 1150 католиков.
6) Частный сектор города с холма, на котором был построен первый городской храм в 1470 году. В 1614 году усилиями вышеупомянутого князя Льва Сапеги возведён новый костёл, который был сильно повреждён во время Северной войны . третий костёл был возведён в 1740-1743 гг., разрушен во время ВОВ. Ныне остался лишь фундамент костёла, рядом остатки кладбища, в 2013 году там установлен памятный крест.
7) А это поля вокруг города. В Зельве я пробыл 3 часа, после чего направился к автовокзалу, чтобы добраться до следующего пункта моего путешествия.
В городе обратил внимание на ещё одну деталь. Во дворах довоенных польских домиков во многих местах сохранилась незакатанный под асфальт, хоть и не в идеальном состоянии, мощёный тротуар. Сами улицы покрыты асфальтом, а уже на частной территории- мощёнка.
На автовокзале взял билет где-то за 50 рублей на 24 километровое расстояние. Тут-то я понял, что междугороднее автобусное сообщение дороже поездов. Одна женщина уже у водителя взяла билет до Минска за 400 рублей (расстояние от Зельвы до столицы 233 км).
Мне же уже по дороге одна бабушка сказала, чтобы я попросил остановить возле деревни Елка, рядом с которой расположен храм Святого Михаила (в километре от трассы).
8) Путь к церкви лежал через это небольшое селение, за ним заброшенный спиртзавод, храм находится после колхоза, в коровнике при котором пасутся коровы, и в окружении огромного поля. Из колхоза веет запахом навоза, на одном столбе гнездо аиста, а вдали трактор обрабатывает поле.
Читал в интернете, Что коровник хотели снести, дабы туристов не губить запахом, но колхоз всё ещё там, придавая этому месту какую-то натуральную простоту.
Колокольня 1891 года перед церковью на переднем фоне.
9) Церковь Святого Михаила Архангела (Михайловская церковь), дата основания колеблется между началом XIV-XV веками., православная церковь-крепость, Соединившая в себе европейскую готику и русско-византийскую традицию крестово-купольного храма.
Имеется и своя легенда об основании церкви этой. якобы, когда умер великий литовский князь Ольгерд, он ставил своим наследником сына Ягайло, который стал королём Польши. Ягайло, дабы укрепить собственную власть, попытался убить брата Витовта, но тому удалось спастись. Потом Витовт скрывался в деревнях недалеко от Слонима. Вернувшись в Великое Княжество Литовское, он стал князем, а в благодарность за спасение, он повелел заложить храм. (данная легенда связана с предположением об основании церкви в 1407 году.
Современные историки и историки архитектуры полагают, что храм был построен в начале XVII, возможно, на средства великого гетмана литовского (должность руководителя вооружённый сил в ВКЛ, после создания Речи Посполитой - один из 2 высших военных руководителей наряду с великим гетманом коронным) Константина Острожского (главы православного рода Острогожских, великого гетмана литовского в 1497-1500 гг. и в 1507-1530гг после возвращения в результате побега из плена в Московском царстве).
10) Пара передних башен -восьмигранные, а башни со стороны апсиды (алтарной части)- круглые
Толщина стен в среднем 1.5 метра, по углам- бойницы со смотровыми площадками, бойницами и окошками в отвесных стенах для вертикального обстрела (машикули).
Михайловская церковь в Сынковичах -одна из трёх похожих храмов. Выстроенных в Великом княжестве Литовском до Люблинской унии в 1569 году, объединившей Литву и Королевство Польское. Дабы переломить ход боевых действий в Ливонской войне, положившей впоследствии распространение католичества в Литве. Её сёстры- церковь Рождества Богородицы в Мурованке и Благовещенская церковь в Супрасли (Ныне Польша)
11) Апсида очень красивая, их же на самом деле 3, они соответствуют числу нефов. Они накрыты одной крышей, оттого-то апсида как бы одна.
В 1926 году церковь была филиалом новициата иезуитской миссии в Альбертине (Слоним) и центром греко-католического прихода. Вновь открылась как православная в 1988-1990 гг.
12) Центральная брама (ворота с крестами, 1888-1889 гг.), вход во внутренний двор. После отъезда автобуса с туристами в Минск, я один там остался (только несколько служителей внутри храма). Сидел на скамеечке где-то 40 минут, а вокруг - тишина.
13) По краю территории храма - стенка из дикого камня. Вообще храм отлично вписан в ландшафт.
С левой стороны фасада обожжённым кирпичом выложены кресты, что наводит на параллели с Коложской церковью в Гродно (в плане кладки).
