Хотя на Суле еще очень много чего нужно починить и привести в порядок, самое основное - стоячий такелаж - наконец было в порядке, и нам не терпелось наконец поднять паруса и выйти в залив.
Неожиданно мы уперлись в непростую проблему - чтобы поднять паруса (грот на мачту и стаксель на носу), нужно было поймать относительно безветренную погоду. Мы еще ни разу не поднимали парусов на Суле, не знали, с какими проблемами можем столкнуться, и рисковать не хотелось. Ведь как только мы развернем парус, сложить обратно на сильном ветру его будет очень трудно, практически невозможно. И тут оказалось, что в нашей марине ветер дует приблизительно всегда. 15-20 узлов, в тихую погоду - 10-15. Пару раз мы приезжали на лодку, говорили - может, попробуем, смотрели на ветер и отступались. Ветер срывает уши с головы, и бороться с улетающим парусом никому не хотелось.
Поэтому мы придумали вот что. Наши соседи по марине сказали Маркусу, что рано утром там бывает тихо. Прогноз ветра это подтверждал, тише всего с 6 до 8 утра. Приехать (и притащить отбивающихся детей) в такую рань для нас было бы очень трудно. Поэтому мы взяли подушки-одеяла, зубные щетки, книжки, игрушки, запаслись едой и приехали в пятницу вечером ночевать на лодку, чтобы встать раненько и все сделать.
Поужинав изысканными сосисками с макаронами и брокколи (газовая плита пока не работает, в моем распоряжении микроволновка и индукционная плитка на одну конфорку), мы умылись, уложили детей и наконец улеглись сами. Такое странное ощущение, снова спать на лодке, постель слегка покачивается, на палубе что-то слегка постукивает и похлопывает, ветер гудит в снастях, волны плещутся... Сула все-таки гораздо больше и комфортабельнее Путешественницы, и постель пошире, да. Хорошая лодка.
Тихий семейный вечер на лодке, дети играют, папа работает. Детские спальные койки.
Проснулись в 6:30 оттого, что кто-то постучал по лодке. Тук-тук-тук, настойчиво так. И снова тук-тук-тук-тук-тук! Соседи, что ли, стучат сообщить, что у нас что-то улетает или еще какое безобразие? Подорвалась, выглянула в иллюминатор - никого. Оказалось, чайка решила расклевать ракушку на палубе, дятел несчастный. Ну ладно, встали. Снаружи холодно и тучи. Ветер 12 узлов. Многовато. Обнаружилось, что 1). кофе на лодке только без кофеина 2). кофеварка на индукционной плитке не работает. Общему боевому настрою это нисколько не помогло, но что делать. Сварили бескофеиновый в ковшике "по ковбойски", вылезли наверх... ветер уже 15 узлов. Маркус попытался сказать, что придется отложить на другой раз, но Мышь уперлась. Мы здесь, чтобы поднять парус, и парус мы будем поднимать. Ждать у моря погоды неизвестно сколько? Ну нет. Поскольку Маркусу и самому хотелось все-таки это дело закончить, он согласился. Схватили-потащили!
Паруса на этой немаленькой лодке просто огромные. Мы вдвоем еле тащим мешок, по ощущению - с безжизненным телом внутри. А протащить надо из носовой кабины (вытащив из глубокого хранилища под койками, для этого туда нужно влезть ногами, иначе эту тяжесть просто не поднять) через две узкие дверцы в салон, потом по крутому трапу в кокпит, оттуда на палубу и, пробираясь между растяжками мачты, на палубу.
Выволокли грот, подтащили к мачте, открыли мешок... так. Нужна деталь, круглый такой диск с подшипниками. Где он? Ты знаешь? Я тоже нет. Похоже все опять откладывается, да что ж это такое. Побежала вниз, шерстить бесчисленные контейнеры с запчастями, упакованные еще предыдущим владельцем. Ура! Невероятно, но диск удалось найти. Прикрутили, вроде все работает. Зачем его было снимать - загадка. Как и в 80% остальных незаконченных проектов предыдущего хозяина, полет его мысли для нас непостижим. Ну не потерял и на том спасибо.
