Когда Сула перешла в наше владение, мы ожидали, что потребуется несколько недель, может быть два или даже три месяца работы, прежде чем мы сможем поднять на ней паруса. Как и все остальные проекты на лодке, этот занял в два раза больше времени. Нет, никаких новых страшных поломок мы не нашли, но стоячий такелаж (стальные тросы, которые держат мачту вертикально) нам не могли изготовить месяца три, ждали детали из Европы. С этим ковидом все поставки порушились, повсюду задержки. Но самую большую задержку нам устроила одна единственная деталь, изолятор троса, который идет от кормы к верхушке мачты. По совместительству этот трос еще и является антенной радио, и изолятор ему прям очень нужен. Почему-то был нужен именно тот и никакой другой, и наша верфь заказала его в Англии. Заказала, его отправили... и он исчез. Не могли даже найти номер посылки и отыскать, где же он физически застрял, в Европе, в США, в каком-то неведомом контейнере, кто знает? И вот наконец почти месяц назад нам радостно сообщили, что посылка пришла, они начали изготавливать ахтерштаг, еще дня два-три и все будет!
Сула вскоре после покупки
Мы в который раз погнали Сулу из марины на верфь (благо это недалеко, минут 15-20 на моторе), нас там уже все знают и ждут не дождутся, когда же мы перестанем приходить и чиниться. Например, хранение снятой мачты у них - сто долларов в день. Можешь ее чистить, красить, менять проводку, вешать и снимать оборудование - сколько хочешь, любой каприз за ваши деньги, только плати. Но поскольку это они нас задерживали с изготовлением такелажа, мачта у них бесплатно лежала два месяца, Маркус на ней заменил все, что только можно. В процессе, конечно, со всеми работниками там перезнакомился, он вообще с людьми сходится легко.
Снятая мачта на верфи
Так вот, идем мы на верфь, Маркус рулит, дети скачут из кокпита в салон и обратно, я брожу по палубе и подбираю кранцы, увязываю концы и все такое, проверяю, все ли в порядке. И вдруг вижу, что мы вот-вот потеряем форштаг, растяжку от носа лодки к верху мачты. Это даже не просто трос, это здоровущая хрень такая, алюминиевый профиль на тросе по всей длине растяжки, плюс устройство закрутки стакселя (тяжелая круглая штуковина, к которой идут гидравлические трубки). Она должна держаться на толстой, в полтора пальца, стальной втулке, закрепленной от выскальзывания шплинтом, а оказалось, что шплинт верфь нам поставить забыла! А мы тоже молодцы, не проверили. И эта втулка уже почти выскользнула из крепления и держится на одном краешке под углом 45 градусов. В любой момент выскочит, растяжка полетит назад, трубки гидравлики оторвет, а мачта вообще может упасть! Сказать, что мы охренели, ничего не сказать. Правда, посмотрели на весь такелаж и немного успокоились, у нас еще есть растяжка от середины мачты к носу, возможно, ее бы и хватит удержать мачту вертикально, тем более что парусов на ней нет и нагрузка от ветра сравнительно небольшая. Тронуть эту втулку было страшно, она реально держалась на последнем краешке, то есть думать о том, чтобы забить ее молотком обратно, нечего было и думать, от любого удара она могла выскочить совсем. Поэтому я закрутку за ушко привязала свободно тросиком к ограждению, чтобы если выскочит, по крайней мере не оторвало гидравлику и не побило все вокруг. И оставшиеся минут десять мы шли и тряслись. Но она выдержала, ффух. А как только мы причалили, сразу ее заколотили на место и вставили шплинт, больше никуда не денется. Вообще потрясающе, что от отсутствия такой крошечной шпильки (шплинт очень похож на заколку-невидимку, из проволоки толщиной около 3 мм) теоретически может упасть мачта и потопить или серьезно повредить всю лодку (и нас!). Как у Маршака - "Лошадь захромала, командир убит, конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя".
На верфи нам установили растяжку с изолятором (толстенный стальной трос, в палец толщиной, на Суле все такое огромное, никак не привыкнем), обрадовали нас, что гидравлический цилиндр ахтерштага течет, скорее всего прокладкам уже 20 лет и надо поменять, и отпустили восвояси. Ну что ж, выход отложился еще на неделю. Сняли цилиндр, а заодно и поддержку гика, или как она там называется, тоже гидроцилиндр, отвезли на верфь на замену прокладок и диагностику. Вообще можно было попытаться сделать это самим, но на верфи есть оборудование, которого у нас нет, и цену нам предложили сносную, видимо, в качестве извинения за свой промах со шплинтом.
Прошла еще неделя, цилиндры установили на место, пусть прослужат еще 20 лет без проблем, пришла пора поднимать паруса. Мы их нашли (та еще задача, прошерстить 6 огромных тяжеленных мешка на складе и три на лодке, чтобы найти именно те паруса, что нам нужны), подготовили нужные веревки, крепления. Осталось дождаться тихой погоды - и можно поднимать. С погодой вышел затык. Оказывается, в этой марине тихо не бывает вообще. Она удобно расположена прямо напротив пролива Золотые Ворота, и из пролива, как из трубы, постоянно дует. 15-20 узлов, иногда выше, очень редко меньше. Однажды мы подступились к задаче... и отступились. Пока мы все подготавливали, задуло с порывами до 24, этак нас самих сдует. Попробуем пораньше с утра приехать и поднять. Приехали в другой день пораньше - уже дует 20. Ну что ты будешь делать! Соседи, что живут на лодке постоянно, сказали Маркусу, что в 7 утра бывает затишье. Но это ж встать в 5 утра надо, чтоб вовремя там быть, эти подвиги не по нам, учитывая, что придется тащить под мышкой спящих детей... Что мы в результате придумали - в пятницу вечером взять детей, еду, подушки-одеяла и переночевать на Суле, а рано утром встать и сразу поднять паруса.
Что из этого получилось - расскажу в следующем посте.