Збигнев Бжезинский: Я не хочу быть пророком и чернокнижником (перевод с польского)
Mar 28, 2015 23:16
Насколько вероятно нападение России на Польшу? Какая судьба ждет Украину? Что в дальнейшем будет с Прибалтикой? На эти вопросы З. Бжезинский ответил польской газете Gazeta Prawna. Предлагаем вашему вниманию перевод.
Бжезинский: Польша должна вооружаться и рассчитывать в основном на себя. Украиной это не закончится.
Существует ст. 5 и принцип солидарности с подвергшимся атаке союзником. Однако в НАТО также применяются процедуры и принцип единогласия. Это означает, что Альянс в течение некоторого времени может быть парализован. Хотя бы через вето Греции, - говорит Збигнев Бжезинский DGP.
- Вы убеждаете нас в том, что будущее Украины - оставаться между Востоком и Западом. Является ли оно будущим вне НАТО и Европейского Союза?
- Сейчас важно ее выживание и территориальная целостность. Украине безусловно нужно помочь, предоставляя ей вооружение. Должна ли она в будущем войти в НАТО? Собственно, это не обязательно. Даже может оказаться вредным. Есть большие, сильные страны, не входящие в Альянс, и им это не вредит. Что касается членства в ЕС, то я был бы только «за». Но это долгий путь, и Украине еще многое предстоит сделать. Сегодня многие люди наивно думают, что достаточно заполнить заявку, чтобы стать членом евросообщества. Турция с 60-х годов пытается стать членом ЕС. Украинцы должны понимать, что это длительный процесс. Украины, будучи одновременно в двух структурах, была бы слишком большой пощечиной для России. Собственно, дело не в том, чтобы не дразнить Россию, но чтобы излишне не нагнетать конфликт.
- Политики из Латвии, Литвы и Эстонии официально заявляют, что они боятся российской агрессии. Считаете ли Вы, что такой вариант реален?
- Если мы посмотрим на динамику развития ситуации и на исторический опыт (аннексия этих стран в 1940-м году Советским Союзом), то эти опасения очень реальны и понятны. Россия проводит сейчас экспансивную политику и каждый сценарий, к сожалению, реален. Конечно, многое зависит от того, как будет разворачиваться ситуация на Украине.
- Польские опасения так же реальны?
- К сожалению, да. Недавно в связи с годовщиной аннексии Крыма прошла большая демонстрация в Москве, выступил на ней президент Путин. В какой-то момент в толпе раздались крики «Следующая Финляндия, а потом Польша!» Я бы не преуменьшал значения этого. В прошлом две страны принадлежали какое-то время Российской Империи, и это до сих пор засело в сознании россиян. Для меня и многих других было шоком, что такие выкрики могут раздаваться - и не единичные - в присутствии президента России. Я не говорю, что он побуждал их, но это именно он создал атмосферу, которая подвигла людей к этому. Аппетит приходит во время еды.
- Отчего зависит путинский аппетит?
- Конечно, он зависит от развития ситуации. Если война на Украине будет легким военным успехом России, ее победой, то придется кое-что учесть и в прибалтийских странах. Это в первую очередь. Следующие очаги возгорания могут появиться в Молдавии, Грузии, Азербайджане. Такова логика событий. Позже Польша может стать целью. Тем не менее существует различие между Польшей и названными странами. Это было бы нападение на страну - члена НАТО. Балтийские страны тоже являются членами ЕС, но они гораздо меньше. Польша может и не глобальная военная держава, но это среднего размера страна с адекватной ее размеру армией. Это означает, принимая во внимание также историю и менталитет поляков, что государство было бы в состоянии какое-то время сопротивляться, даже если придется это делать самостоятельно. Не забываем и о Соединенных Штатах.
- В какой степени актуален сейчас зонтик НАТО над Польшей? Насколько на самом деле Альянс нас защищает? Что мы можем сделать, чтобы улучшить собственную безопасность?
- То, что требует логика: Польша должна вооружаться, покупать технику, модернизировать и увеличивать армию. Рассчитывать на себя, чтобы иметь возможность, как можно дольше защищать себя. Потому что, конечно, есть упоминаемая статья 5 и солидарность с подвергшемся атаке союзником. Но в НАТО обязательны процедуры и принципы единогласия. Это означает, что в течение какого-то времени НАТО может быть парализовано. Хотя бы даже Грецией, которая является другом России и которая имеет право вето. В результате НАТО может прореагировать с задержкой. Однако я верю, если бы дошло до реализации черного сценария, Америка найдет способ помочь Польше. Даже на основании действующих двусторонних соглашений. Также можно рассчитывать на военную поддержку со стороны европейских союзников: а таковыми теперь себя декларируют англичане, немцы, французы, итальянцы и даже литовцы, которые недавно заявили, что в случае необходимости будут бороться в польских рядах. Да, Польша в опасности, но в отдаленной перспективе. На первой линии страны Балтии, Молдавия, может - Азербайджан.
- Всё время проходят военные учения российских вооруженных сил. В них участвуют десятки тысяч солдат. Если кто-то подготавливает такую машину, то она в конце концов найдет для себя задачу. Войну. Есть ли кто-нибудь в окружении Путина, кто может отговорить его от такого сценария? На другой стороне есть ли кто-нибудь, с кем можно разговаривать?
- Трудно однозначно ответить. Но когда я наблюдаю за реакцией российских генералов, то вижу, что есть группа, которая скептически относится к дальнейшей агрессивной деятельности. Они знают, что нападение на Польшу будет абсолютной конфронтацией с Западом, НАТО и Америкой. Знают, что для России это окажется контрпродуктивным. Потери были бы гораздо большими, чем выгода. Напоминает мне это ситуацию перед Второй Мировой войной, особенно после присоединения Чехословакии. В окружении Гитлера были желающие немедленно напасть на Польшу, но перевесило убеждение, что Польша будет обороняться и мудрее подождать до осени 1939-го года. Тем временем немцам удалось подписать договор с Советским Союзом. Я не хочу быть пророком и магом, но есть риск, что на самом деле Украиной не закончится. Это показывает анализ последствий выбранного Путиным пути.
- Страны Южной Европы показывают, что не только Восток несет угрозу. Напоминают об Исламском Государстве (ИГ).
- Существует фундаментальное различие между отдельными исламскими экстремистскими атаками - такими, как например, недавно в Тунисе - и страной, которая обладает ядерным потенциалом. И которая официально угрожает возможностью применения атомного оружия, как это делает в последнее время Россия. Джихадисты в Европе не действуют в составе организованного государства. Они опасны, непредсказуемы. Но они - не большое государство с армией. Более реален черный сценарий с участием России.
Первую ночь американские солдаты провели в 18-м Белостокском разведывательном полку, - сообщило RFM FM. Первая колонна армии США вошла в страну в понедельник. В рамках операции «Драгунский выезд» возвращается на базы в Баварии с учений в странах Балтии. В сумме по нашим дорогам пройдут около 90 колесных бронемашин «Страйкер» и автомобилей поддержки. В сопровождении военной полиции. В Чехии - в очередном пункте по дороге в Германию - пророссийская общественность объявила протесты.