Почему талантливые мужчины, гении! - выбирают недостойных их женщин?
Иногда - в жены, иногда - в музы. И любят их, и молятся на них, вертихвосток, всю жизнь, посвящая им прекрасные книги и великие строки.
Маяковский молился на Лилю Брик, которая вертела им, как хотела, и изменяла на каждом шагу. Бродский покинул страну и не хотел возвращаться ни за какие уговоры - в те места, где был влюблен в Марину Басманову. А она пошло изменила ему с его же другом.
Таких историй много. Но самая драматическая и горькая, пожалуй, произошла с Юрием Олешей. Если бы не эта чертова Сима, эта кукла Суок, сколько бы он мог еще написать, сколько сделать…
Если вы не читали «Алмазный мой венец» - настоятельно советую прочитать. В свое время она взорвала мозг не только мне - всему моему поколению. Актуальна книга и сегодня. В ней писатель Валентин Катаев рассказал честную историю о своем времени, в том числе - о любви своего самого близкого друга Юрия Олеши и Серафимы Суок, той самой, что стала прообразом равнодушной куклы в «Трех толстяках».
Сестры Суок, их было три, жили в Одессе и пленяли красотой все окружающее мужское население. Самой красивой из сестер была средняя Ольга. Но Юрий Олеша влюбился в младшую Симу. Ей было 17, ему 20. Была еще старшая Лидия, которая вышла замуж за поэта Эдуарда Багрицкого. Все сестры, кстати, стали женами писателей. А некоторые так и не по одному разу.
Сначала Сима изменила Олеше со старым бухгалтером, которого все звали Мак. Отдалась ему за еду и деньги ( время было голодное и безденежное, будущие классики советской литературы Катаев и Олеша ходили по Одессе босиком, не на то было купить сандалии). Сима вышла за Мака замуж. Олеша чуть умер от разрыва сердца, не мог ни есть, ни пить, ни говорить. Сима пожалела его, вернулась. Но не надолго. Вскоре ее увлек другой литератор - поэт Владимир Нарбут. От которого, впрочем, она снова сбежала к Олеше. Но когда экзальтированный Нарбут пришел под окна их дома и пригрозил, что застрелиться, если Сима не вернется, она повиновалась. Она вообще была очень легкомысленна, эта Сима…
Олеша пил, буянил, не знал куда себя деть. А потом женился на... Суок, только не Симе, а Ольге, которая всю жизнь его молчаливо любила. Ольге он написал посвящение «Трех толстяков». Но все знали, кому на самом деле была посвящена лучшая сказка ХХ века. Не зря Валентин Катаев назовет Олешу «до конца дней ушибленным прошлой любовью».
А Олеша, который изводил себя ревностью, тоской и водкой, оставит после себя только три книги. «Зависть», «Три толстяка» и «Ни дня без строчки». Некогда было ему писать. Он любил и страдал…
Сказка «Три толстяка» начинает так: «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле».
Сима - в берете. Ольга - справа.
На верху: иллюстрация Мстислава Добужинского к первому изданию "Трех толстяков" 1928 год