Прошел год с тех пор, как из Фейсбука уволилась аналитик Софи Чжан, которая рассказала о том, как
рядовые сотрудники Facebook влияют на политические процессы в разных странах: кого за что и почему они банять во время избирательных кампаний по всему миру.
Для того, чтобы рассказать о внутренней кухне FB, ей пришлось отказаться от выходного пособия в 64 тысячи долларов.
Поскольку информаторы из FB продолжают выходить и выносить сор из избы, Софи сочла важным поделиться своим опытом того, как улучшить культуру соцсетей законным способом и не переоценить свои возможности.
The Guardian опубликовал её советы: не далать скриншоты, иметь адвоката и доверять себе.
Софи Чжан
11 Октября 2021
Два года назад я сделала то, чего почти никогда не делаю: надела платье. Затем я оставила свой телефон и другую электронику дома у друзей, которые согласились сказать всем, кто спросит, что я была у них все это время, и отправилась в оклендский офис газеты Guardian на свою первую встречу с репортером.
Оставив электронику, я обезопасила себя от возможной слежки со стороны моего тогдашнего работодателя, Facebook. Платье было дополнительным слоем алиби: я предполагала, что если кто-нибудь с работы увидит меня и сможет опровергнуть мое первое алиби, он может сделать вывод, что мое необычное поведение свидетельствует не более чем о любовной интрижке.
Эта первая, тревожная встреча стала началом длительного процесса, который завершился моим решением - 18 месяцев спустя и после того, как меня уволили из Facebook - выступить с разоблачением неспособности Facebook бороться с обманом и злоупотреблениями со стороны влиятельных политиков по всему миру.
В этом месяце появился еще один разоблачитель Facebook,
Фрэнсис Хауген. Предоставив
Wall Street Journal и правительству США тысячи внутренних документов, свидетельствующих о внутренних исследованиях Facebook в отношении собственного вреда, Хауген дала
показания Конгрессу. Ее показания и откровения захватили воображение общественности, прессы и Капитолийского холма и породили надежду на то, что регулирующие органы, наконец, примут меры, чтобы обуздать огромную власть Facebook.
Во время своих показаний Хауген призвала "больше технических сотрудников заявлять о себе по законным каналам... чтобы убедиться, что общественность имеет необходимую информацию". Но доносительство никогда не бывает простым. Когда я решала, стоит ли мне высказаться, я с трудом нашла руководство о том, как лучше поступить. Если вы сейчас находитесь в подобном положении, вот мои лучшие советы о том, как пройти сложный путь к тому, чтобы стать разоблачителем.
Решите, чем вы готовы рисковать
Разоблачение - не для всех; я знал сотрудников Facebook с визами H1-B, которые подумывали о том, чтобы выступить, но не могли рисковать увольнением и депортацией. Высказываясь внутри компании или анонимно в прессе, вы рискуете своей текущей работой. Публичное выступление - риск для будущей карьеры. Предоставление документов чревато судебными исками и судебными разбирательствами. Эти риски можно минимизировать, но не устранить.
Решите, будете ли вы выступать публично
Первый вопрос, который вы должны себе задать, заключается в том, какова ваша цель - изменить мнение сотрудников и руководства или оказать на них давление через общественное мнение? Сотрудники будут более благосклонны к компании, чем широкая общественность; внутренний пост, обличающий руководителя компании в намеренном подрыве демократии, может оттолкнуть ваших коллег, но может сдвинуть окно обсуждения. До того, как я выступила, я использовала внутреннюю доску объявлений Facebook, Workplace, чтобы попытаться добиться изменений. Только когда это не удалось, я решила обратиться к прессе.
Если вы делаете внутреннее сообщение, помните, что утечки неизбежны, и подумайте о том, как ваши слова могут быть неправильно поняты. Когда я писала служебную записку о своем уходе, я наивно полагала, что она не
просочится, и писала для аудитории инсайдеров. Одним из последствий этого стало то, что случайное замечание об "актерах" (имея в виду людей, совершающих определенные действия) привело к появлению
в индийской прессе неверных сообщений о том, что звезды Болливуда вмешиваются в выборы.
Исчерпайте внутренние возможности
Не позволяйте компании утверждать, что она не знала о ситуации и проблемах, о которых вы говорите, или утверждать, что вы не поговорили с нужными людьми. Даже если вы ожидаете, что жалобы будут проигнорированы, все равно подайте их в письменном виде, чтобы потом можно было на них сослаться.