Нашли ушко на верхнем углу паруса, прицепили к специальному устройству внутри мачты. Присоединили угол с диском и нижний задний угол к гику, куда положено. Надеемся, не перекрутили. Давай поднимать! Ветер уже стабильно 15-16, у Маркуса теплая ушанка, а Мышь навертела себе на голову теплые штаны, потому что пусть лучше надо мной смеются (хотя особо некому), чем уши оторвутся и улетят на берег. Передний край паруса имеет вшитый шнур, и вот этот край со шнуром надо заправлять в специальную щель, а другому человеку тянуть веревку, привязанную к верхнему углу и через шкив спускающуюся обратно вниз по мачте. А гик надо повернуть в плоскости ветра, иначе очень скоро вся лодка попытается куда-то идти. Ветер не очень-то стабилен, так что гик оставили болтаться. Сначала Маркус тянул веревку, довольно скоро ее пришлось заправить на лебедку и крутить ручку, а я заправляла край паруса, потом поменялись. На удивление, подняли без задержек, парус ни разу не застрял (на Путешественнице это было труднее, но быстрее - парус застревал то и дело, но сам был меньше), с ног никого не сбило, все прошло гладко, хотя и нелегко. Закрутка в мачте работала отлично, Встать на пару часов раньше обычного, не позавтракать, вылезти на холод и ветер и заняться активными физическими упражнениями, что может быть лучше? Только сделать все то же с треснутой косточкой в ноге. Но тогда я еще не знала, что она с трещиной, думала, просто ушибла, пройдет.
Пока мы возились, прошло почти два часа, дети проснулись и запросили завтрак, мы спустились, я приготовила кашу и еще этого поддельного кофе. Ну что, пойдем поднимать стаксель? Что там с ветром? Ой, не. Уже 20 узлов, и если честно, сил ни у кого нет. К тому же выйти в залив все равно не сможем, потому что Маркус снял фильтры с мотора, и их еще надо помыть, заменить вкладыши и поставить обратно, а они дома в мастерской. Собрались и поехали домой, где весь остаток дня ползали, как сонные мухи.
Но пришло воскресенье, и мы с новыми силами, приободренные вчерашним успехом, снова приехали на лодку. Дуло все те же 15 узлов, порой даже 13. Ну что, рискнем? Стаксель оказался еще больше и тяжелее грота, но мы его вытащили и разложили на палубе. Он сразу попытался улететь за борт, пришлось придавить тяжелым ведром. Прицепили за ушко куда надо, начали заправлять край в нужную прорезь. Мне не понравилось, как сильно дует на носу, и я побоялась не справиться с парусом, поэтому пошла на лебедку. Крутить ее оказалось труднее, чем вчера, наверное, потому что парус больше и поднимается под углом. Но я вообразила себя шерстяной мышарой, как мощны мои лапищи, и все выкрутила. Закрутить стаксель тоже получилось отлично, только потом пришлось немного раскручивать, его задний угол при закрутке оказался высоко над палубой, не достать, а мы второй конец (фал? веревку, короче) не привязали сразу. Ну привязали, закрутили обратно. Оглянулись по сторонам - свежий ветер (уже ближе к 20 узлам), солнышко, время почти полдень - а не пойти ли нам? Пойти!
Маркус по быстрому установил фильтры к мотору, я убрала миллион коробок с запчастями и инструменты, телевизор мы отвинтили и уложили в форпике экраном книзу (иначе при любом мало-мальски заметном волнении он бы начал летать туда-сюда и биться о стенки, укреплен он был на шарнирном креплении для обычного дома, без возможности его закрепить). Я накормила всех быстрым обедом (приготовила с утра дома и привезла в контейнере), сделала чай и мы пошли! Выйти из дока получилось довольно гладко, ничего не задели, все концы я вовремя подобрала, инструменты работают, дети глазеют по сторонам, идем по каналу!