14) Добраться было туда нелегко, но оно того стоило. Зато уже до Слонима (планируемый 3 пункт моего туристического вояжа) пришлось автостопом добираться. А какие были варианты? Ждать следующий автобус 3 часа, идти пешком до Слонима 15км или стопить. Прождав 40 минут, меня подобрал мужик на УАЗике-буханке, отвозивший мигалки в город.
По пути рассказывал деду о том, чем занимаюсь по жизни, говорил о путешествиях как вид моего отдыха. Судя по его комментариям о состоянии многих провинциальных российских городов в пограничных с ЕС западных регионов России, он искреннее не понимал, как можно иметь «высокие зарплаты и грязные города». Его удручал Выборг и Петербург. Мне трудно было найти контпримеры. Но привёл образец чистого российского города в России, как Клинцы (мой родной город в брянской области) и Козельск (в калужской области, который и вовсе на отшибе расположен в стороне от железнодорожных и автомобильных трасс).
Прощальная фотография Сынковичской церкви, где лучше виден один из крестов в стене (слева внизу).
15) Мужичок привёз меня в самое сердце города- на площадь Ленина, где мы с ним и распрощались. Я был голоден и с предыдущего дня, кроме чая и булочки, ничего не вкусил, поэтому отправился в столовую на улице Первомайская. Отличное заведение общепита с очень вкусными варениками с начинкой из вишнёвого варенья. В этой столовой обедали и школьники, и пенсионеры. И простые люди всех возрастов.
Население Слонима на момент 2013 года- 48900 человек. Город упоминается под 1252 годом в Ипатьевской летописи под названием «Услоним», «Васлоним» в значении- «заслон». С середины XIII века город вместе с Зельвой в составе ВКЛ, в 1531 году получено Магдебурское право (Феодальное городское право, Согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена). Магдебургское право сложилось в XIII веке и распространилось в XIII-XVIII вв. в Польше, Великом Княжестве Литовском. Из российских городов Магдебургское право получили Стародуб (Брянская область), Рославль (Смоленская область), Невель (Псковская область) и Дорогобуж (Смоленская область).
Жители городов с Магдебургским правом освобождались от феодальной повинности, от власти воевод и прочих государственных чиновников. Создавался выборный орган самоуправления- магистрат.
С 1586 года Слоним и Зельва -собственность канцлера литовского Льва Сапеги, с чьим именем связан расцвет города. В XVIII веке город переживает 2 расцвет, когда новый владелец города Михаил Казимир Огинский (его годы жизни- с 1729 по 1800 гг., в должности гетмана великого литовского с 1768 по 1783 гг.) построил резиденцию, театр, участвовал в создании канала Огинского, прорытым за его средства, благодаря чему Слоним стал крупный речным портом. Кстати, Михаил Огинский- дядя композитора Михаила Клеофанса Огинского (автора полонеза «Прощание с Родиной», он же «Полонез Огинского»).
В 1795-1797 гг. существовала даже Слонимская губерния. Но, к сожалению, всё это было утрачено в XIX веке с лишением статуса центра губернии. Отменой Николаем I Магдебургского права в 1831 году (в Киеве оно существовало до 1835 года).
На этой фотографии, кусочек Огинского канала (1767-1783 гг.), соединявший бассейны Днепра (река Ясельда) и Немана (Река Щара). Так было проложен водный путь, соединявший Балтику и Чёрное моря. Длина канала-47 км. Строительство обошлось в 12 млн. злотых, которые выделил М. Огинский, проектировал пинский подстароста Матей (Матеуш) Бутримович.
16) Данная водотранспортная система вместе с Августовским каналом являются яркими памятниками гидротехники XVIII-XIX вв.. как самый короткий путь между Балтийским и Чёрным морями.
17) Спасо-Преображенский собор имеет предысторию. В 1635 году на этом месте костёл Божьего тела, в 1650 году рядом с ним католический монастырь. В XIX веке костёл перестраивают в церковь. В 1963 году церковь взорвана, в 2009 году восстановлена в русифицированном облике с сохранёнными барочными костёльные фронтоны, 5 куполов, смещённых к алтарю.
18) Андреевский костёл (1775 год). Храм имеет одну интересную деталь- башни поставлены под углом 45 градусов к фасаду, как бы вывернуты наружу. Это маленькое «подсемейство»виленского барокко.
Статуи изображают апостолов Петра и Павла.
