- У тебя на кухне ничего не убежит? По-моему, это крышка на плите гремит, нет? - отвлеклась от рассказа
про пожар Лена.
- Это я воду поставила кипятить. Печенку хочу сварить. Тёть Лен, ты не знаешь, как долго надо печенку варить?
- Какую печенку?
- Говяжью. Я купила печенку. Хочу сготовить на ужин, но не умею я её варить. Сколько ни варю, а она всё равно мягкой не получается.
- Печенку не варят. Печенку очень быстро жарят на сильном огне, тогда она мягкая получается. Поставь на огонь сковороду. Добавь масла, и пока всё нагревается, порежь печенку на ломтики по 1 сантиметру толщиной. Обваляй в муке с солью и обжаривай с каждой стороны по 1 минуте приблизительно. Я подскажу, когда надо будет переворачивать. Ставь сковороду, а мне в туалет на минутку надо.
Из туалета Лена вышла слегка оглушенная увиденным.
Во-первых, с порога шибанул в нос тошнотворный запах. Во-вторых, унитаз выглядел фантастично: сверху фаянс был белым, но под водой лежал толстый слой как бы бархатных отложений цвета детской неожиданности. Если бы организм мог потерпеть, то Лена бы ни за что порог не переступила, но она хорошо промерзла по дороге, и пришлось воспользоваться.
Ванная комната была чем-то захламлена, и руки мыть Таня позвала её в кухню.
Ни до, ни после Лена не видела нигде и ни у кого более грязного жилища. Если тот факт, что при входе в квартиру ей сказали не разуваться потому, что полы были очень грязными, она ещё могла списать на то, что хозяева после недавнего пожара ещё не опомнились, то грязные стены в кухне и паутина по углам потолка говорили о долгой разрухе в доме.
Печенку пожарили быстро. Результат Тане понравился:
- Очень вкусно получилось. Спасибо. Я теперь всегда буду жарить. Здорово, что так быстро готовится!
Залив печенку сметаной и оставив её тушиться на медленном огне, Таня продолжила готовить ужин, а Лена аккуратно присела на табуретку возле стола и ненадолго задумалась.
Потом осторожно начала расспрашивать Таню.
- Таня, а к вам бабушки твои и тетушки в гости заходят? Крестная твоя?
- Заходят. Все заходят. Раньше чаще бывали, а сейчас редко.
- Таня, а почему у вас так грязно в доме? У вас же было всегда очень чисто и уютно, пока мама была жива. Такое впечатление, что после смерти её вы тут совсем никогда не убирались.
- Почему не убирались? Убираемся мы.
- Похоже, что очень редко. Разве, никто из близких тебе не говорил, что порядок надо поддерживать постоянно?
Не получив ответ на свой вопрос, Лена продолжила:
- И даже крестная тебе не говорила, что полы надо мыть каждый день?
Таня упорно молчала.
- Как ты в туалет-то заходишь? Там же вонь несусветная! Почему унитаз не чистишь?
- Почему я должна чистить унитаз? - наконец-то Таню задело за живое и она возмущенно выпалила - Я что? одна что ли им пользуюсь? Нас тут трое живёт, между прочим! Что Вы всё с меня-то спрашиваете? Они тоже туалетом пользуются!
Такой подход к вопросам санитарии и гигиены Лену ошарашил:
- То есть ты ждёшь, когда мужики сами порядок наведут?
- Вот именно! Почему я за всех должна отдуваться?
- Ну, кто-то же должен начать? Почему не ты? Они, может, век убираться не будут, а ты из-за этого готова бесконечно в грязи жить? Начни хотя бы уборку. Почисти, хотя бы, свою треть унитаза!
- ?
- А там, глядишь, и отец с братом подтянутся... Ты что очистки-то в раковине оставила? Посуду-то помыть надо, и раковину вымыть успеешь, пока картошка варится.
