Светлана Алексиевич - шестой русскоязычный лауреат Нобелевской премии
по литературе за всю историю премии. Из пятерых писателей до нее четверо подверглись жестокой травле на родине: Бунин, Пастернак, Солженицын, Бродский. Только Шолохову удалось избежать этой участи, так он продал душу дьяволу, а потом пил всю жизнь, заливал свою совесть.
Алексиевич не избежала участи четверых своих предшественников. Какими только помоями не поливали ее, в чем только не обвиняли! А ведь она работала в особом жанре документальной литературы, по сути журналистике: ни одного слова в своих книгах не придумала, записывала рассказы очевидцев, а потом просто их талантливо редактировала. «У войны не женское лицо» я до конца не смогла дочитать - все время плакала. «Цинковые мальчики» вообще убили своей какой-то трагической обыденностью. Писатель, который пишет только то, что слышит. Разве он виноват, что правда никому не всем нравится?
Вот отрывок из нобелевской лекции Светланы Алексиевич. Как настоящий писатель, она уже тогда все понимала и все предвидела…
«Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьем. Если бы я выросла в другой стране, то я бы не смогла пройти этот путь. Зло беспощадно, к нему нужно иметь прививку. Но мы выросли среди палачей и жертв. Пусть наши родители жили в страхе и не все нам рассказывали, а чаще ничего не рассказывали, но сам воздух нашей жизни был отравлен этим. Зло все время подглядывало за нами…
Я написала пять книг, но мне кажется, что всё это - одна книга. Книга об истории одной утопии…
Наш главный капитал - страдание. Не нефть, не газ - страдание. Это единственное, что мы постоянно добываем. Все время ищу ответ: почему наши страдания не конвертируются в свободу? Неужели они напрасные? Прав был Чаадаев: Россия - страна без памяти, пространство тотальной амнезии, девственное сознание для критики и рефлексии.
Великие книги валяются под ногами…»