В 1831 году костёл был закрыт после польского восстания 1830 года, в 1925 году, в бытность принадлежности Слонима Польше, фарный костёл отреставрирован по инициативе ксёндза (польский католический служащий) Яна Вебера.
На данный момент, действующий (фарный) приходской костёл.
19) Типичная частная застройка в старой части города
20) Ещё
21) Улица Космонавтов с Андреевским костёлом на заднем фоне
22) Оперная улица
23) Жилой дом 1905 года постройки.
Слоним является родным городом британского предпринимателя Майкла Маркса (при рождении Михаил Маркс), родившегося тут в 1859 году в семье еврейского происхождения, ставшим один из основателей фирмы «Marks and Spenser» (1884 г.), крупнейшего английского производителя одежды. Майкл Маркс был из литваков (носителей литовского диалекта идиша, который был распространён в границах современной Польши, Литвы, Латвии и Беларуси, а также миснагдиш (противников хасидизма). Если для хасидов главным был авторитет личности и их деятельность в качестве лидеров общин, то для миснагидов ценна раввинистическая учёность.
Необходимо рассказать об истории еврейской общины города.
Евреи впервые упоминаются в истории города в 1551 году, когда они были освобождены от уплаты «серебренщины» (налога с еврейских домов и хозяйств).
В XIX веке население города (в 1897 году)составляло 16000 человек, из них -11000 евреев. В начале XX века в Слониме были 2 православные церкви, 2 костёла, мечеть и 7 синагог ( до наст. Времени сохранились 2 синагоги. Одна заброшена с сохранившимися фресками, в другой ныне спортзал). Основными занятием еврейской общины города было содержание кормчих заведений (общепита).
24) Здание типографии. Пока снимал этот кусочек города, ко мне сзади подошла женщина, с виду милая тётенька. Она стала расспрашивать любезно о том, кто я, откуда, зачем снимаю это место, лишённое, по её мнению, всякого интересного. Я ей объяснял , что меня интересует польско-еврейское наследие этих мест, сохранившейся в гражданской архитектуре. Потом она снова, как и подвозивший меня мужик, сказала, что в Слониме уютно и спокойно, а «в России, как говорят, грязноватые города». Снова я сослался на примеры чистых и ухоженных российских городов. Потом дама стала жаловаться на свою жизнь. Просила совета, как ей устроиться на работу, затем любезно попросила помочь ей на сумму 200 российских рублей. Почему-то я уже несколько раз встречаю подобные случаи, когда, к примеру, в Таллинне 2 мужика-строителя просили помочь на сумму 300-400 рублей. Просто как-то с детства привык к тому. Что безвозмездно в России могут дать рублей 20-30, поэтому запрашиваемая сумма весьма сильно удивила.
25) Костёл Непорочного зачатия монастыря бернардинок (1664-1670 гг.), фасад которой обращён апсидой к дороге.
Архитектурный стиль-барокко (архитектор И. Оводович), в нынешнем виде построен в 1793 году, в ходе восстановительных работ в результате пожара.
На стене видны красивые цветочные капители.
26) Храм был закрыт , поэтому я смог полюбоваться им только зайдя во дворик и со стороны сарайчиков.
27) В 1764 году к костёлу Непорочного зачатия пристроен монастырский корпус.
28) Очень понравилась эта улочка
29) Отсюда виден всё тот же костёл
30) Здание банка в стиле модерн, 1905 год
31) Округлая площадь Ленина (ранее площадь Сапеги), сейчас там фонтан и уютный скверик. Вокруг него типичная для Гродненщины застройка.
32) Лев Сапеги был владельцем города, создатель 3 Литовского Статута (1588 год)-кодификационного акта с собрания законов и юридическим описанием устройства Великого Княжества Литовского. Статут Сапеги был переведён на русский язык, который действовал на бывших литовских землях до 1840 года (есть мнение, будто именно Статут Сапеги был первой в мире конституцией). Удивило то, что вторая в мире Конституция (фактически Статут ВКЛ) была принята в Речи Посполитой в 1791 году после Конституции США (1787 г.).
33) Необарочный вокзал польской постройки (1922 г.)
В Слониме я бы ещё погулял, но надо было садиться на дизель до Баранович, откуда я спустя 2.5 часа после прибытия уже отправлялся на пассажирском поезде до Гомеля обратно домой.
P/S . Водитель УАЗика рассказал, что город Дзержинск в 30 км западнее Минска служит своеобразной архитектурно-этнографической границей между Польшей и БССР, то есть на запад от него вышеописанный архитектурный фон начинается, а на восток от Дзержинска- более привычные нам формы домиков :)