Пуджа Бирайя Джайсвал взяла интервью у микробиолога Стэнли Перлман для
theweek.in Профессор микробиологии и иммунологии, а также профессор педиатрии Университета Айовы Стэнли Перлман изучает коронавирусы уже почти четыре десятилетия, а его лаборатория разработала мышиные модели для изучения вакцин и терапии. В этом интервью он сравнивает Covid-19 с другими коронавирусами, комментирует теорию утечки из лаборатории, иммунитет детей к Covid-19, готовность к вспышкам и продолжающуюся войну между странами за вакцины.
Почему Вы заинтересовались коронавирусами?
Это произошло с открытием коронавируса человека HCoV-OC43. Он относится к виду Betacoronavirus 1, который заражает людей и крупный рогатый скот. Будучи педиатром, я интересовался тем, как вирусы взаимодействуют с мозгом. Этот коронавирус вызывает демиелинизацию, которая возникает при повреждении защитной оболочки нервных клеток. Он поражает спинной мозг и вызывает неврологические проблемы, включая рассеянный склероз. Меня это заинтересовало, потому что хозяин или организм, похоже, способен очистить вирус, не вызывая сильного разрушения тканей. Вот что меня интересовало в течение 20 лет, пока я работал до появления атипичной пневмонии.
Самые ранние сообщения о коронавирусных инфекциях у животных были получены из Северной Дакоты в США в конце 1920-х годов у новорожденных цыплят, причем смертность составляла около 50 процентов.
Я не знаю, был ли тогда идентифицирован коронавирус,
поскольку для этого требовалась электронная микроскопия. Но IBV (вирус инфекционного бронхита), как его называли, был первым, который был идентифицирован как коронавирус. Это был высокоинфекционный вирус, который поражал дыхательные пути, кишечник, почки и репродуктивную систему кур.
Несмотря на то, что он распространялся только среди животных, американские ученые быстро изучили его и уже в 1931 году представили отчет.
Учитывая эту историю, а также тот факт, что смертельно опасные человеческие инфекции существуют с 1970-х годов, как вы думаете, было ли Китаю трудно сдержать вспышку Covid-19?
Вы имеете дело с множеством различных вирусов. Человеческие вирусы, которые были открыты в 1960-х годах, вызвали обычную простуду, и они распространены повсюду в мире. Конечно, в 2003 году в Китае была атипичная пневмония. Так что у них определенно был опыт с одним из этих плохих человеческих коронавирусов. В декабре 2019 года, когда вирус был впервые обнаружен в Ухане, я думаю, Китай сначала не стал быстро сообщать, что у них есть инфекция, и позволил людям покинуть Ухань. Поэтому они не очень хорошо сдерживали вирус. Но сразу после этого они очень хорошо сдержали его, закрыв Ухань на много-много недель. Было бы лучше, если бы они сдерживали его лучше в самом начале.
Значит, был шанс изолировать вирус в самом Ухане, если бы ученые и ВОЗ приняли срочные, адекватные меры?
Возможно. Это действительно неясно, потому что сейчас появляются сообщения о том, что, возможно, вирус действительно был в других местах ранее осенью 2019 года. Таким образом, даже если он был в других местах в октябре 2019 года, первый случай заболевания появился 10 декабря, а признание этого факта произошло через 20 дней после этого. Конечно, в ретроспективе эти 20 дней имеют значение. Если бы они заблокировали город и предотвратили распространение, возможно, все было бы правильно. Но есть также вероятность того, что в это же время он был в других местах, и поэтому, даже если бы его остановили в Ухане, он мог бы распространиться в других местах. Все, что мы знаем наверняка, это то, что Китай действовал не так быстро, как хотелось бы, и была информация о том, что они не делились информацией через несколько дней или недель после того, как она у них появилась.
Шипы отличают коронавирусы от других распространенных вирусов. Но мало что известно об эволюционных аспектах этих шипов - что они означают и какова их роль в том, чтобы сделать вирус смертоносным?