Прошли довольно немного и раскрутили-вытащили из мачты грот. Класс. Какой парус все-таки большой и красивый. Еще немного - раскрутили и стаксель. Заглушили тарахтящий мотор... тишина. Плеск волн, ветер (от которого очень хорошо спрятаться в кокпите), солнышко. Красота и тишина. Сула большая девочка, те невысокие волны, на которых маленькие лодки болтает, и от которых Путешественница бы ощутимо качалась, ее едва покачивают. Переглядываемся с Маркусом - да, пожалуй, в океане на Суле будет покомфортнее, чем было раньше! Ну а в заливе вообще красота, здесь сильное волнение случается очень редко.
Всю дорогу по каналу я сновала туда-сюда, подбирала веревки, кранцы, проверяла, все ли в порядке, помогала Маркусу с парусами и присесть было некогда. Наконец, выдалась минутка, села и решила попить заранее приготовленного чайку. Ага, щаз. Дети к тому времени уже весь чай выпили, и свой, и наш. Заметка на будущее, готовить в два раза больше.
Из воды неожиданно показали спинки дельфины. Сфотографировать не успела, придется вам поверить на слово - они были удивительно серо-розового цвета. Дети были в восторге, особенно Саша - она любит всякую живность.
Ну что ж, на первый раз хватит, идем обратно. В планах еще откачать сливной бак и заодно попрактиковаться в швартовке. Повернули, зашли в канал, завели мотор, свернули паруса. Прямо жалко, хочется еще погулять! Ну ничего, в следующий раз пойдем на подольше.
В марине подошли к доку с помпой для откачки, эммм, отходов. Там уже была пришвартована одна лодка. Добрые люди не дали потренироваться с первого захода, подскочили, приняли концы, несмотря на уверения, что мы сами справимся, ну или не справимся, но нам же учиться надо! Ладно, пришвартовались уже, давай откачаемся и потом еще разок-другой попробуем швартовку. Давай. Откачка прошла легко и быстро, палубу не угваздали, все хорошо - будем пользоваться регулярно. Это замечательно, потому что большие лодки в этой марине стоят на самом дальнем от берега и туалетов доке, и если ребенку вдруг припекло на горшок, приходится или пользоваться своим туалетом, либо 10 минут бежать с ним на берег и уговаривать потерпеть. Швартоваться получилось, но не с первого раза - вообще при ветре в 20 узлов и выше это непростая задача, лодка - не машина, ее постоянно куда-то несет, и задача рулевого - понять и предугадать, куда, и вывести лодку так, чтобы ее вынесло куда надо, и не слишком быстро. Поспешишь - протаранишь док, промедлишь - унесет не туда. А у помощника задача попроще, но тоже без тренировки не осилить, набросить конец на кнехт (или швартовочную утку), специальную металлическую штучку с рожками на доке, за которые привязывают лодки. Чувствуя себя незадачливым ковбоем, подготовить веревку, метнуть, промазать, вытянуть ее поскорее из воды, пока не намоталась на пропеллер, снова сложить, метнуть, промазать... Повторять, пока не попадешь, зная, что у тебя максимум две попытки, после чего рулевому придется уводить лодку на второй круг. Потренировались, стало немного лучше получаться. Пошли в свой док, перед ним покрутились немного на свободном пространстве, Маркус попробовал вести лодку и поворачивать задним ходом. В этот раз швартовка нам удалась, Маркус все точно рассчитал и загнал Сулу прямо посередине нашего места, я ловко накинула веревку куда надо, лихо спрыгнула на док и закрепила, ничего не ударили и не поцарапали, мо-лод-цы.
У дока с помпой
Ну что ж, начало положено, пусть это будет первый выход из многих-многих!