Решите, что вы собираетесь сказать
Высказывание мнений о сфере личной компетенции вызывает доверие и понимание, но при этом сужает сферу вашей деятельности до областей, которые могут не вызывать такого интереса у общественности. Высказывания на темы, выходящие за рамки вашей обычной работы, потребуют от вас
проведения исследований и поиска внутренних документов, которые вы обычно не просматриваете, что создаст цифровой след, который может разоблачить вас, но может сделать вашу историю более убедительной. Будьте внимательны, чтобы то, что вы говорите, было правильным, и вы не делали предположений, основанных на личных предубеждениях или мнениях; потенциальные "разоблачители" выступали с неубедительными откровениями,
основанными на предубеждениях.
Ожидайте критики со стороны компании независимо от того, о чем вы говорите - Facebook
уволил Хауген за то, что она говорила о вопросах, выходящих за рамки ее компетенции, и попытался сделать то же самое в отношении меня, хотя я говорила только о темах, над которыми работала лично.
О чем бы вы ни говорили, подумайте, какова ваша конечная цель и достигнут ли ваши откровения этой цели. Рискнуть своей карьерой, чтобы помочь техническому репортеру вести прямую трансляцию собрания компании, может оказаться не тем соотношением риска и вознаграждения, которое вы имели в виду.
Никаких скриншотов, никаких рабочих устройств
Никогда не связывайтесь со сторонними лицами (такими как репортеры или юристы) через рабочие устройства; делайте это только через системы со сквозным шифрованием, такие как Signal, на ваших личных устройствах. Для безопасного копирования рабочих документов используйте личное устройство для фотографирования экрана; не делайте скриншоты. Если вы получаете доступ ко многим документам, убедитесь, что у вас есть правдоподобное алиби. Если утечка происходит во время работы, убедитесь, что вы делитесь только теми документами, к которым недавно получили доступ многие сотрудники. А если вы планируете обнародовать информацию, заранее застрахуйте себя, удалив личную информацию в Интернете с помощью такой услуги, как
DeleteMe.
Накопите деньги на год без зарплаты
Если вы намерены обнародовать документацию, убедитесь, что вы сможете прожить на сэкономленные средства как минимум год. Большинство потенциальных разоблачителей, с которыми я общался, беспокоятся, что не смогут найти другую работу. Я тоже беспокоился об этом, но на самом деле я получил много предложений трудоустройства -
об этом сообщали и другие. Тем не менее, общение с прессой, гражданским обществом и государственными чиновниками отнимает много времени и, вероятно, на некоторое время лишит вас возможности работать. Скорее всего, вы также понесете дополнительные расходы на адвокатов и PR-консультации. Некоторые разоблачители предпочитают собирать пожертвования, но
это может подорвать доверие к вам.
Обратиться к адвокату
Если вы намерены обнародовать документацию и подробности, сначала поговорите с адвокатом. Такие организации, как
Whistleblower Aid и
Signals Network, могут помочь вам связаться с ним. Высказавшись, вы рискуете столкнуться с судебными исками о нарушении контракта или даже с судебным преследованием в США за кражу коммерческой тайны. Эти риски маловероятны, но, тем не менее, такая возможность существует.
Установите контакт с посторонним человеком
У большинства технических репортеров в профиле Twitter есть адрес Signal. Я слышал, что многие сотрудники обеспокоены тем, что репортеры не будут защищать анонимность - лично у меня нет особых опасений на этот счет, хотя я бы посоветовал работать с известным новостным изданием.
Когда вы разговариваете с репортером, вы должны заранее четко определить, говорите ли вы для протокола (вас можно процитировать по имени), без указания имени (вас можно процитировать, но не называть) или без протокола (ничего из этого не может быть опубликовано). Если вы намерены говорить с правительством, ваш адвокат должен быть в состоянии помочь вам.
Это ваше решение - доверьтесь себе
В конце концов, доносительство - это сугубо личное решение, о котором мало кто задумывается. Легко критиковать со стороны, но многие чувствуют себя иначе, когда сами сталкиваются с подобными рисками. Каждый раз, когда я консультирую других, я напоминаю им, что я могу дать совет, но окончательное решение они принимают сами. Я рада, что решила выступить, и Фрэнсис тоже, но никто не обязан сжигать свою карьеру в поисках справедливости.