Все вирусы делают одну вещь: они все встраиваются в клетку, чтобы произвести еще больше вирусов. Потому что у вирусов есть только одна цель: создать больше вирусов. Если только они могут попасть в клетки и произвести больше вирусов, они счастливы. Поэтому у некоторых вирусов, таких как коронавирусы, есть шипы, торчащие из вируса, а у других, таких как вирус полиомиелита, есть гребни, которые связываются с клеткой-хозяином рецептора. Поскольку у них нет шипов, их не называют коронавирусами. Но они все равно могут связываться с клетками. Итак, сам по себе белок шипа не является чем-то особенным, за исключением того, что именно он используется для проникновения в клетки. Если вы можете остановить вирус от проникновения в клетку, то вы останавливаете инфекцию. Вот почему мыши не заражаются коронавирусом SARS 2. Если взять мышь, взять много вирусов и поместить их в мышь, ничего не произойдет. Вирусы со всеми своими шипами, торчащими из них, не могут найти нужный рецептор. Поэтому очень важно иметь рецептор.
Являются ли шипы на Covid-19 и его геноме исключительно эволюционным аспектом?
Среди целого ряда коронавирусов нет ничего особенного в белке-шипе Covid-19. Уникальность SARS-CoV-2 заключается в том, что он действительно растет в носу, в отличие от других тяжелых коронавирусов, которые растут в легких и затем распространяются. Поскольку Covid-19 растет в носу, люди, у которых нет симптомов, или те, кто только собирается заболеть, также могут распространять этот вирус. Этого не произошло при атипичной пневмонии или MERS.
Каково ваше мнение о перетягивании каната между развитыми и развивающимися странами в отношении крупной фармацевтической компании и наживы на вакцинах?
Вы в Индии знаете об этом больше, чем я. Нам нужно столько вакцины, сколько мы можем доставить в мир. Индии нужно столько вакцины, сколько она может получить. Конечно, идеальная ситуация - это когда вакцина доступна каждому, но проблема в том, что вакцин пока не хватает.
Но в вашей стране переизбыток вакцин.
Да, это правда. И она должна достаться тем, у кого ее нет. Но цифры огромны. Индии нужно столько же вакцин, сколько всей Западной Европе и США, ведь это такая большая страна. Там есть проблема.
В феврале 2020 года вы подписали письмо, опубликованное в журнале The Lancet, в котором говорилось, что атипичная пневмония-CoV-2 не является биоинженерным вирусом, и осуждались теории заговора, предполагающие, что Covid-19 не имеет естественного происхождения. Но сейчас, когда теория утечки из лаборатории звучит как никогда громко, каково ваше мнение?
В очередном предстоящем письме в журнале The Lancet мы говорим то же самое, что и в феврале 2020 года. Идея утечки из лаборатории действительно изменилась. В первоначальном письме говорилось о том, что [вирус] был сконструирован. Но теперь утечка из лаборатории означает, что природный вирус мог находиться в лаборатории в Китае и быть случайно выпущен, когда кто-то просто вышел из нее. Это очень отличается от сконструированного вируса. Я по-прежнему считаю, что утечка из лаборатории маловероятна, потому что нет никаких доказательств, но опровергнуть ее гораздо сложнее. Я могу сказать вам, что никто не сможет сконструировать вирус, потому что никто не настолько умен. Но я не могу сказать, что кто-то не получил вирус, находясь в пещере летучих мышей или в лаборатории, случайно оказался там, вышел и заразил людей. Нет никаких записей об этом.
Вы можете легко заразиться вирусом Covid-19 завтра от кого-то, о ком вы даже не знаете, что он болен. Так что мне кажется, что это скорее случайность. Я могу с уверенностью сказать, что никакой инженерии вируса не было. На мой взгляд, то, как вирус появился в естественном варианте, является наиболее вероятным объяснением - произошло ли это потому, что на рынке или где-то еще было животное, а люди в центре заразились и принесли вирус в Ухань, или кто-то в лаборатории принес его - все это естественный вирус.
Вы хотите сказать, что никто не знает, как сконструировать вирус? Несмотря на наличие всех знаний, технологий и ресурсов в их распоряжении?