- Я же с Вами разговариваю! Как же я убираться буду, когда я с Вами разговариваю? Это невежливо будет!
- Я к тебе нагрянула внезапно. Оторвала тебя от домашних хлопот. Так что очень даже вежливо будет, если ты продолжишь свои дела делать. Мой! И можешь не разговаривать. Вымыть до прихода отца важнее, чем со мной поговорить.
И в ответ на молчаливый злой взгляд Тани добавила:
- Вот зайдут в квартиру сваты, чтоб тебя замуж посватать, и что они увидят? Да, они пулей вылетят из этого свинарника, и ни какие родители ни за что в жизни не согласятся своему сыну посватать такую грязнулю! Ты с ума сошла, когда решила, что можешь себе позволить жить в такой грязи? Отец говорил, что не хочет, чтобы ты несчастную судьбу матери своей повторила, но тебе в такой грязи вообще не грозит замуж выйти за хорошего человека.
И потом…
Как же ты можешь препираться с отцом по поводу уборки? Отец вас с братом содержит, работает на вас, одевает, обувает, кормит и поит. Вы ж на его иждивении живёте, а убраться самостоятельно не можете? Любой человек хочет с работы возвращаться в чистоту и уют. Отец тебе год целый жопу мыл, пелёнки засранные твои стирал, а ты за ним унитаз один раз почистить не в силах? Вычисти один раз, и потом будешь с мужиков своих трясти, чтоб они чистоту поддерживали всегда. Неужели, это не ясно? Пока они не увидят, что ты сама чистоту и порядок наводишь, они будут думать, что ты только командовать ими хочешь.
И нечего на меня так смотреть. Я тут не живу, и личным примером никого вдохновлять не собираюсь. Могу научить, как правильно себя вести, а могу и воздержаться. Живи, как хочешь.
Таня нехотя повернулась к мойке и начала мыть посуду. Пользуясь этим, Лена продолжила своё занудство.
- Уборка в доме - это традиционно женское дело. Мужик может и в грязи жить, а женщина должна ребенка вырастить. Младенцу чистота нужна обязательно, пока у него иммунитет не выработается ко всякой заразе и ему прививок не наделают, чтоб защитить здоровье. Грязнулю никто замуж не возьмёт.
Постепенно сердитое громыхание посуды и недовольное сопение Тани утихло. Девушка втянулась в уборку. Когда раковина была вымыта, Лена велела вымыть кафель над раковиной, потом плиту и кафель над ней. Когда же обратила внимание на грязь и паутину вверху под потолком, и Таня захотела взять табуретку, Лена внезапно её остановила:
- Ты куда? Зачем тебе табуретка?
- Я выше не достаю с пола. Табуретку надо поставить.
- Не надо тебе табуретку ставить. Ты и с неё до потолка не достанешь. Вот теперь брата зови на помощь. Ласково его попроси помочь тебе. Скажи, что моешь стену, а под потолком не достаёшь. Помощь нужна братская богатырская. Без неё никак.
Братец, увидев чистые плиту, мойку и кафель, расплылся в улыбке и с готовностью принялся сметать паутину и чистить стену под потолком.
К приходу отца с работы брат и сестра дружно и радостно успели полностью отмыть две стены.
Позже подруга спросила Лену:
- С чего это вдруг тебя понесло воспитывать чужих детей? Не могла промолчать?
- Не захотела.
- Вот за это тебя и подожгли.
- Подожги до этого. Про пожар она уже мне рассказала к тому моменту всё, включая «никто ж не ожидал, что сгорят не только ваши вещи».
А понесло…
Разозлилась, что вынуждена сидеть в грязи и ждать мужика, у которого вполне может и не оказаться знакомых в областной больнице. Поскольку всё ценное сгорело и терять уже нечего стало, я решила для равновесия в природе сделать мир лучше и чище, не сходя с места. Прямо тут. Здесь и сейчас.
Уборка - лучшее средство от стресса.