Да. Никто не знает, как это сделать. Я постоянно работаю с этими вирусами и не знаю ничего лучше. Китай имеет в своем распоряжении все, но вам все равно нужно научиться это делать. Подумайте, что у вас самый большой завод в мире, но если вы не знаете, как собрать машину, вы не сможете ее собрать. Мы не знаем, как создать один из этих вирусов с нуля. Все, что мы можем сделать, это если у кого-то будет в руках вирус, почти весь, может быть, он сможет что-то с ним сделать, но он не будет знать, что именно. Потому что вирусы довольно совершенны. Мы постоянно мутируем вирусы в нашей лаборатории; мы меняем вирусы, и они всегда становятся слабее. Они никогда не становятся более вирулентными. Так что это хорошая идея в теории, но очень, очень трудно осуществить на практике.
Но они проводили в лаборатории исследования по усилению функции, что означает повышение вирулентности вируса. Не так ли?
Они не делают его более вирулентным. Они берут известный им вирус и накладывают на него другой белок-шип. Вот что они делают. Так что усиление функции заключается в том, что теперь он может заражать другую клетку. Вы не взяли вирус, который никогда не существовал. Вы взяли хорошо известный вирус и изменили белок спайк - очень простая вещь. Это может быть усиление функции, потому что вы можете сделать слабый вирус более вирулентным, но это не будет SARS-CoV-2; вы берете известный вирус и накладываете на него известный шиповидный белок. Это не волшебство. Вы не возьмете неизвестный вирус и неизвестный спайковый белок и не получите SARS-CoV-2. Значит, они не создали вирус с нуля.
Итак, если я правильно понял, вы хотите сказать, что у них в лаборатории уже был вирус SARS-CoV-2, который они решили модифицировать, добавив белок-шип, чтобы изменять его дальше?
Было бы полезно иметь вирус в лаборатории. Затем второе, что они должны были бы иметь, это белок шипа, который сделал бы его более вирулентным. В-третьих, если бы у них было все, что они поместили бы в вирус, они бы все равно не знали, что получат. Я имею в виду, что это не похоже на следование рецепту, когда перед ними вирус. Чтобы начать это делать, нужно действительно это знать.
Что касается пола, наблюдаете ли вы, что мужчины больше, чем женщины, подвержены влиянию Covid-19?
Да. Мужчины, похоже, болеют этим заболеванием чаще. У них больше шансов попасть в больницу и пострадать от тяжести болезни. Женщины только и в основном теряют обоняние и вкус. Я думаю, что это связано с некоторыми женскими гормонами, которые защищают организм. Но мы еще не до конца это поняли. Но это верно не только для США, но и для Европы, Китая и т.д. Везде мы видим, что мужчины страдают больше всего.
Как педиатр, можете ли вы пролить свет на то, насколько уязвимы дети в этой пандемии? Ведь недавно ВОЗ выпустила руководство, в котором говорится, что детям до 5 лет не нужно надевать маски. В то время, когда мы стоим перед лицом неизбежной третьей волны, будет ли разумно держать наших детей без масок?
Некоторые дети очень часто болеют этим (Covid-19), но подавляющее большинство детей не болеют. Поэтому мы немного снисходительны. Но мы также надеемся в скором времени вакцинировать детей. Сейчас мы прививаем детей старше 12 лет, а затем перейдем к детям от 5 до 12 лет. И очень скоро мы охватим детей в возрасте от шести месяцев до пяти лет.
Вы сказали, что подавляющее большинство детей не болеют Ковид-19. Это связано с их врожденным иммунитетом? Детский иммунитет против вируса был предметом споров все это время.
На самом деле мы не знаем. Мы знаем только то, что они не болеют. Я не думаю, что у них есть специфический иммунитет. Возможно, их иммунная система сильнее, но это не значит, что у них уже есть антитела в ответ на SARS-CoV-2. Некоторые люди говорят, что они в большей безопасности, потому что у них уже есть иммунитет к коронавирусам, которые вызывают обычную простуду. Это тоже возможно. Но мы знаем, что дети в возрасте от пяти до 12 лет имеют наименьшую вероятность заболеть.
Были некоторые сообщения о том, что вакцина компании Pfizer, вводимая детям в возрасте от 12 до 18 лет, негативно повлияла на некоторых детей, и их пришлось госпитализировать. Есть ли необходимость в пересмотре этой вакцины для детей?
Нет. Данные, которые я видел, касающиеся защиты детей после вакцинации, чрезвычайно хороши. Нет причин для беспокойства по поводу таких проблем, как боль в горле, кашель и простуда. Люди, которые попадают в больницы и умирают, - это те, у кого ослаблен иммунитет и вообще не очень хорошая иммунная система.
Индия рассматривает возможность третьей волны. Как вы предлагаете бороться с ней, если она настигнет нас?
Вакцинировать как можно больше людей и, пожалуйста, соблюдать соответствующее Ковиду поведение. Вот и все.
Доктор Энтони Фаучи заявил, что дельта-вариант коронавируса, обнаруженный в Индии, оказался самой большой угрозой для усилий США по борьбе с Ковид-19 на своих границах. Передаваемость и тяжесть Дельта-варианта выше, чем у оригинального Covid-19. Каковы ваши соображения?
Несомненно, этот вариант распространяется легко. Так, например, если мы с вами находимся в одной комнате и заражены штаммом Альфа или оригинальным штаммом, у нас есть определенный шанс, что мы оба заразимся. При использовании варианта Delta шансы вдвое выше. Но вызывает ли он более серьезные заболевания - вопрос спорный. Возможно, он немного более вирулентен. Если раньше число заболевших составляло 1 к 100, то сейчас - 10 или 11 из 800.
Эффективны ли меры блокировки? В то время как у нас была строгая национальная изоляция, в США ее не было.
Многие люди здесь считают, что мы должны были принять меры по блокировке. Проблема Индии в том, что она не знала, что делать со всеми мигрантами, которые хотели отправиться в свои родные города, и это также стало причиной распространения инфекции. В противном случае это могло бы сработать в Индии. Блокировка, похоже, работает, но она сопряжена с большими экономическими издержками. Для того чтобы они были эффективными, необходимо, чтобы у людей было достаточно денег, чтобы они не голодали.
В конце 1990-х годов мы знали только два коронавируса - HCoV229E и OC43. Они проявлялись как обычные простудные заболевания. Если бы мы тогда уделили больше внимания, нынешнюю трагедию во всем мире можно было бы предотвратить. Так ли это?
Дело в том, что в 2003 году у нас была атипичная пневмония, и мы поняли, что это был вирус летучих мышей и что в организме летучих мышей есть другие коронавирусы, которые могут заражать людей. Возможно, именно тогда нам следовало бы обратить на это больше внимания. Не 1990-е годы, так как это было слишком рано.
Вирусы вносят хаос в нашу жизнь. Полезны ли они для нас?
Если бы у вас никогда не было вирусной инфекции, я не думаю, что вам было бы хуже. Особенно эти патогенные. Может быть, в нашем кишечнике живут другие вирусы, которые полезны, но не эти. Поэтому, если бы вы никогда не болели полиомиелитом, гриппом или простудой, вы были бы в полном порядке. Мы знаем, что в нашем кишечнике есть вирусы, которые заражают присутствующие там бактерии. Я подозреваю, что в нашем кишечнике живут и вирусы животных, но они не вызывают заболеваний.
В Индии растет число случаев заболевания вариантом Delta Plus - в настоящее время мы знаем, что Delta Plus - это подлиния варианта Delta, впервые обнаруженного в Индии, который приобрел мутацию белка спайк под названием K417N. Одни говорят, что это высокотрансмиссивный вариант, другие - что высокоинфекционный. Пожалуйста, пролейте свет в соответствии с вашим опытом и наблюдениями.
Я не достаточно хорошо знаю эпидемиологию, чтобы комментировать. Мутация 417 не очень хорошо изучена на молекулярном уровне.
Как Великобритания справилась с дельта-вариантом? Что мы должны знать об этой мутации?
Что она более передаваема. Великобритания замедлила процесс открытия и сохранила некоторые правила социального дистанцирования. Страна также пыталась усилить вакцинацию.